logo search
Ponyatie_tamozhennogo_dela_i_ego_osobennosti_ka

Этапы развития и размещения таможенных органов.

В связи с конкретными экономическими и политическими условиями по-разному происходило развитие и размещение таможенных органов. Можно выделить несколько этапов, имеющие особенности как развития таможенных органов в целом, так и их размещения.

Развитие и размещение таможенных органов на первом этапе (конец 1991 г. – середина 1993 г.) определяли следующие факторы:

- потребности становления рыночной экономики;

- необходимость восстановления сети таможенных органов на административных границах РСФСР, ставших государственными;

Ставилась цель максимального приближения мест таможенного оформления и контроля к индустриальным центрам страны, к непосредственным производителям, отправителям и получателям товаров. Эта цель была решена путем создания таможенных органов в административно-территориальных центрах, крупных железнодорожных узлах, при промышленных и добывающих предприятиях.

Обеспечение эффективности таможенного оформления и контроля на данном этапе достигалось путем увеличения доли внутренних таможен в обработке общего количества ГТД.

В 1992-1993 гг.:

- более чем в 2 раза увеличилось количество пограничных таможен (на большей части таможенной границы они были созданы заново);

- на 1/3 выросло число внутренних таможен;

- в 5 раз увеличилось количество таможенных постов;

- была создана сеть региональных таможенных управлений в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы.

На втором этапе (середина 1993 г. – август 1996 г.) продолжалась работа по полному переходу таможенных органов на региональный принцип развития, создавались таможенные лаборатории. В 1994-1995 гг. значительно увеличилось количество складов временного хранения (СВХ) и таможенных терминалов. В связи с отменой на начальном этапе образования Союза таможенного контроля на общих участках границы были упразднены действовавшие здесь таможни, таможенные посты, пункты пропуска и переходы. Были открыты представительства ГТК России в Минске, Алма-Ате, Бишкеке.

третий этап (1996 – 2000 г.) был связан с выполнением Федеральной целевой программы развития таможенной службы России на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г. В ней намечался большой объем работ по строительству и реконструкции пунктов пропуска различного назначения на государственной границе, определялась перспектива строительства современных складских терминалов и баз. В 2000г. Государственный таможенный комитет (ГТК) России перешел на новую структуру организации таможенного дела в стране. Тринадцать ранее существовавших РТУ реорганизовали в семь, границы их деятельности стали полностью совпадать с границами федеральных округов.

На четвертом этапе (2001-2003 гг.), связанном с реализацией Целевой программы развития таможенной службы РФ на 2001-2003 гг., не происходило существенного количественного роста таможенных органов. Все большее значение придавалось совершенствованию их организационной структуры и техническому оснащению, увеличению мощности отдельных таможен и таможенных постов. Одним из приоритетных направлений развития таможенной инфраструктуры на данном этапе является строительство и модернизация международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП).

На пятом этапе (2004 г. – май 2006 г.) происходит кардинальная модернизация информационной системы ФТС России и техническое переоснащение таможенных органов. Во исполнение указа президента РФ от 9 марта 2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановления правительства РФ от 21 августа 2004г. «О Федеральной таможенной службе» ГТК России был преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС России), отнесенную к ведению Министерства экономического развития и торговли.

Последний этап развития и размещения таможенных органов (май 2006 г. – по настоящее время) ознаменован подчинением Федеральной таможенной службы напрямую Правительству. С 12.05.2006 ФТС не относится к ведению Министерства экономического развития и торговли.

Таким образом, в настоящее время на территории РФ действуют 7 региональных таможенных управлений в соответствии с делением страны на федеральные округа. При каждом региональном таможенном управлении действует оперативная таможня (в Северо-Западном и Сибирском таможенных управлениях – по 2 оперативных таможни). Кроме того, существуют таможни, напрямую подчиненные Федеральной таможенной службе (Таможни центрального подчинения):