logo search
диплом Медков ТД(ДФ)

3.1. Анализ деятельности фтс в 2013 году

Ориентация на повышение эффективности экономики  и рост совокупного дохода общества, на охрану нравственного и физического  здоровья населения страны и улучшение  ее экологического состояния как  на главный критерий оценки эффективности  системы ввозных таможенных пошлин требует высокого уровня качественного  анализа и применения сложного математического  аппарата при решении практических вопросов, возникающих при пересмотре ввозных пошлин на конкретные товары. Этими средствами еще не вооружены наши государственные органы, решающие эти проблемы. Зачастую на практике используются более частные критерии оценки эффективности изменения пошлин на отдельные товары.

В качестве указанных  критериев на практике зачастую используются доходы государства и национальные внутренние цены. Эффективность системы  ввозных пошлин и мероприятий  по их изменению определяются по тому, в какой мере они влияют на динамику отечественного производства соответствующих  отраслей, доходов государственного бюджета от внешней торговли и  динамику внутренних цен.

Изменение ввозных  пошлин сказывается на состоянии  внутреннего производства, поскольку  пошлины регулируют импорт товаров. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное  производство, вытесняет отечественных  производителей с внутреннего рынка. Но вместе с тем оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных  товаропроизводителей повышать эффективность  и конкурентоспособность своего производства, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых  товаров. Противоречивость последствий  изменения пошлин очевидна. Проблема состоит в том, чтобы при их пересмотре было найдено оптимальное  решение, которое, с одной стороны, поддерживало бы на должном уровне состояние конкуренции на внутреннем рынке, побуждая отечественных товаропроизводителей совершенствовать производство, улучшать качество и снижать издержки, а  с другой – не приводило бы к  вытеснению отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка.

С вступлением  России в ВТО дальнейшее снижение импортных пошлин будет диктоваться  требованиями этой международной организации. Но это снижение целесообразно осуществлять поэтапно, давая отечественным производителям возможность постепенно адаптироваться к более низким ввозным пошлинам и более жестокой конкуренции со стороны иностранных фирм. Вместе с тем должна быть исключена возможность консервации технической и организационной отсталости отечественного производства.

Этот подход необходимо соблюдать и в тех  случаях, когда возникает необходимость  временного повышения ввозных пошлин на некоторые товары для защиты отечественных  товаропроизводителей. Нельзя допускать  того, чтобы эта защита стала постоянной. Целесообразно при повышении  таможенных ввозных пошлин подчеркивать временный характер этой меры и указывать  сроки действия повышенных пошлин.

Пересмотр таможенных пошлин изменяет доходы государства  от ВЭД. Фискальная оценка пересмотра пошлин неизбежна: государство должно заранее знать, как повлияет изменение  ввозных пошлин на его доходы. К  сожалению, фискальный подход зачастую играет решающую роль при оценке качества работы таможенных органов, что не оправдано. Таможенные органы отвечают за полноту  сборов таможенных пошлин, НДС и  акциза, но не за уровень их ставок. Снижение ставок таможенных пошлин может  не перекрывать потери бюджета за счет роста внешнеторгового оборота, поскольку этот рост регулируется сложным  комплексом внутренних и внешних  факторов, которые не зависят от качества работы таможенных органов.

Ввозные пошлины  влияют на уровень и динамику национальных цен. Широко распространено мнение, что  уровень пошлин оказывает прямое влияние на уровень национальных цен, что между ними существует прямая пропорциональная зависимость –  снижение пошлин приводит к снижению внутренних цен, а повышение их –  к росту цен.

На самом деле между таможенными пошлинами  и ценами существуют весьма сложные  связи и количественные зависимости.

Во-первых, ввозные  пошлины являются тем элементом  цены, который служит базой для  расчета ряда других элементов цены – акциза, НДС, оптово-сбытовых и  торговых наценок. Эти элементы цены изменяются, как правило, прямо пропорционально  изменению ставок ввозных пошлин. Но под влиянием спроса и предложения пропорции между изменением пошлин и изменением этих элементов цены могут быть нарушены: при благоприятном для продавцов соотношении между спросом и предложением рост цен может определить рост пошлин; при превышении предложения над спросом рост внутренних цен может быть минимальным и не обеспечивать роста зависящих от пошлин элементов цены пропорционально росту пошлин. Следовательно, прямая зависимость между изменением пошлин и внутренних цен, несомненно, существует, но она не всегда принимает форму прямой пропорциональности.

Во-вторых, ввозные  пошлины влияют на объемы импорта  и национального производства, на баланс спроса и предложения. Это  влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы, что  может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров.

