logo search
11-12-2014_20-28-39 / лекции электронка

Валютный контроль внешнеторговых операций

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

К документам, которые представляются клиентом и необходимы для осуществления функций агентов валютного контроля, относятся:

  1. при проведении валютной операции, связанной с осуществлением расчетов по внешнеторговым договорам:

  • при осуществлении валютной операции между резидентами (кроме физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), связанной с осуществлением платежей:

  • договор или в установленных случаях разрешение Национального банка на проведение валютной операции;

  • при осуществлении валютной операции, связанной с получением и осуществлением платежей по экспорту (импорту) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности, имущества, сданного в аренду, выполненных работ, оказанных услуг, — внешнеэкономический договор;

  • при осуществлении валютных операций, для проведения которых актом валютного законодательства установлен перечень представляемых документов, — документы, определенные в этом перечне;

  • при осуществлении валютной операции, связанной с получением, предоставлением и возвратом денежных средств в соответствии с договором займа, кредитным договором, — договор займа или кредитный договор;

  • при осуществлении валютных операций, связанных с платежами по иным финансовым обязательствам (в зависимости от вида финансовых обязательств):

    • договор;

    • исполнительные листы;

    • решения судов или исполнительных органов;

    • другие документы, обосновывающие необходимость платежа;

    При осуществлении валютных операций при необходимости клиентами представляются:

    • разрешение Национального банка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, либо уведомление о валютной операции, если необходимость оформления данного разрешения (уведомления) предусмотрена валюным законодательством;

    • документы, подтверждающие правопреемство в случае реорганизации субъекта валютных операций — получателя (отправителя) денежных средств;

    • договоры, связанные с уступкой права требования или переводом долга, или другие документы (приложения, уведомления, письма), связанные с переменой лиц в обязательстве либо содержащие указания платить третьему лицу в случаях, когда имеет место перемена лиц в обязательстве;

    В соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления на их счета денежных средств, поступивших от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг (со дня подписания документа, в соответствии с которым изменяются условия завершения внешнеторговой операции), представить банку документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агентов валютного контроля;

    При поступлении на счета клиентов денежных средств банк обязан потребовать от клиентов представления в срок не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления денежных средств документации о проведенной операции, необходимой для осуществления им функций агента валютного контроля.

    2 Основными направлениями валютного контроля Республике Беларусь являются:

    определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству; обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь; предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям; анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

    Валютный контроль в Республике Беларусь осуществляют органы и агенты валютного контроля.

    Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет.

    Совет Министров Республики Беларусь, как орган валютного контроля, определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные валютным законодательством.

    Национальный банк, как орган валютного контроля, осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные валютным законодательством.

    Комитет государственного контроля, как орган валютного контроля, формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций.

    Государственный таможенный комитет, как орган валютного контроля, осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные валютным и иным законодательством.

    При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

    проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований – законности происхождения и движения валютных ценностей; осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства; получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях; приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством; применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в том числе взыскивать штрафы, в случаях и порядке, установленных законодательством; осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

    Координацию деятельности органов валютного контроля, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций, осуществляет Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

    Органы валютного контроля вправе совместно осуществлять контроль за проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, валютный контроль за деятельностью которых входит в компетенцию этих органов.

    Орган валютного контроля, получивший документально подтвержденную информацию о нарушении валютного законодательства резидентом или нерезидентом, валютный контроль за деятельностью которого не входит в компетенцию этого органа, обязан передать указанные документы соответствующему органу валютного контроля.

    Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

    Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются агентами валютного контроля, подотчетными Национальному банку.

    Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные исполнительные комитеты являются агентами валютного контроля, подотчетными Совету Министров Республики Беларусь.

    Таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету.

    Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций.

    Порядок осуществления валютного контроля банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка.

    Банки и небанковские кредитно-финансовые организации, как агенты валютного контроля, осуществляют следующие функции:

    контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства; контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства; получение документов, объяснений, справок и сведений об осуществлении валютных операций; приостановление операций по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях.

    Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:

    если такое перечисление не соответствует процедурау функционирования счета резидента или нерезидента; если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения (лицензии) Национального банка, но такое разрешение (лицензия) резидентом или нерезидентом не представлено; если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, либо представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь.

    При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля.

    Порядок и сроки уведомления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями органов валютного контроля устанавливаются Национальным банком.

    Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные исполнительные комитеты, как агенты валютного контроля, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством:

    осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта; принимают меры по устранению подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства; представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством;

    Таможни, как агенты валютного контроля:

    производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством; контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров; осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей.

    Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, а также их работники обязаны хранить коммерческую или банковскую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютного контроля.

    3 Валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики государства, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.

    Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ и Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля).

    ТК России дано определение компетенции таможенных органов в области валютного контроля: \"Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств\".

    Важным условием валютного контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности является перемещение через таможенную границу Российской Федерации предметов внешнеторговой деятельности – товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности.

    Объектами валютного контроля для таможенных органов являются: перемещение через таможенную границу Российской Федерации валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также валютные операции, связанные с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

    В качестве субъектов валютного контроля выступают участники валютного рынка – физические и юридические лица, являющиеся резидентами и нерезидентами. Применительно к валютному контролю при экспорте товаров, субъектами являются участники внешнеэкономической деятельности – экспортеры и их контрагенты.

    Все таможенные органы осуществляют функции валютного контроля в пределах своей компетенции (ст. 10 ТК России). С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения:

    • в ГТК России – Управление валютного контроля;

    • в региональных таможенных управлениях – отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля или отделы валютного контроля;

    • в таможнях – отделы таможенного оформления и таможенного контроля, а также отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля, отделы валютного контроля;

    • в таможенных постах – действуют таможенные инспекторы по валютному контролю.

    4 Паспорт сделки – документ установленной формы, который оформляется экспортером или импортером по внешнеторговым договорам, общая стоимость товаров по которым превышает в эквиваленте 1500 евро, регистрируется в таможенных органах и является основным документом при осуществлении валютного контроля внешнеторговых операций. Паспорт сделки был известен и ранее, но наиболее существенные нововведения внесены именно:

    – в стоимостной ценз для оформления данного вида декларации. Нижним пределом является сумма, эквивалентная 1500 (в первоначальной редакции Указа – 200) евро. Пересчет иностранной валюты, кроме белорусских рублей, в которой выражено внешнеторговое обязательство, для определения эквивалентности, производится на основании кросс-курсов Национального банка Республики Беларусь;

    – оформление. В соответствии с п. 1 Положения «О порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций» паспорт сделки оформляется по каждому внешнеторговому договору, в том числе с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями государств – участников Таможенного союза.

    Порядок заполнения паспорта сделки определен <<< Инструкцией о порядке заполнения декларации «Паспорт сделки», утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета от 07.07.2001 № 32 (НРПА РБ от 12.07.2001, № 8/6369)>>>. В соответствии с ним оформление паспорта сделки не требуется:

    – при экспорте (импорте) товаров по договорам, общая стоимость товаров по которым не превышает в эквиваленте 1500 евро. Для определения стоимости товаров с целью определения необходимости регистрации паспорта сделки при пересчете в евро стоимости товаров, выраженных в иных валютах, применяется курс Национального банка Республики Беларусь, действующий на дату заключения контракта. Сумма в 1500 евро определяет общую стоимость поставляемых по отдельному внешнеторговому договору товаров, а не стоимость товаров по каждой отдельной экспортной (импортной) поставке либо спецификации;

    – при экспорте (импорте) товаров по договорам поставок в рамках межправительственных соглашений Республики Беларусь о взаимосвязанных (клиринговых) поставках. Клиринг – система безналичных расчетов за товары, услуги, ценные бумаги, основанная на взаимном зачете встречных требований, применяющаяся чаще всего в межбанковских отношениях;

