logo search
Учебник Сорокиной по Экономике ТД

4.2. Концентрация и специализация в таможенном деле

Осуществление таможенными органами регулятивной, контрольной, экономической, правоохранительной и информационно-аналитической функций связано с процессами разделения труда и его объединения. На практике это выражается в процессах концентрации, специализации и кооперировании в таможенном деле.

Концентрация в таможенной сфере – это процесс сосредоточения таможенной деятельности в относительно крупных таможнях/

Концентрация создает условия для более эффективного использования техники, программных продуктов, баз данных для роста производительности труда и централизации управления. Концентрация таможенного дела в универсальных таможнях удобно и для участников ВЭД. Процесс концентрации может осуществляться также в форме увеличения мощности специализированных таможен. В таможенной деятельности это предполагает сосредоточение на таможенных постах однородных технологических процедур, а в таможенных подразделениях – одного вида работ.

Процессу концентрации способствует рост потребности в таможенных услугах, стандартизация и унификация таможенных документов, оборудования таможен.

Объектом стандартизации в таможенном деле являются не только документы, но также нормы, требования, методы, термины, обозначения.

Унификация предполагает единообразие в технологии оформления и наборе документов при оказании таможенных услуг одинакового назначения.

Уровень концентрации в таможенном деле характеризуется экономическими показателями объема таможенных услуг и работ в расчете на один таможенный орган:

- Число деклараций на товары

- вес или стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу

- сумма т платежей

- стоимость производственных основных средств

- численность должностных лиц.

На Дальнем Востоке высока степень концентрации в оказании таможенных услуг и выполнении работ на юге территории. 2 из 15 таможен ДВТУ (Владивосток, Уссурийск.) оформляют до 35% всех деклараций на товары региона. Высокая степень концентрации в уплате таможенных платежей проявляется и в зоне УТУ (Уральского таможенного управления). Так, из 8 таможен УТУ более 30% платежей обеспечивает Тюменская таможня и около 20% Нижневартовская.

При анализе и планировании процессов концентрации можно использовать группировки таможен и постов по перечисленным показателям. Степень концентрации на каждом этапе развития должна соответствовать потребностям в таможенных услугах, уровню развития таможенных технологий и оборудования, а также обеспечивать эффективное использование выделенных ресурсов. Излишняя концентрация может быть также не оправдана, как функционирование большого числа таможен, оформляющих незначительное число деклараций на товары в год.

При поиске оптимального уровня концентрации таможенного дела надо исходить из внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относят мощность товарных потоков, стоимость строительства или обустройства, наличие необходимых для этого трудовых ресурсов и др. Учет внутренних факторов предполагает максимальное использование всех имеющихся в распоряжении таможни производственных ресурсов.

Таможни и их подразделения создаются, как правило, по территориальному принципу. Этим определен универсальный комплексный характер их работы. Большинство таможен осуществляют таможенное оформление всех групп товаров, доставляемых различными видами транспорта. Однако территориальный принцип не исключает специализации отдельных таможен на выполнении специфических видов деятельности, осуществлении таможенного дела при особых обстоятельствах.

ФТС вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Специализация – это сосредоточение основной деятельности таможенного органа на выполнении узкого круга работ и услуг. Она является следствием разделения труда и формой организации таможенного дела.

Специализация в таможенном деле осуществляется в трех формах: предметная, подетальная и технологическая.

Предметная специализация означает, что в таможенном органе оказывают услуги конечного потребления, т.е. технологически процесс ТО окончен и пакет документов дает право участнику ВЭД на дальнейшее движение его товара от продавца к покупателю.

Предметная специализация может быть реализована по нескольким признакам.

Например, по группе оформляемого товара: Центральная энергетическая таможня (нефть, газ, нефтепродукты), таможенные посты «Аэропорт Магадан», «Малахит» (Екатеринбург) – это посты по таможенному оформлению ввоза и вывоза драгоценных металлов и камней.

