logo search
Анализ влияния таможенных пошлин и налогов на рост розничных цен по овощам и фруктам

1.2 Налог на добавленную стоимость. Порядок исчисления и экономическое значение

Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, акциз). Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008 г.

В соответствии со ст.318 Таможенного кодекса РФ при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию российской Федерации таможенные органы обязаны взимать налог на добавленную стоимость. Взимание такого рода таможенных платежей подтверждает налоговый характер внешнеэкономических отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Налог на добавленную стоимость является в равной мере таможенным платежом и одним из федеральных налогов, а поэтому порядок установления, взимания, предоставления отсрочек, рассрочек в уплате и предоставления тарифных льгот регламентирован таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах.

В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом "О налоге на добавленную стоимость", с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из самых распространенных косвенных налогов во многих странах с рыночной экономикой. В нашей стране НДС по ввозимым товарам, помимо фискальной функции, призван выполнять и регулирующую функцию, которая состоит в том, чтобы создать равные условия для отечественных и импортных товаров - условия “здоровой" конкуренции. Кроме того, регулирующее значение налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, реализуется посредством предоставления льгот по уплате НДС по тем или иным категориям товаров. Необходимо отметить, что товары, в отношении которых предоставляются льготы, освобождаются от НДС только при таможенном оформлении. После выпуска данных товаров в свободное обращение при последующей реализации налог по ним взимается в общеустановленном порядке.

Экономическим основанием НДС является добавленная стоимость, то есть превышение стоимости товаров, работ, услуг над производственными затратами. Хотя прямо это и не указано в Кодексе. Единственное упоминание об экономическом основании НДС как о добавленной стоимости содержится только в самом названии налога. Вывод о том, что предметом НДС является добавленная стоимость, основан, в частности, на самом порядке исчисления и уплаты налога.

Налог на добавленную стоимость уплачивается непосредственно декларантом, либо иными лицами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов применяется в отношении:

продовольственных товаров по перечню, установленному частью второй Налогового кодекса Российской Федерации;

по товарам для детей по перечню, установленному частью второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Коды указанных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Перечни товаров, в отношении которых применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, с указанием кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД России доводятся до таможенных органов Российской Федерации отдельными нормативными документами ФТС России.

В отношении иных товаров применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере - 18 процентов.

Налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации определяется как сумма:

таможенной стоимости товаров;

подлежащей уплате таможенной пошлины;

подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Таможенная стоимость товара определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О Таможенном тарифе" и используется при обложении товара пошлиной, ведении таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, а также применении иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами государства.

Таможенная стоимость является основой для исчисления таможенной пошлины, таможенных сборов и налога на добавленную стоимость.

Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки товаров) основывается на общих принципах такой оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ. Порядок ее применения устанавливается Законом РФ "О таможенном тарифе".

Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление товара.

Информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости, определенная в качестве составляющей коммерческой тайны или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом РФ исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются.

В случае освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, для целей учета в налоговую базу для исчисления включаются условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов.

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.

Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, в отношении которой налогоплательщик подает отдельную таможенную декларацию.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные, так и не подакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной территории Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле (3):

Сндс = (Ст + Пс + Ас) x Н (3)

где

Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;

Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;

Пс - сумма ввозной таможенной пошлины; Ас - сумма акциза; Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами, исчисляется по формуле (4):

Сндс = (Ст + Пс) x Н (4)

где

Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;

Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;

Пс - сумма ввозной таможенной пошлины;

Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по формуле (5):

Сндс = Ст x Н (5)

где

Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;

Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;

Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами, исчисляется по формуле (6):

Сндс = (Ст + Ас) x Н (6)

где

Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;

Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;

Ас - сумма акциза;

Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Общая сумма налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Приказ ГТК РФ №131 от 07.02.2001.

По желанию плательщика налог на добавленную стоимость может уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации. Уплата сумм налога на добавленную стоимость в различных видах валют допускается с согласия таможенного органа.

НДС во внешнеэкономической деятельности призван выполнять две взаимодополняющие функции:

Мобилизация доходных поступлений в государственный бюджет. Несмотря на наметившуюся тенденцию снижения ставок таможенного обложения вследствие достигнутых на международном уровне договоренностей, таможне по-прежнему удается собирать значительные суммы в доход государства благодаря налогу на добавленную стоимость.

Защита интересов отечественного производителя. Механизм осуществления протекционистской политики через использование косвенных налогов и особенно НДС четко прослеживается при исследовании категории "стоимость импорта", которая в значительной мере складывается из сумм налоговых платежей.

С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

Тенденции развития налога на добавленную стоимость в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. Налоги. Учебное пособие под ред. Д. Г.Черника. М.: Финансы и статистика.-2007 г. - С. 467.

С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель.

С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим.

Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.

Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью субъектов.

Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что налог на добавленную стоимость играет огромную роль в обложении внешнеэкономической деятельности. Наряду с прочими косвенными налогами, взимаемыми при пересечении таможенной границы Российской Федерации, НДС является источником значительных поступлений в Федеральный бюджет.