Например, некоторые  товары могут не производиться в  стране, и потребность в них  обеспечивается только за счет импорта. Уровень пошлин и их изменение  влияют на размеры импорта и соответственно, на баланс спроса и предложения. Но в большинстве случаев импортируемый  товар производится также и на национальных предприятиях внутри страны. Таможенные пошлины влияют на спрос  и предложение двояко: они регулируют масштабы ввоза и вместе с тем  оказывают влияние на динамику внутреннего  производства. При оценке влияния  ввозных пошлин на внутренние цены надо принимать во внимание оба этих фактора.

В-третьих, уровень  пошлин оказывает влияние и на динамику внутренних издержек производства товаров. Динамика ввозных пошлин влияет на объем внутреннего производства, определяя тем самым влияние  эффекта масштаба производства (единичного, мелко-, средне-, крупносерийного или  массового) на динамику внутренних издержек. Этот фактор имеет исключительно  важное значение при оценке влияния  пошлин на состояние внутреннего  производства и его эффективность, от которых в конечном счете зависят национальные издержки и цены.

Изменение ввозных  пошлин и оценка их влияний на внутренние цены не укладываются в рамки простых  пересчетов их элементов с использованием элементарного математического  аппарата, описывающего связи между  двумя величинами, находящимися в  прямой пропорциональной зависимости. Как уже отмечалось, определение  влияния ввозных пошлин на внутренние цены требует более высокого уровня качественного анализа этих зависимостей и более сложного математического  аппарата для их количественной оценки.

Влияние ввозных  пошлин на внутренние цены определяется не только общим уровнем этих пошлин, но и их оптимальностью: система  пошлин должна способствовать развитию и повышению конкурентоспособности  и эффективности внутренней экономики, что и должно обеспечить наиболее благоприятные для национальной экономики и потребителей страны внутренние цены. Уровень и динамика внутренних цен будут определяться состоянием и эффективностью национальной экономики. Уровень пошлин может рассматриваться в качестве одного из факторов, содействующих достижению этой эффективности. Оценка влияния пошлин должна производиться не путем определения их влияния на отдельные элементы внутренней цены, хотя такой метод оценки как приближенный и сугубо ориентированный отнюдь не исключается, - а путем оценки влияния пошлин на состояние внутренней экономики и ее эффективность, что и определяет, в конечном счете, уровень внутренних цен. Для таких расчетов могут быть применены методы оптимального планирования, которые долгое время и с успехом разрабатывались в нашей стране и были необоснованно забыты при переходе к рыночным реформам. /4/ 

Элементом как  внешней, так и внутренней политики государства является таможенная политика, представляющая собой комплекс политико-правовых, экономических, организационных и  иных мер государственного регулирования  внешней торговли, а также мер  по защите национальной и решению  ее фискальных задач./1/

Таможенная политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, развитию международного туризма и иных форм, т.е. всего  того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органов государства. Таможенная политика реализуется посредством разумного сочетания политики протекционизма, направленной на защиту отечественного производителя от иностранной конкуренции и политики и политики фритридерства (свободной торговли), направленной на расширение внешнеторгового оборота страны и повышение уровня международного разделения труда

В настоящее время фактором, определяющим деятельность таможенных органов и участников ВЭД, является создание Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана, который в отдельных областях изменил подходы к организации и проведению таможенных операций.

Новые правила регулирования внешней торговли более прозрачны, предсказуемы и либеральны для экономических операторов.

Вместе с тем, несмотря на прогрессивность и либерализацию нового таможенного законодательства, многих проблем, с которыми сталкиваются участники ВЭД в своей повседневной деятельности, оно не решит.

В результате проведенного исследования деятельности Нижегородской таможни были выявлены следующие недостатки:

  1. недостаточно эффективно реализуется потенциал таможенного администрирования, представляющего собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение законодательства Российской Федерации и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности;

  2. занижение таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности;

  3. не в полной мере применяются международные стандарты, содействующие реализации торгово-логистических технологий;

  4. не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров, особенно специалистов в области управления и контроля;

  5. оплата труда должностных лиц не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений;

  6. остается высоким уровень коррупции.

Наличие указанных проблем приводит к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на рынок и другим негативным явлениям. В связи с этим возникает необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.

В 2011 году таможенные органы решали задачи по снижению административных барьеров, созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, обеспечению полноты собираемости таможенных платежей и эффективному противодействию правонарушениям.

Деятельность таможенных органов, направленная на повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, позволила перечислить в доходную часть федерального бюджета свыше 6 трлн. рублей. По сравнению с 2010 годом поступления в бюджет Российской Федерации возросли более чем на треть, размер среднедневного перечисления увеличился на 45 % и составил 24,3 млрд. рублей.

В 2011 году продолжился процесс совершенствования таможенного законодательства в рамках Таможенного союза, обеспечивающий дальнейшую унификацию таможенных законодательств государств, упрощение таможенных процедур, совершенствование правоохранительной деятельности.