    – при импорте товаров по договорам, финансируемым в рамках заключенных Советом Министров Республики Беларусь либо по его поручению кредитных соглашений;

    – при импорте товаров по договорам, предусматривающим оплату таких товаров ценными бумагами. Здесь имеется в виду, в первую очередь, такая распространенная операция, как расчет за товар путем передачи векселя. Но не стоит забывать, что кроме векселя ценными бумагами являются акции, облигации и т.д., хотя с их оборотом между резидентами и нерезидентами есть много вопросов, требующих отдельного разбирательства;

    – при импорте энергоносителей по договорам, предусматривающим оплату энергоносителей поставкой товаров, при экспорте товаров в оплату за эти энергоносители в том случае, если экспорт и импорт производятся по разным договорам. Вторая часть предложения относится к случаям, когда товары поставляются в счет погашения задолженности за энергоносители с проведением зачета встречных однородных требований по договорам;

    – при экспорте энергоносителей по договорам, предусматривающим оплату энергоносителей поставкой товаров, при импорте товаров в оплату за эти энергоносители в том случае, если экспорт и импорт производятся по разным договорам. Обратная ситуация, также именуемая «энергозачетом», когда зачет производится по договорам экспорта энергоносителей и импорта товаров в погашение задолженности за энергоносители или такие поставки производятся для накопления взаимных требований, в связи с чем при проведении зачета отпадает необходимость в перечислении денежных средств от резидента к нерезиденту и обратно;

    – при импорте товаров, приобретенных резидентами Республики Беларусь в розничной торговле за границей для использования или отчуждения в республике с целью получения дохода;

    – при экспорте товаров по договорам, расчеты по которым предусмотрены на условиях 100% предоплаты, при условии представления экспортером в таможню подтверждения белорусского банка о поступлении на его счет денежных средств в оплату за все товары, указанные в договоре, или документального подтверждения экспортером факта приема им наличных денег в оплату за все товары, указанные в договоре, путем представления таможне копии приходного ордера. Из данного определения следует, что в случае, если резидент имеет счет, открытый в иностранном банке, то поступление 100%-ной предоплаты на такой счет не освобождает субъект хозяйствования от обязанности оформлять паспорт сделки;

    – при экспорте товаров по договорам, не содержащим основных сведений для целей валютного контроля (наименование и количество товаров, цена или стоимость товаров, форма расчета, условия поставки и так далее), но предполагающим, что эти сведения содержат отдельно подписанные дополнения (приложения, соглашения) к договору, расчеты по которым предусмотрены на условиях 100%-ной предоплаты, при условии представления экспортером в таможню подтверждения белорусского банка о поступлении на его счет денежных средств в оплату за все товары, указанные в вышеназванных дополнениях (приложениях, соглашениях) к договору, или документального подтверждения экспортером факта приема им наличных денег в оплату за все товары, указанные в таких дополнениях (приложениях, соглашениях) к договору, путем представления таможне копии приходного ордера. Такие договоры принято называть «рамочными», поскольку они не являются договорами в полном смысле слова. Это скорее соглашения о поставках товаров без указания вида, количества и общей стоимости товаров. Полноценными договорами они не являются потому, что договор считается заключенным с момента, когда сторонами достигнуто согласие о предмете договора и цене (существенные условия договора). Рамочные договоры следует рассматривать как соглашение о намерениях или как некоторую интерпретацию реального договора, вступающего в силу с момента согласования сторонами перечня товаров (работ, услуг) и их стоимости (подписание спецификации, протокола согласования цен и т.д.);

    – по договорам, предусматривающим реализацию нефтепродуктов, топлива и иных сопутствующих товаров нерезидентам Республики Беларусь через автозаправочные станции на территории Республики Беларусь, а также резидентам Республики Беларусь через автозаправочные станции за пределами Республики Беларусь. При этом под сопутствующими товарами подразумеваются товары, отпускаемые через розничную сеть автозаправочных станций, предназначенные для обеспечения бесперебойной работы обслуживаемого транспорта. Вполне логичное правило, к сожалению, первоначально отсутствовавшее. В отношение сопутствующих товаров стоит отметить, что имеются в виду товары, предназначенные для обеспечения работы транспорта, то есть сюда не может входить питание персонала (водителей) и прочие товары, реализуемые на автозаправочных станциях и не предназначенные для автотранспортного средства.

    Несомненно, своеобразным исключением являются внешнеторговые договоры, предусматривающие экспорт (импорт) работ (услуг). По таким договорам предъявление паспорта сделки требуется лишь в том случае, когда условиями договора отдельно от оплаты услуг предусмотрена оплата товаров (сырья, материалов), использованных при выполнении договора.

    1. При ввозе в Беларусь из стран ТС (России и Казахстана) товаров (как белорусского, российского или казахского происхождения, так и третьих стран, выпущенных в стране ТС по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления (по старому ТК - для свободного обращения, т.е. "растаможенных" в этой стране с уплатой там. платежей)), а также при получении товаров на возмездной основе на территории Беларуси, отсутствует таможенное оформление и таможенный контроль (соответственно и уплата таможенных платежей), а согласно законодательства РБ производится статистическое декларирование.

    В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 549 "О статистическом декларировании товаров", принятом в развитиеУказа Президента РБ № 178 от 27.03.2008 г. (п. 1.14), принимаемые на возмездной основе резидентом Республики Беларусь от нерезидента Республики Беларусь товары при отсутствии в соответствии с законодательством РБ их таможенного оформления (ввозе из стран ТС или передаче на территории РБ) подлежат декларированию для целей статистического учета таких товаров.

    Технология статистического декларирования (без уплаты таможенных платежей):

    Статистическая декларация представляется импортером (резидентом Республики Беларусь, заключившим внешнеторговый договор) в центр статистического декларирования товаров, учрежденный Государственным таможенным комитетом Республики Беларусьили пункт таможенного оформления таможни, в зоне деятельности которой он зарегистрирован (при отсутствии в соответствующем населенном пункте центра статистического декларирования),по каждой импортной отгрузке (поставке) товаров, осуществляемой на одних и тех же условиях в рамках одной внешнеэкономической операции по одной товарно-транспортной накладной, если стоимость товаров, указанных в такой накладной, превышает в эквиваленте 1 000 евро. Если в соответствии с законодательством при поступлении товаров не предусмотрено наличие товарно-транспортной накладной, то допускается использование счета-фактуры (инвойса) либо иного документа, установленного законодательством для учета движения товарно-материальных ценностей и содержащего сведения, достаточные для заполнения статистической декларации.

    Под статистической декларацией понимается декларация установленной формы, которая оформляется импортером или грузополучателем для целей статистического учета импорта товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством РБ не производится, по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более, регистрируется должностными лицами таможенных органов РБ и является документом валютного контроля внешнеторговых операций.

    Под периодической статистической декларацией – статистическая декларация, которая оформляется импортером или грузополучателем для целей статистического учета импорта товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством РБ не производится, по двум и более фактам поставок товаров за отчетный месяц в рамках одного внешнеторгового договора, регистрируется должностными лицами таможенных органов РБ и является документом валютного контроля внешнеторговых операций.

    При ввозе товаров cтатистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты поступления товаров, а периодическая статистическая декларация – не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом периодическая статистическая декларация представляется по двум и более поступлениям товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору, если общая сумма стоимости товаров по данным поступлениям составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более.По усмотрению импортера, а также грузополучателя предусмотрена возможность представления статистической декларации и периодической статистической декларации также в отношении поступлений товаров, стоимость которых составляет менее 1000 евро.

    Исчисление сроков представления статистической декларации необходимо начинать со дня, следующего за датой оприходования товаров (Ст. 192 ГК). При этом в случае, если последний день срока представления статистической декларации приходится на нерабочий день, то статистическая декларация может быть представлена в ближайший следующий за ним рабочий день(Ст. 194 ГК). При этом под нерабочими днями понимаются выходные дни, а также государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими.

