logo search
Анализ влияния таможенных пошлин и налогов на рост розничных цен по овощам и фруктам

1.3 Особенности применения ввозной таможенной пошлины и НДС при различных таможенных режимах

В соответствие с подп.22 п.1 ст.11 Таможенного кодекса Российской Федерации понятие "таможенный режим" в большей части определяется через совокупность требований и условий, определяющих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таким образом, заявленный декларантом и утвержденный таможенным РФ таможенный режим во многом обусловливает порядок уплаты таможенных платежей, их размер, условия освобождения от уплаты и предоставление отсрочки либо рассрочки, льгот в уплате таможенных платежей, налогов. Романова Е.В. Таможенные платежи. - СПб.: Питер, 2005. - 139 с.

Для того чтобы определить особенности применения ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в различных таможенных режимах, необходимо уточнить какие товары и таможенные режимы относятся к понятию импорта Российской Федерации.

К импорту Российской Федерации относятся товары:

ввозимые для выпуска для внутреннего потребления;

ввозимые и помещаемые под таможенный режим реимпорта;

ввозимые для переработки на таможенной территории;

ввозимые после переработки вне таможенной территории;

ввозимые в соответствии с таможенным режимом переработки для внутреннего потребления;

ввозимые на таможенную территорию РФ и помещаемые на таможенный склад;

ввозимые товары, от которых лицо отказывается в пользу государства;

иностранные товары, ввозимые для реализации в магазинах беспошлинной торговли;

товары, ввозимые с территории иностранных государств и помещаемые под таможенный режим свободной таможенной зоны;

ввозимые с территории иностранных государств и помещаемые под таможенный режим свободного склада;

товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований.

Рассмотрим поподробнее, особенности применения таможенных пошлин и НДС в некоторых таможенных режимах.

При выпуске для внутреннего потребления товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации только после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдении всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В случае несоблюдения указанных условий товары подлежат условному выпуску в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Положениями ст.151 Таможенного Кодекса определено, что условному выпуску товары подлежат в случае, если выпускаются без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Также будут считаться условно выпущенными товары, помещенные под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы подлежащих уплате таможенных платежей. Согласно п.6 ст.333 Таможенного кодекса РФ отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется на срок от одного до шести месяцев.

Также, согласно п.1 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст.166 Кодекса, на установленные ст.171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления.

Согласно п.1 ст.172 Налогового Кодекса, вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, если таможней осуществлен условный выпуск товаров в связи с проверкой их качества и безопасности, то такие товары не могут быть приняты к учету, так как имеют статус иностранных товаров.

Следовательно, если таможней осуществлен условный выпуск товаров в связи с проверкой их качества и безопасности, то такие товары не могут быть приняты к учету, так как имеют статус иностранных товаров.

Таким образом, налогоплательщик согласно п.1 ст.172 НК вправе заявить вычет НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления в декларации за тот налоговый период, в котором

Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока на Таможенной территории России с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации.

Максимальный срок временного ввоза товаров с применением полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов согласно указанному постановлению Правительства Российской Федерации составляет один год.

Таможенным кодексом прямо предусмотрено предоставление освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, временный ввоз которых не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации. К категориям таких товаров относятся следующие товары:

временно ввозимые контейнеры, поддоны, другие виды многооборотной тары и упаковки;

временно ввозимые товары в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;

временно ввозимые товары для оказания международной помощи.

В отношении иных категорий товаров, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Частичное освобождение предусматривает уплату трех процентов от суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, как если бы товары были выпущены для свободного обращения, за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации

Расчет сумм при применении частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории выглядит так: (Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате за каждый полный и неполный месяц) = (таможенная пошлина, подлежащая уплате, если бы этот товар выпускался для свободного обращения) + (налоги, подлежащие уплате, если бы этот товар выпускался для свободного обращения) Х (0,03)

Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с применением частичного условного освобождения, не должна превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были бы выпущены для свободного обращения без учета пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов и процентов на них.

При помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ.

Если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченных при временном ввозе товаров, станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза они были выпущены для свободного обращения, происходит изменение статуса товаров. Такие товары считаются выпущенными для свободного обращения, при условии, что к таким товарам не применяются ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо ограничения, применяемые на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, отменены. В противном случае такие товары приобретают статус выпущенных для свободного обращения (находящихся в свободном обращении) при условии подтверждения лицом соблюдения таких ограничений экономического характера. Трошкина Т.М. Таможенные платежи: Учебно-практическое пособие. М: ОАО «Издательский дом «Городец», 2007.- 128с.

Переработка на таможенной территории Российской Федерации - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока в целях проведения операций по переработке с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, при условии при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок. В отношении отходов образовавшихся в результате переработки товаров на таможенной территории, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, как если бы указанные отходы были ввезены на таможенную территорию в этом состоянии. При помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории НДС не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок. Таможенная стоимость отходов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных п.3 ст.183 Таможенного кодекса РФ.

Остатки товаров, помещенные под таможенный режим переработки на таможенной территории, могут быть вывезены с таможенной территории РФ без уплаты ввозных таможенных пошлин либо помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории. В отношении невывезенных остатков подлежат уплате суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в этом состоянии. Сумма таможенных пошлин, налогов определяется исходя из размера количественной или стоимостной части остатков пропорционально сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары, в результате переработки которых образовались такие остатки, были выпущены для свободного обращения на таможенной территории РФ. Таможенный режим переработки на таможенной территории РФ может быть завершен выпуском для свободного обращения ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки или их помещением под иной таможенный режим. При выпуске для свободного обращения ввезенных товаров и продуктов их переработки уплачиваются суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные товары были заявлены к выпуску для свободного обращения на таможенной территории РФ. Кроме того, в отношении этих товаров подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов по ставкам рефинансирования Центрального банка РФ, как если бы в отношении указанных сумм была предоставлена отсрочка со дня помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Переработка для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока в целях проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки. Согласно ст. 196 Таможенного кодекса РФ в отношении продуктов переработки применяются ставки таможенных пошлин по стране происхождения ввезенных для переработки товаров. В случаях, когда в процессе переработки используются иностранные товары, происходящие из разных стран, применение ставок таможенных пошлин осуществляется с учетом следующих особенностей:

если в результате переработки произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, к продуктам переработки применяются ставки таможенных пошлин, установленные для товаров, ввозимых из стран, которым Россия предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации;

в иных случаях применяются ставки таможенных пошлин по стране происхождения иностранных товаров, таможенная стоимость которых является наибольшей.

При помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории НДС не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок

Применение таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенный режим реимпорта имеет следующие особенности:

Содержанием таможенного режима установлено, что реимпорт осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов. Вместе с тем законодатель определил в качестве одного из условий реимпорта товаров уплату таможенных пошлин, налогов, в случае если такие пошлины и налоги были возвращены при предшествующем вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В связи с этим, возврату в федеральный бюджет при помещении товаров под таможенный режим реимпорта подлежат:

суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты:

не взимались (например, при реимпорте ранее вывезенных продуктов переработки);

были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации (например, при реимпорте ранее вывезенных товаров в таможенном режиме экспорта, в отношении которых получено возмещение внутренних налогов в связи с осуществлением их фактического вывоза);

суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации.