2. Цель, задачи и принципы развития таможенных органов
Функционирование таможенной службы при достижении определенного уровня становится не только важным фактором экономического роста страны, но и существенно влияет на результативность хозяйствования и активность частного сектора. Эффективность таможенной системы задается оперативностью и четкостью деятельности ее органов и доверием к ней со стороны клиентов.
Итоги работы любого учреждения зависят прежде всего от существующей инфраструктуры (т.е. материального капитала) и задействованного интеллектуального капитала. Это положение касается и таможенной администрации, которая в тот или иной период встроена в конкретную юридическую и организационную систему.
Особо важную роль здесь играет человеческий капитал (в современной научной литературе он нередко идентифицируется с основным источником технического прогресса), значение которого возросло в настоящее время. Причина - существование взаимосвязи между стоимостью функционирующего человеческого капитала и конкурентоспособностью страны в международном товарообмене[3].
Один из главных моментов, определяющих эффективность таможенной системы, - доверие к таможенной администрации, к ее способности осуществлять определенные акции, целью которых по большей части является реализация функции по обеспечению безопасности деятельности предприятий, занимающихся внешней торговлей. Дело касается уверенности торговых фирм и других экономических субъектов, что таможенные службы будут применять единую для всех политику с соблюдением принципов объективности, честности и профессионализма. Отсутствие такой безопасности в международном торговом обороте выступает деструктивным элементом в работе предприятий, а в более длительной перспективе - тормозом экономического роста страны в целом.
Низкая степень доверия к таможенным органам в результате налагает отпечаток на четкость в выполнении ими общественно-экономических программ. Главным симптомом неблагополучия в этом плане может служить развитие “черного рынка” во внешней торговле. Трудно ожидать, чтобы действия экономических субъектов были основаны на праве, если в государстве функционирует слабая таможенная администрация, которая не может стоять на страже его интересов и четко исполнять законы, а также побуждать следовать желательным образцам поведения. Надо помнить, что развитие рыночного хозяйства порождает изощренные формы таможенных и фискальных преступлений, которые приводят к сокращению поступлений в государственный бюджет. Поэтому требуется пополнять таможенную службу высококвалифицированными кадрами и прививать в ее структурах необходимые этические правила[7].
Сегодня проблема таможенного реформирования актуальна и потому, что этот вопрос поднимают соответствующие международные организации. В частности, составляются модели “пошлины” для ХХI в. и указания тем странам, которые хотят создать четкую и эффективную администрацию в данной сфере. При этом роль таможенной политики определена однозначно: она должна максимально облегчать международный товарный оборот при неукоснительном применении справедливых экономических и юридических средств в отношении тех субъектов, которые нарушают международные договоры и таможенные конвенции.
Целью является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации (схема 1).
Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
1. Повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, поступлений доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности, и максимальное содействие внешнеторговой деятельности;
2. Совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий;
3. Укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукции, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности.
4. Реализация указанных задач предполагает обеспечение на всей территории Российской Федерации стабильного правового режима для внешней торговли, основанного на одобренных Всемирной таможенной организацией следующих универсальных международных принципах:
5. Стандартизация, совершенствование таможенного законодательства, разработка норм, правил и процедур с учетом международных стандартов;
6. Прозрачность и предсказуемость. Таможенное законодательство, нормы, правила и процедуры применяются последовательно, они унифицированы, общеизвестны и доводятся до сведения всех заинтересованных лиц в доступной форме;
7. Минимальное вмешательство. Таможенные органы в максимально возможной степени соблюдают принципы выборочности и достаточности таможенного контроля, применяют систему управления рисками;
8. Ориентация на потребителя. Таможенное администрирование направлено на повышение качества проведения таможенных процедур в отношении юридических и физических лиц как участников внешнеторговой деятельности;
9. Сотрудничество и партнерство. Деятельность таможенных органов предусматривает развитие сотрудничества со всеми участниками внешнеторгового процесса, в том числе с государственными органами, бизнес-сообществом, таможенными службами других государств;
10. Сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли [3,11].
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Схема 1 - Цель концепции развития таможенных органов РФ
В качестве основы деятельности таможенных органов Российской Федерации будут использованы новые принципы, определенные в рамочных стандартах обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятые Всемирной таможенной организацией и одобренные Федеральной таможенной службой.
С одной стороны будут сформированы новые подходы к таможенному администрированию, которые предполагают обеспечение его высокой эффективности при внешней простоте и быстроте оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, а с другой стороны данные подходы помогут решить проблемы, связанные с занижением таможенной стоимости товаров и их недостоверного декларирования участниками внешнеторговой деятельности.
Эффективность достижения цели развития таможенных органов Российской Федерации оценивается по следующим показателям:
· уровень контроля соблюдения таможенного законодательства участниками внешнеторговой деятельности;
· затраты времени для прохождения таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, при условии обеспечения эффективного таможенного контроля;
· правоохранительная деятельность.
Приоритет отдельных направлений деятельности таможенных органов может изменяться в соответствии с задачами, которые ставит перед ними государство.