Плодотворное взаимодействие таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан позволило подписать наряду с иными актами Договор об Объединенной коллегии Таможенных служб государств – членов Таможенного союза, которая будет координировать действия таможенных служб в условиях перехода на единые принципы таможенного администрирования, выступать площадкой для обсуждения взаимоприемлемых унифицированных решений и оперативного урегулирования проблем.

Активизировалась взаимная торговля России, Беларуси и Казахстана. Так, объем экспорта России в государства – члены Таможенного союза возрос на 31,3 % по сравнению с 2010 годом, импорт России из этих стран возрос на 42,4%.

В основном завершено формирование нормативной базы, определяющей порядок реализации норм Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

С 29 июня 2011 года таможенные органы приступили к осуществлению в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации дополнительных полномочий по проведению транспортного контроля, а также документального санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля. Для их реализации ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти была сформирована законодательная и нормативная база, разработаны новые технологии и решены практические вопросы осуществления таможенными органами контрольных действий.

Успешно функционировала система таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов, применение которых позволило значительно повысить качество работы таможенных органов, выявить и предотвратить контрабанду наркотиков, пресечь другие преступления во внешнеэкономической сфере деятельности.

С 1 января 2011 года применяется единая процедура таможенного транзита на основе Временной технологии информационного взаимодействия таможенных органов государств – членов Таможенного союза при контроле за перевозками товаров, перемещаемых в соответствии с процедурой таможенного транзита.

Расширен перечень мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза и убытия, в которых применяется система «красного» и «зеленого» коридора.

Внедрение перспективных информационных таможенных технологий позволило выпустить в электронной форме 88 % деклараций на товары, при этом в таможенные органы с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» подано 77,5 % от общего количества деклараций на товары.

Развитие технологии электронного декларирования позволило применять технологию удаленного выпуска товаров.

В 2011 году дальнейшее развитие получила технология предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы, позволяющая ускорить таможенный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и, как следствие, минимизировать издержки добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (далее – участники ВЭД).

Портал ФТС России «Электронное представление сведений» стал самым доступным способом представления предварительной информации участниками внешнеэкономической деятельности.

Проведена большая работа по переходу на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных услуг, позволяющее существенно упростить получение участниками внешнеэкономической деятельности и иными заинтересованными лицами ряда государственных услуг, предоставляемых таможенными органами. В качестве стандарта общения и интеграции информационных систем в 2013 году начала применяться технологическая карта межведомственного взаимодействия.

В 2013 году продолжалась реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Созданы и функционируют 13 центров электронного декларирования. Вблизи 30 пунктов пропуска создана таможенно-логистическая инфраструктура для таможенного декларирования и таможенного контроля товаров.

Продолжена оптимизация структуры таможенных органов. Ликвидировано 96 таможенных постов, вновь создано 43, изменено местонахождение более 50 таможенных органов.

Деятельность таможенных органов, направленная на повышение качества предоставления услуг и сокращение издержек участников ВЭД, позволила сократить время на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска до 18,2 минут и увеличить долю деклараций на товары со сроком выпуска 1 день до 99,8 %.

В 2013 году принимались эффективные меры по недопущению незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов. Проводились оперативно-розыскные мероприятия и совместные международные операции по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Проведена большая работа по защите прав интеллектуальной собственности. Таможенный реестр интеллектуальной собственности, который ведет ФТС России, в настоящее время содержит 2 257 объектов, принадлежащих российским и зарубежным компаниям.

В 2013 году доля ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров, по которым таможенными органами приняты меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации, в общем количестве ввезенных товаров достигла 2,15 % (плановое значение – 1,61 %).

Планомерно развивалось международное таможенное сотрудничество. Интенсивные двусторонние контакты осуществлялись как на пространстве СНГ, так и с таможенными службами стран дальнего зарубежья.

Получил дальнейшее развитие Институт таможенных представительств. Сегодня ФТС России имеет своих представителей в 17 странах.

Серьезное внимание уделялось и системе профессиональной подготовки кадров. По программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки прошли обучение около 18 тысяч человек, что составляет 34 % от фактической численности должностных лиц таможенных органов.

Значительные усилия были направлены на борьбу с коррупционными проявлениями, что позволило увеличить долю уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов, в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов, до 91 % (плановое значение – 77 %).

Продолжена работа по внедрению в деятельность таможенных органов программно-целевого принципа организации деятельности. В 2013 году ФТС России принимала участие в подготовке 11 проектов государственных программ Российской Федерации, при этом разработала проект подпрограммы «Совершенствование таможенной деятельности».

Освоение перспективных управленческих технологий потребовало внедрения в практику деятельности таможенных органов международных стандартов ИСО 9000. В 2011 году начала действовать рабочая группа по вопросам реформирования таможенных органов, реализован комплекс мероприятий по внедрению в практическую деятельность системы менеджмента качества.

Задачи, поставленные перед таможенными органами Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в целом выполнены, достигнуты высокие результаты по большинству направлений деятельности.