Центральная акцизная и Северо-Западная акцизная таможни являются специализированными таможенными органами, осуществляющими методическое руководство таможнями, соответственно Центрального, Северо-Западного ТУ по вопросам таможенного оформления подакцизных товаров. Таможенные посты, подчиненные данным таможням являются специализированными таможенными органами, обладающими правомочиями совершения таможенных операций в отношении определенных групп подакцизных товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Приказом ГТК РФ от 21.11.2003 № 1307 Установлены специализированные и иные таможенные органы, которым предоставлено право на совершение таможенных операций в отношении драгоценных металлов, драгоценных камней.

Исключительными правомочиями на совершение операций в отношении природных алмазов любого вида обработки наделен специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни.

Приказом ГТК РФ от 20.11.2003 № 1303 установлены специализированные и иные таможенные органы, которым предоставлено исключительное право на совершение таможенных операции в отношении делящихся и радиоактивных материалов. Другие таможенные органы могут проводить в отношении этих товаров только операции, связанные с обеспечением например таможенного транзита.

Подетальная специализация – сосредоточение определенных промежуточных операций и документов, а также выполнение отдельных «внутренних» технологических процессов для реализации таможенными органами их функций. Технологический признак специализации представляет наибольший интерес для Экономики таможенного дела. По этому признаку в таможенных органах формируются службы и подразделения, разрабатывается программы развития.

Формирование подразделений, выполняющих экономические функции, показана на примере РТУ:

Наименование службы, отдела, отделения

Полное

Сокращение

Служба федеральных таможенных доходов

СФТД

Отдел таможенной статистики и анализа

ОТСиА

Отдел валютного контроля

ОВК

Отдел контроля таможенной стоимости

ОКТС

Отдел нетарифного регулирования и экспортного контроля

ОНЭК

Отдел ТН и происхождения товаров

ОТНиПТ

ОТП

ОТП

Служба таможенной инспекции

СТИ

Отдел учета участников ВЭД

ОУВЭД

Отделение взаимодействия с налоговыми и иными контролирующими органами

ОВНК

Инспекционный отдел

ИО

Финансово-бухгалтерская служба

ФБС

Финн-эк отдел

ФЭО

Отдел бухучета и контроля

ОБУиК

Контрольно-ревизионный отдел

КРО

Отдел пенсионного обеспечения

ОПО

Отдел исполнения постановлений по делам об АПН

ОИП

Тыловая служба

ТС

Отдел мат-тех обеспечения

ОМТО

ОКС и объектов таможенной инфрастр-ры

ОКС

Отдел эксплуатации объектов ТИ

ОЭТИ

Отдел соц развития

ОСТ

Отдел мед обесп

ОМО

Автотранспортный отдел

АТО

Отделение организации проведения конкурсных торгов

ОПКТ

Технологическая специализация – это превращение отдельных работ, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем в самостоятельные производства. Так, для лучшего ведения оперативно-розыскной деятельности, выявления, пресечения и раскрытия преступлений и правонарушений в таможенном деле созданы оперативные таможни. В их составе организованы специализированные отделы по борьбе с контрабандой на транспортных перевозках, криминалистики, кинологический, по борьбе с контрабандой драгоценных металлов и камней.

Отдельные виды работ являются предметом деятельности специализированных РТУ: РТУ оперативно-поисковое, РТУ радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры. Тыловые таможни и посты осуществляют обеспечение таможенных органов материально-техническими ресурсами.

Специально обособленные виды деятельности и подразделения характеризуются:

- единым назначением услуг или выполняемых работ

- однородностью используемых ресурсов

- общностью технологических процессов

- однородным профессиональным составом кадров и общностью организации управления.

Специализация позволяет упростить производственную структуру таможен, создает возможность для полного использования оборудования и инструментов на основе унификации, стандартизации работ, технологий и документов, быстрого накопления опыта и, в конечном итоге, роста производительности труда. Все вопросы специализации, размещения и концентрации в таможенном деле должны решаться комплексно.

Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с другими государственными органами.

Для выполнения своих функций таможенные органы вступают в тесные деловые связи с другими таможенными и правоохранительными органами, органами государственного и местного управления, международными организациями. В результате возникают внутриотраслевые и межотраслевые кооперирования. Полученное в результате кооперирования информация необходима для принятия решений при таможенном оформлении товаров и может являться составной частью документов, выдаваемых участниками ВЭД. Уровень кооперирования определяется: удельным весом документов, ресурсов, получаемых по кооперированию в общем объеме документов, услуг

Количеством организаций, кооперирующихся с данной таможенной организацией.

