Этапы развития и размещения таможенных органов.
В связи с конкретными экономическими и политическими условиями по-разному происходило развитие и размещение таможенных органов. Можно выделить несколько этапов, имеющие особенности как развития таможенных органов в целом, так и их размещения.
Развитие и размещение таможенных органов на первом этапе (конец 1991 г. – середина 1993 г.) определяли следующие факторы:
- потребности становления рыночной экономики;
- необходимость восстановления сети таможенных органов на административных границах РСФСР, ставших государственными;
Ставилась цель максимального приближения мест таможенного оформления и контроля к индустриальным центрам страны, к непосредственным производителям, отправителям и получателям товаров. Эта цель была решена путем создания таможенных органов в административно-территориальных центрах, крупных железнодорожных узлах, при промышленных и добывающих предприятиях.
Обеспечение эффективности таможенного оформления и контроля на данном этапе достигалось путем увеличения доли внутренних таможен в обработке общего количества ГТД.
В 1992-1993 гг.:
- более чем в 2 раза увеличилось количество пограничных таможен (на большей части таможенной границы они были созданы заново);
- на 1/3 выросло число внутренних таможен;
- в 5 раз увеличилось количество таможенных постов;
- была создана сеть региональных таможенных управлений в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы.
На втором этапе (середина 1993 г. – август 1996 г.) продолжалась работа по полному переходу таможенных органов на региональный принцип развития, создавались таможенные лаборатории. В 1994-1995 гг. значительно увеличилось количество складов временного хранения (СВХ) и таможенных терминалов. В связи с отменой на начальном этапе образования Союза таможенного контроля на общих участках границы были упразднены действовавшие здесь таможни, таможенные посты, пункты пропуска и переходы. Были открыты представительства ГТК России в Минске, Алма-Ате, Бишкеке.
третий этап (1996 – 2000 г.) был связан с выполнением Федеральной целевой программы развития таможенной службы России на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г. В ней намечался большой объем работ по строительству и реконструкции пунктов пропуска различного назначения на государственной границе, определялась перспектива строительства современных складских терминалов и баз. В 2000г. Государственный таможенный комитет (ГТК) России перешел на новую структуру организации таможенного дела в стране. Тринадцать ранее существовавших РТУ реорганизовали в семь, границы их деятельности стали полностью совпадать с границами федеральных округов.
На четвертом этапе (2001-2003 гг.), связанном с реализацией Целевой программы развития таможенной службы РФ на 2001-2003 гг., не происходило существенного количественного роста таможенных органов. Все большее значение придавалось совершенствованию их организационной структуры и техническому оснащению, увеличению мощности отдельных таможен и таможенных постов. Одним из приоритетных направлений развития таможенной инфраструктуры на данном этапе является строительство и модернизация международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП).
На пятом этапе (2004 г. – май 2006 г.) происходит кардинальная модернизация информационной системы ФТС России и техническое переоснащение таможенных органов. Во исполнение указа президента РФ от 9 марта 2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановления правительства РФ от 21 августа 2004г. «О Федеральной таможенной службе» ГТК России был преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС России), отнесенную к ведению Министерства экономического развития и торговли.
Последний этап развития и размещения таможенных органов (май 2006 г. – по настоящее время) ознаменован подчинением Федеральной таможенной службы напрямую Правительству. С 12.05.2006 ФТС не относится к ведению Министерства экономического развития и торговли.
Таким образом, в настоящее время на территории РФ действуют 7 региональных таможенных управлений в соответствии с делением страны на федеральные округа. При каждом региональном таможенном управлении действует оперативная таможня (в Северо-Западном и Сибирском таможенных управлениях – по 2 оперативных таможни). Кроме того, существуют таможни, напрямую подчиненные Федеральной таможенной службе (Таможни центрального подчинения):
Внуковская;
Домодедовская;
Центральная Акцизная таможня (ЦАТ);
Центральная базовая таможня (ЦБТ);
Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ);
Центральная таможня (Кинологический центр ФТС России);
Шереметьевская.
- Понятие таможенного дела и его особенности как вида деятельности
- Понятие, объект и предмет экономики таможенного дела.
- Государственное регулирование вэд
- Цели и принципы регулирования вэд.
- Методы регулирования вэд.
- Таможенная политика: понятие, содержание, реализация.
- Система таможенных органов.
- Роль таможенных органов в развития национальной экономики
- Концентрация и кооперирование в таможенном деле.
- Специализация в таможенном деле: понятие, формы.
- Факторы и принципы размещения таможенных органов.
- Пограничные и внутренние таможенные органы.
- Создание, реорганизация, ликвидация таможенных органов.
- Этапы развития и размещения таможенных органов.
- Пропускная способность(мощность) таможенного поста (таможенного органа).
- Эффективность размещения таможенных органов.
- Основные средства таможенных органов: понятие, классификация.
- Оценка основных средств.
- Износ основных средств: понятие и виды.
- Анализ использования основных средств.
- Эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры.
- Материально-техническое обеспечение таможенных органов.
- Размещение заказов для нужд таможенных органов.
- Капитальное строительство в таможенных органах.
- Научно-технический прогресс в таможенном деле.
- Финансовое планирование в таможенных органах.
- Финансирование расходов на содержание таможенных органов.
- Анализ использования бюджетных средств в таможенных органах.
- Кадры таможенных органов: состав, характеристика.
- Запреты и ограничения при прохождении службы в таможенных органах.
- Работа с кадрами в таможенных органах.
- Организационно-штатная работа в таможенных органах.
- Анализ использования трудовых ресурсов таможенных органов.
- Производительность труда в таможенных органах.
- Оплата труда сотрудников таможенных органов.
- Оплата труда фггс таможенных органов.
- Оплата труда работников таможенных органов.
- Материальное стимулирование
- Классификация планов, применяемых в таможенном деле.
- Подходы к планированию в таможенном деле.
- Ведомственный контроль в таможенных органах.
- Таможенная ревизия.
- Подходы к определению эффективности таможенного дела.
- Основные показатели эффективности деятельности таможенных органов.