    С момента принятия статистической декларации решение о регистрации статистической декларации либо об отказе в ее регистрации должно быть принято в течение 10 минут после проверки сведений, указанных в основном формуляре грузовой таможенной декларации, плюс 1 минута для проверки сведений по каждому порядковому номеру товара, указанного в дополнительных формулярах грузовой таможенной декларации.

    С целью создания благоприятных условий работы участников внешнеэкономической деятельности, возможность представления статистической декларации и периодической статистической декларации в виде электронного документа с 29 июля 2010 г. предоставлена всем импортерам, грузополучателям (а не только импортерам, обладающими статусом «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности») либо по их поручению таможенным агентам при условии использования программных и технических средств, обеспечивающих взаимодействие с информационными системами таможенных органов Республики Беларусь при обмене электронными документами.

    При представлении статистической декларации в виде электронного документа она направляется в таможенный орган с использованием сети Интернет, аналогично в течение 30 минут направляется зарегистрированная статистическая декларация. Это значительно сокращает время и финансовые расходы субъектов хозяйствования, связанные со статистическим декларированием.

    Документы:

    Для статистического декларирования товаров, ввозимых из России или Казахстана (независимо от страны происхождения), декларант - резидент Беларуси должен предоставить следующие документы :

    - документы, подтверждающие полномочия представителя декларанта (доверенность, приказ о назначении, личный паспорт) и/или их копии;

    - свидетельство о присвоении учетного номера налогоплательщика либо свидетельство о регистрации идентификационных таможенных номеров импортера и\или получателя товаров, если в таможне отсутствует информация об этих номерах;

    - статистическую декларацию формы ТД-1 и необходимое число формуляров ТД-2 или ТД-3, заполненных в соответствии с Инструкцией (+ электронная копия) ;

    - внешнеторговый договор и дополнения (приложения, спецификации) к нему (+ ксерокопии, заверенные печатью заявителя, если регистрация сделки или паспорта сделки не предусмотрена действующим законодательством);

    - регистрацию сделки, если такая регистрация предусмотрена действующим законодательством. При этом в статистической декларации указывается номер регистрации сделки в банке либо при отсутствии необходимости регистрации сделки на оборотной стороне статистической декларации на свободном месте производится запись: «Регистрация сделки не требуется в соответствии с __________», со ссылкой на норму законодательства либо номер и дату официального разъяснения Национального банка Республики Беларусь;

    - справку, подтверждающую дату оприходования товаров на склад, подписанную уполномоченным должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем (в произвольной форме с указанием исходящего номера и даты);

    - товаросопроводительные документы (счет, счет-фактура (если товар третьих стран, ввозимый в РБ, выпущен в стране ТС по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления ("растаможен"), необходимо указание в счете номера таможенной импортной ГТД, по которой товар растаможен на территории ТС), CMR (ТТН, ТН), авиа-, ж/д накладная) (+ ксерокопии, заверенные печатью и подписью заявителя);

    - оригинал сертификата о происхождении товара формы СТ-1, выданного Торгово-промышленной палатой РФ (перечень товаров, на которые требуется обязательное предоставление СТ-1) либо другой документ, подтверждающий российское или белорусское происхождение товара (сертификаты (соответствия, качества, фитосанитарные, ветеринарные и др.), упаковочные листы, отгрузочные спецификации или иные документы, содержащие сведения о стране происхождения товаров (или ксерокопии, заверенные печатью и подписью заявителя));

    Примечание - с 09.07.2010 г. согласно письма ГТК 02/8515 от 09.07.2010 г. (см. сообщение 5) до внесения сooтветствующих изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 549 «О статистическом декларировании товаров» при непредставлении перечисленных документов, таможенные органы не могут отказывать в регистрации статистической декларации или периодической статистической декларации;

    - для ИП: ксерокопию документа об уплате единого налога с отметкой налогового органа о его зачислении в бюджет, заверенную печатью (подписью) индивидуального предпринимателя с указанием даты (представляется только индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога).

    Приложение оригиналов или копий документов, указанных в статистической декларации, к экземплярам зарегистрированной статистической декларации, остающимся в таможне, не требуется, за исключением оригинала сертификата о происхождении товара формы СТ-1, выданного уполномоченными органами Российской Федерации, либо оригиналов или копий иных документов, позволяющих определить, что страной происхождения товаров является Российская Федерация либо Республика Беларусь (счета-фактуры с указанием в ней страны происхождения товаров, товарно-транспортных накладных, свидетельствующих об отгрузке с российского предприятия-изготовителя, технической документации, отгрузочных спецификаций и других документов, имеющих отношение к товарам и содержащих заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров) и справки, подтверждающей дату отпуска товаров со склада или оприходования товаров.

    Более подробно информацию о статистическом декларировании Вы можете найти как в указанном Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 549 "О статистическом декларировании товаров", так иПОСТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 30 апреля 2009 г. № 37 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений и аннулирования зарегистрированной статистической декларации и периодической статистической декларации".

    Порядок оформления и регистрации сделки указаны в разъяснениях Национального банка Республики Беларусь.

    При ввозе из стран ТС товаров, выпущенных для внутреннего потребления в ТС, в качестве подтверждения таможенного оформления в стране ТС, в счете (или другом товаросопроводительном документе) необходимо указание номера ГТД, по которой товар был "растаможен". При отсутствии таких сведений необходимо предоставление копии такой ГТД.

    Ответственность:

    Согласно главы 11 "АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Кодекса РБ об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрены следующие штрафные санкции:

    Статья 11.42. Представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделкиПредставление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до двадцати процентов контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров.

    Статья 11.43. Нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операцийОтсутствие лицензии либо других разрешительных документов, регистрационного номера сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации в установленных законодательством Республики Беларусь случаях - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до ста процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

    Статья 11.44. Нарушение установленного срока представления статистической декларацииНепредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до десяти процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров.

    Статья 11.45. Нарушение установленного срока аннулирования зарегистрированной таможенным органом статистической декларацииНеосуществление в установленный срок аннулирования зарегистрированной таможенным органом статистической декларации, если отгрузка указанных в декларации товаров не состоялась, - влеч

    ет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.

    ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

    1 Виды и порядок уплаты таможенных платежей

    Таможенные платежи — это денежные средства, взимаемые таможенными ор­ганами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь. Уплата платежей - одно из основ­ных условий операции, связанных с внешней торговлей.

    В соответствии со ст. 242 ТК РБ к таможенным платежам относятся:

    1. ввозные таможенные пошлины;

    2. вывозные таможенные пошлины;

    3. специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины;

    1.4. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на тамо-женную территорию;

    1.5. акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию;

    1.6. таможенные сборы (таможенное оформление; таможенное сопровождениетоваров; осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собствен-ности и продление срока осуществления этих мер; выдачу квалификационного атте-стата специалиста по таможенному оформлению и возобновление его действия;принятие таможенными органами предварительного решения; выдачу марок, иденти-фикационных знаков или иных знаков для обозначения товаров в целях подтвержде-ния операций таможенного оформления либо принятого таможенным органом реше-ния в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Бе-ларусь; включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организа-ций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей)

    Таможенные платежи исчисляются плательщиком таможенных платежей са­мостоятельно.

    При вынесении таможенным органом решения о взыскании таможенных пла­тежей исчисление подлежащих уплате таможенных платежей производится таможен­ным органом. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных платежей произво­дится в белорусских рублях, за исключением случаев, когда суммы таможенных пла­тежей уплачиваются исключительно в иностранной валюте. В таких случаях исчисле­ние таможенных платежей производится в евро с указанием эквивалента в белорус­ских рублях.

    Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, дей­ствующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

    Для целей исчисления таможенных платежей применяются ставки, соответст­вующие наименованию и (или) классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Республики Беларусь, иными законами и (или) актами Президента Респуб­лики Беларусь.