Тема 5. Планирование в таможенном деле

5.1. Значение, виды планов

5.2. Процесс планирования. Методы плановых расчетов

5.1. Значение, виды планов

В таможенном деле как части государственного сектора экономики широко применяются разнообразные планы и процедура планирования

План – это документ с заранее намеченной системой мероприятий для достижения определенной цели в установленные сроки и с заданными ресурсами.

Функция планирования представляет собой важнейшую составную часть управления, заключающуюся в разработке и практическом осуществлении планов.

Осуществляя функцию планирования, необходимо ответить на 3 основных вопроса:

1. Что представляет собой таможенная служба в настоящее время?

При этом оценивается ситуация с трудовыми ресурсами, технологиями, техническими средствами контроля, финансовыми ресурсами, научными исследованиями для того, чтобы определить реальные возможности развития.

2. Какие перемены и результаты в ТД желательны в перспективе?

Устанавливая цели, учитывают рекомендации ВТО и ВТО, угрозы внешней среды, политические факторы, перспективы социально-экономического развития. В общих чертах, цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией – человеческие, капитал, материалы, технологии.

3. Как таможенная служба может достичь желаемых результатов?

Таможенные органы выполняют разные виды деятельности. Задачи, решаемые ими, требуют неодинакового времени, ресурсов, различны по уровню компетенции, поэтому в своей деятельности таможенные органы используют не один вид планов, а их систему. В зависимости от уровня и горизонта планирования и от того, как сочетаются замысел и средства его достижения, различают:

- стратегические планы (разрабатывает ФТС РФ)

- тактические планы (РТУ)

- оперативные планы (Т и ТП)

- планы совместной работы и личные планы (руководители подразделений, сотрудники)

Стратегия – высшее управленческое и плановое искусство, которое состоит в определении долгосрочных целей развития, направленных на реализацию общей миссии таможенной службы. При формировании стратегии методы достижения цели рассматриваются обобщенно. Такой подход обеспечивает большую свободу действий и предполагает разные тактические варианты (как, какими средствами) достижения главной цели.

Стратегические цели являются прерогативой ФТС России. Они формулируются в первую очередь. Тактикой называют краткосрочные стратегии. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия. Результаты стратегии могут быть полностью отражены только по истечении нескольких лет, тактические результаты проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями и средствами их достижения.

Тактический план развивает идею стратегического плана, дополняет систему его мероприятий конкретными заданиями, показателями необходимых ресурсов. В нем установлены сроки исполнения мероприятий и ответственные службы, обозначен ожидаемый эффект.

Оперативные планы разрабатываются в таможнях и РТУ. Как правило, по времени они приближены к событию. Это могут быть планы закупки предметов снабжения, планы проведения текущего или капитального ремонта, планы размещения заказов на производство ТСТК и их поставки

В зависимости от характера решаемых задач в системе ФТС разрабатываются:

- организационные планы

- целевые программы развития

- планы-задания по перечислению таможенных платежей.

Организационные планы составляют в целях упорядочения текущей деятельности, наилучшего выполнения таможенными органами их функций, а также для контроля и координации работ по подготовке и реализации планов. (н-р, план комплексных проверок участников ВЭД)

Целевые программы развития направлены на улучшение материально-технической и социальной базы таможенных органов, подготовку кадров, оснащение таможенных органов ТСТК, совершенствование информационных систем.

Планы-задания направлены на реализацию таможенными органами фискальной функции. Этими планами для таможенных органов устанавливаются суммы перечисления таможенных пошлин и сборов в доход федерального бюджета.

Основные планируемые результаты отражают по каждому направлению деятельности таможенной службы в натуральном выражении или стоимостных показателях (таможенные платежи)

По возможности должны быть раскрыты используемые для достижения указанных результатов ресурсы: численность личного состава, бюджетные расходы, ТСТК, стоимость имущества и др.

В таможенном деле различают 4 уровня планирования:

1. МинЭкономРазвитие – для ФТС РФ

2. уровень ФТС РФ – для РТУ

3 уровень РТУ – для таможен

4. уровень таможни – для таможенных постов.