logo search
11-12-2014_20-28-39 / лекции электронка

2. Понятие и принципы таможенной политики

Под таможенной политикой имеется в виду органичная составная часть внутренней и внешней политики РБ (ст. 1 ТК).

По своему содержанию она представляет собой систему мер, принимаемых государством для регулирования внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта).

Основные средства осуществления таможенной политики: установление таможенного процедура перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов.

Целями таможенной политики РБ являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики РБ, а также иные цели, определяемые Президентом РБ, Парламентом РБ и Правительством РБ.

Республика Беларусь участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства с нормами международного права и общепринятой международной практикой.

Реализация целей таможенной политики поручена таможенным органам с постановкой им соответствующих задач и наделением их функциями, обеспечивающими организацию правового регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела.

Основное направление развития таможенной службы в настоящее время -повышение эффективности таможенного администрирования и создание благоприятных условий для работы участников внешнеэкономической деятельности за счет повышения качества предоставляемых услуг.

Соответствие таможенной службы состоянию экономики государства требует нового подхода к качеству таможенной службы, которое обеспечивается за счет применения соответствующих инструментов:

- создание приграничной инфраструктуры, обеспечивающей условия для пропуска потоков грузов и пассажиров на уровне общеевропейских требований.

3. Перемещение через таможенную границу РБ товаров и транспортных средств. Таможенные процедуры

Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из РБ товаров и транспортных средств.

Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из РБ товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законодательными актами РБ.

Ввоз в Республику Беларусь и вывоз из РБ отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены с целью обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния РБ и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов белорусских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов РБ на основании актов законодательства РБ и международных договоров РБ.

Указанные товары и транспортные средства подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы территории РБ либо возврату на территорию РБ, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств в соответствии с законодательством РБ и международными договорами РБ.

Нормативные правовые акты РБ, устанавливающие ограничения, указанные в части первой настоящей статьи, подлежат обязательному опубликованию.

Вывоз или возврат товаров и транспортных средств производится лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком за собственный счет. При невозможности или в случае неосуществления немедленного вывоза или возврата товары и транспортные средства передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РБ. Предельный срок хранения таких товаров и транспортных средств на указанных складах составляет трое суток.

На ввоз на территорию РБ и вывоз с этой территории товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения в интересах экономической политики, выполнения международных обязательств РБ, защиты экономической основы суверенитета РБ, защиты внутреннего потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы белорусских лиц акции иностранных государств и их союзов и по иным достаточно важным основаниям в соответствии с законодательством РБ и международными договорами РБ.

При установлении указанных ограничений выпуск подпадающих под их действие товаров и транспортных средств производится таможенными органами РБ только при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства РБ и международными договорами РБ.

Нормативные правовые акты РБ, устанавливающие ограничения, указанные в части первой настоящей статьи, подлежат обязательному опубликованию.

Расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у перевозчика в связи с введением указанных ограничений, государственными органами РБ не возмещаются.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РБ производится в соответствии с таможенными процедураами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.