logo search
Учебник Сорокиной по Экономике ТД

1.2 Объект, предмет и метод экономики таможенного дела

Объект исследования ЭТД – таможенная служба, образующая систему со сложной социально-экономической и организационно-технической структурой и осуществляющая реализацию таможенного дела.

К экономическим ресурсам таможенной системы относятся затрачиваемые в ней труд, природные ресурсы, средства производства, денежные средства, информационные ресурсы, время. При рациональном применении экономические ресурсы таможенного дела обеспечивают получение результата – экономического блага. Характеристика их использования описывается производственной функцией:

Y=f(x1,x2… xn), где Y- объем производства, x1,x2…xn- затраченные производственные ресурсы.

Под экономически благами, создаваемыми в таможенном деле понимаются таможенные работы и таможенные услуги.

Работа – целесообразная деятельность человека, существование которой представляет собой полезный результат, требующий оценки и оплаты.

Услуга – вид деятельности, создающий полезный результат, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий определенную общественную потребность.

К таможенным работам и услугам относятся:

- взимание таможенных платежей, контроль правильности исчисления и своевременности их уплаты;

- таможенное оформление и таможенный контроль;

- обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности;

- классификационное решение по коду товара в соответствии с ТН ВЭД России;

- осуществление валютного контроля и др.

Таможенные работы и услуги в современных условиях характеризуются:

1. Полезностью – субъективной оценкой натуральных свойств блага данным лицом в данный момент времени;

2. Экономической ценностью, определяемой их полезностью и редкостью;

3. Затратами физических, интеллектуальных или денежных ресурсов, производимыми с целью выполнения работ и оказания услуг.

На объект ЭТД распространяется в модифицированном виде действие общих экономических принципов и законов курса экономической теории: принцип ограниченности ресурсов, принцип разделения труда, принцип максимизирующего поведения экономического агента, закон возвышения потребностей, закон возрастания альтернативных издержек, закон убывающей доходности, закон убывающей предельной полезности экономических благ, законы спроса и предложения.

Предметом ЭТД является изучение экономических отношений в процессе использования ресурсов таможенной службы при выполнении таможенных работ и оказании таможенных услуг; выявление закономерностей функционирования и развития экономических объектов, процессов и отношений в таможенной сфере во всем многообразии их связей и зависимостей.

Специфика предмета ЭТД обуславливает специфику методологии и методов исследования.

Методология включает в себя общий подход, исследование предмета, структуры, места науки в общей системе знаний, ее метода, выработку принципов создания новых, целесообразных методов. Существует взаимосвязь предмета и метода науки: предмет науки предопределяет соответствующий метод исследования, а метод формирует предмет.

Метод- способ достижения цели. Метод науки отражает уже познанные законы изучаемой области и одновременно выступает средством последующего познания, т.е. является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Поэтому в ЭТД должны использоваться различные методы, прежде всего, методы (анализ, синтез) и законы (тождества, противоречия) формальной логики.

Тема 2 Место таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД.

2.1 Механизм государственного регулирования ВЭД

2.2 Структура, экономические задачи и роль таможенных органов РФ в развитии национальной экономики

2.1 Механизм государственного регулирования ВЭД

ВЭД в странах с рыночной и переходной экономикой регулируется рынком и государством.

Государственное регулирование ВЭД – комплекс правовых, административных, экономических, организационных и иных мер воздействия государства в лице его органов на экономические отношения участников ВЭД в соответствии с национально-государственными интересами, целями, задачами.

Цели государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации и Таможенном союзе:

- формирование благоприятного правового климата для ВЭД хозяйствующих субъектов;

- стимулирование осуществления хозяйствующими субъектами внешнеэкономических сделок по приоритетным направлениям;

- координация участия страны в международном разделении и кооперировании производства;

- регулирование экономических отношений на межстрановом и региональном уровнях.

К методам государственного регулирования ВЭД относятся административно-правовые (законодательное обеспечение ВЭД) и экономические (воздействие на хозяйствующих субъектов путем регулирования внутренних цен и тарифов, валютного курса, других финансовых параметров)

Инструментами регулирования ВЭД являются таможенный тариф, нетарифные ограничения, налоговые льготы и субсидии. Объектами являются ее участники – физические и юридические лица, осуществляющие ВЭД. Субъекты государственного регулирования ВЭД представлены федеральными (Президент РФ, ЗС РФ, ЦБ РФ, МинЭкономРазвитие) и региональными органами управления (администрации субъектов РФ).

Важной составной частью механизма государственного регулирования ВЭД является таможенное дело.

Таможенная политика – система осуществляемых в национальных интересах мер воздействия на поведение участников ВЭД в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики и других задач экономической политики.

Содержание таможенной политики определяется следующими факторами:

1. Политическими (государственная политика, внутренняя, внешняя, социальная);

2. Экономическими (темпы роста ВВП, состояние финансовой, кредитно-банковской систем, размеры и структура экспорта и импорта);

3. Социальными (социальное положение населения страны, уровень безработицы).

Таможенная политика способствует развитию национальной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство. Она реализуется в процессе взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов. По направлениям деятельности в составе таможенной политики можно выделить:

- таможенно-тарифную политику;

- политику совершенствования таможенного контроля;

- политику платежных технологий;

- политику таможенных процедур;

- кадровую политику таможенной службы;

- политику противодействия распространению коррупции в таможенных структурах, и др.

Реализация государственной таможенной политики включает в себя применение экономических и нетарифных мер регулирования внешней торговли.

К экономическим мерам относятся:

- тарифные меры (таможенные пошлины);

- фискальные меры (НДС, акцизы, таможенные сборы);

- экономические меры поддержки экспортеров – субсидирование и дотации;

- контроль над ценами (система минимальных цен);

- защитные меры (антидемпинговые, компенсационные пошлины, специальные защитные меры: дополнительные импортные пошлины, отзыв торговых уступок).

К нетарифным мерам регулирования внешней торговли относят:

- административные меры – запреты и ограничения экспорта/импорта (в т.ч. эмбарго), лицензирование, квотирование, государственная монополия на торговлю отдельными видами товаров);

- технические барьеры в торговле и системы их подтверждения – требования по безопасности товаров и услуг, нормы здравоохранения, фитосанитарные, ветеринарные нормы, требования к упаковке, маркировке и составу сопроводительной документации, порядок сертификации товаров).

Таможенная политика реализуется в таможенно-тарифном регулировании ВЭД, которое включает в себя различные виды тарифов и пошлин, методологию исчисления таможенных платежей, условия предоставления тарифных льгот, в т.ч. предоставление тарифных преференций для товаров из развивающихся стран.