    При исчислении таможенных сборов за таможенное оформление применяется наибольшая ставка таможенных сборов за таможенное оформление из установленных в отношении нескольких товаров, указанных в таможенной декларации.

    В случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, а также определения таможенной стоимости товаров требуется произвести пересчет ино­странной валюты в белорусские рубли, применяется официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте, установленный Национальным банком Республики Бе­ларусь на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

    В случаях, когда для целей исчисления таможенных сборов требуется произве­сти пересчет иностранной валюты в белорусские рубли, применяется официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте, установленный Национальным бан­ком Республики Беларусь:

    1. на день принятия таможенной декларации таможенным органом, — при ис-числении таможенных сборов за таможенное оформление;

    2. на день их уплаты, — при исчислении иных таможенных сборов.Таможенные платежи уплачиваются:

    1. в безналичном порядке на счета республиканского бюджета, открытые в соответствии с законодательством для таможенного органа, в котором осуществляет­ся либо будет осуществляться таможенное оформление товаров либо который будет совершать юридически значимые действия (далее — счета республиканского бюдже­та);

    2. наличными денежными средствами в кассу указанного в подпункте 1.1 на­стоящего пункта таможенного органа либо через банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию, поселковый, сельский исполнительный и распорядитель­ный орган или организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

    Таможенные платежи могут уплачиваться путем зачета в счет предстоящих та­моженных платежей излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных плате­жей, сумм авансовых платежей или путем обращения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей (далее — суммы обеспечения), в таможенные платежи.

    Допускается взаимозачет таможенных платежей, подлежащих уплате платель­щиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных Органов перед этим пла­тельщиком. Порядок проведения взаимозачета определяется законодательством.

    В отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международ­ных почтовых отправлениях, таможенные платежи принимаются национальным опе­ратором почтовой связи, который перечисляет указанные платежи на счета республи­канского бюджета в порядке и сроки, установленные Правительством Республики Бе­ларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

    Законами и (или) актами Президента Республики Беларусь могут быть уста­новлены особенности порядка уплаты таможенных платежей.

    Таможенные платежи уплачиваются по выбору плательщика как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к кото­рой установлен Национальным банком Республики Беларусь. Правительство Респуб­лики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, вправе устанавливать случаи, когда таможенные платежи должны уплачиваться исключи­тельно в иностранной валюте.

    Пересчет белорусских рублей в иностранную валюту для целей уплаты тамо­женных платежей, исчисленных в белорусских рублях, производится по официально­му курсу белорусского рубля к иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случае, когда обязанность уплаты таможенных платежей не связана с подачей таможенной декларации, — на день их уплаты.

    По требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать подтвержде­ние уплаты таможенных платежей в письменной форме.

    Срок уплаты таможенных платежей, установленный Кодексом, иными закона­ми и (или) актами Президента Республики Беларусь, может быть изменен по реше­нию Президента Республики Беларусь и таможенным органом.

    Изменение срока уплаты таможенных платежей производится в форме отсроч­ки и (или)рассрочки.

    Отсрочка и (или) рассрочка уплаты таможенных платежей могут предостав­ляться по одному или нескольким видам таможенных платежей, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

    Отсрочка и (или) рассрочка уплаты таможенных платежей предоставляются при условии обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможен­ных платежей.

    4. Отсрочка и (или) рассрочка уплаты таможенных платежей предоставляются таможенным органом по письменному заявлению организации или индивидуального предпринимателя — плательщика таможенных платежей.

    Решение о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей принимается в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных плате­жей.

    Отсрочка и (или) рассрочка уплаты таможенных платежей предоставляются на срок не более двух месяцев со дня принятия таможенным органом таможенной деклара­ции, если иной срок не установлен актами Президента Республики Беларусь.

    Решение о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей с указанием срока, на который предоставляются такие отсрочка и (или) рассрочка, или об отказе в их предоставлении с указанием причины такого отказа направляется (выдается) лицу, обратившемуся с заявлением об их предоставлении, в письменной форме не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

    Отсрочка и (или) рассрочка уплаты таможенных платежей предоставляются организации или индивидуальному предпринимателю — плательщику таможенных платежей по следующим основаниям:

    при причинении этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, техно­логической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

    при задержке этому лицу финансирования из республиканского или местных бюджетов или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;

    если товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

    при осуществлении лицом поставок по международным договорам Республики Беларусь;

    если товары, перемещаемые через таможенную границу, являются посадочным или посевным материалом, средствами защиты растений, сельскохозяйственной тех­никой, товарами для кормления животных, сырьем, а также материалами, комплек­тующими изделиями, технологическим оборудованием и запасными частями к нему, ввозимыми для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

    За предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей взимаются проценты, начисляемые на суммы таможенных платежей в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты таможенных платежей, за каждый день пользования отсрочкой и (или) рассрочкой.

    Проценты уплачиваются до уплаты или одновременно с уплатой сумм тамо­женных платежей, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истече­ния срока предоставленных отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных плате­жей.

    2 Порядок исчисления таможенных платежей

    Налогооблагаемой базой при уплате налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость товаров, ввозимых в таможенных процедураах свободного обраще­ния, обратного ввоза в измененном состоянии и ввоза для потребления нерезидента­ми.

    Исчисление суммы налога на добавленную стоимость (НДС) производится по следующим формулам:

    НДС = (ТС + ТП + А)хН, (1)

    НДС = (ТС + ТП)хН, (2)

    НДС = ТС*Н, (3)

    где ТС - таможенная стоимость ввозимого товара; ТП - размер ввозной таможенной пошлины; А - размер акциза;

    Н - ставка налога на добавленную стоимость.

    Формула (1) применяется в отношении товаров, облагаемых ввозными по­шлинами и акцизами; формула (2) - в отношении товаров, облагаемых ввозными тамо­женными пошлинами и не облагаемых акцизами; формула (3) - в отношении това­ров, не облагаемых ввозными пошлинами и акцизами.

    В 2007 году установлены следующие ставки НДС при ввозе товаров на таможен­ную территорию РБ:

    - 10% - при ввозе продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом РБ;

    - 20% - в отношении остальных товаров.

    Акцизами облагаются в основном спиртосодержащие товары, товары повышенно­го спроса и предметы роскоши — спирт гидролизный технический и спиртосодержа­щие растворы, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, нефть сырая, авто­мобильные бензины, дизельное топливо, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также микроавтобусы и легковые автомобили, в том числе и переоборудованные в грузовые. Объектом обложения акцизами по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, в зависимости от приме­няемых ставок акцизов является:

    • объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

    • таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление, - по подакцизным товарам, в отноше­нии которых установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов.

    Исчисление суммы акцизов А при применении адвалорной ставки производится по формуле

    А = ТСхН, (4)

    где ТС - таможенная стоимость подакцизного товара, увеличенная на сумму та­моженной пошлины и сборов за таможенное оформление; Н - ставка акциза в процен­тах к таможенной стоимости.

    При применении специфической ставки сумма акцизов равна

    . А=К*НхЕ, (5)

    где К - количество ввезенного товара в единицах измерения, на которые установ­лены ставки; Н - установленная ставка акциза в евро за единицу товара; Е - курс ев­ро, установленный Национальным банком Республики Беларусь на дату принятия таможенной декларации.

    Исчисление размера таможенной пошлины по адвалорным ставкам производится по формуле

    ТП = ТСхС, :■■ (6)

    где С - ставка таможенной пошлины, установленная в процентах от таможенной стоимости товара.

    Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможен­ной пошлиной по ставкам в евро за единицу товара, производится по формуле

    ТП = КхСхКевро, (7)

    где К - количество товаров в единицах измерения, в которых установлены став­ки; С - ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; Кевро - курс евро, ус­тановленный Национальным банком Республики Беларусь на дату принятия тамо­женной декларации для целей таможенного оформления.