В целях реализации новых подходов в работе таможенных органов Российской Федерации необходимо осуществить следующие мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования (схема 2):
1. Обустройство государственной границы Российской Федерации;
2. Создание современных складских таможенно-логистических терминалов;
3. Размещение таможенных органов Российской Федерации только в помещениях, являющихся федеральной собственностью;
4. Развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов;
5. Внесение изменений в ТК РФ и иные нормативные-правовые акты с учетом анализа правоприменительной практики и, изменений вносимых в международные стандарты;
6. Внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации;
7. Создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации;
8. Создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;
9. Совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами;
10. Усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории Российской Федерации (осуществление контроля на основе методов аудита).
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Схема 2 - Приоритетные направления развития в сфере таможенного администрирования
Оценка деятельности таможенных органов Российской Федерации будет производиться ежеквартально по критериям эффективности, ориентированным на конечный результат.
Планируется разработать комплексную стратегию кадрового обеспечения таможенных органов Российской Федерации. В рамках данного направления особое внимание будет уделено повышению качества профессиональной подготовки кадров, совершенствованию их знаний и навыков, практике управления, повышению эффективности системы оплаты труда, повышению престижности профессии, а также созданию филиалов Российской таможенной академии в федеральных округах.
Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов Российской Федерации будет осуществляться с учетом положений Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти. Данные технологии позволят улучшить показатели эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации. С помощью информационных технологий будет также осуществляться информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности в таможенной сфере.
Также предусматривается внедрение новых информационно-технических средств и средств программного обеспечения, модернизация уже действующих, развитие ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Российской Федерации, совершенствование автоматизированных систем таможенного оформления и контроля, внедрение единой автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, повсеместное внедрение электронных способов обмена информацией с другими контролирующими органами и таможенными органами иностранных государств, с участниками внешнеторговой деятельности.
Дальнейшее развитие правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в целях противодействия терроризму и международной наркопреступности будет осуществляться с учетом необходимости обеспечения безопасности непосредственно на государственной границе Российской Федерации.
Планируется также развитие следующих направлений деятельности:
1. Обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства (контрабанда оружия, наркотиков, контрафактной продукции, некачественной продукции, недостоверное декларирование и заявление таможенной стоимости);
2. Международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств;
3. Проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска;
4. Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах.
Международное сотрудничество предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур. Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг обусловливают необходимость развития двусторонних отношений и активизации государственного участия в международных и региональных объединениях и организациях, что в свою очередь диктует необходимость качественного улучшения и интенсификации сотрудничества в области таможенного дела, повышения эффективности деятельности представительств таможенных органов Российской Федерации за рубежом. Международное сотрудничество планируется развивать по следующим основным направлениям:
1. Участие в формировании концепции общего европейского экономического пространства, переход на применение Единого административного документа Европейского союза при любой процедуре, связанной с экспортом, импортом, транзитом товара, сопряжение с транзитными системами государств-членов Европейского союза;
2. Унификация законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела в Союзном государстве, в государствах - участниках СНГ, государствах - членах Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства, подготовка основ законодательства Российской Федерации и международных соглашений по таможенным вопросам;
3. Активизация участия таможенных органов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации, в других международных организациях и объединениях, в том числе в области таможенного регулирования;
4. Продолжение использования международных транзитных документов в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 год) и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (1951 год);
5. Расширение практики заключения соглашений о межведомственном информационном обмене и помощи в таможенных вопросах с таможенными органами других стран, прежде всего стран Европейского союза, государств - участников СНГ, Китайской Народной Республики и Турецкой Республики, а также создание совместно с Республикой Белоруссия единых информационных ресурсов;
6. Подготовка кадров для Союзного государства, государств - участников СНГ, государств - членов Евразийского экономического сообщества на базе Российской таможенной академии и Регионального учебного центра Всемирной таможенной организации (г. Люберцы, Московская область) [11].
На нынешнем этапе в результате усиления взаимозависимости в развитии стран расширилась координация деятельности их таможенных администраций (одно из направлений - поиск показателя эффективности их работы). Наибольших успехов в этом достиг Европейский союз (далее - ЕС), он, в частности, принял много директив и указаний, касающихся условий функционирования современной таможенной службы.
В июне 1995 г. ЕС выпустил документ под названием Белая книга. Подготовка стран Центральной и Восточной Европы, претендующих на вступление в ЕС, к интеграции в его внутренний рынок. В этом документе отражены правовые и институциональные стандарты, к которым должны стремиться государственные учреждения (включая таможенные службы), чтобы реализовать обязательства, вытекающие из международных договоров и ожиданий ЕС. Кроме того, в нем точно определен спектр необходимых юридических законов, указаны основные средства действия в каждом секторе внутреннего рынка ЕС, а также ряд шагов, позволяющих сделать гармонизацию эффективной. Раздел 21 Белой книги посвящен таможенной проблематике - важнейшему направлению перемен в странах Центральной и Восточной Европы в этой сфере. Здесь представлен список правовых актов, нужных для обеспечения намеченных преобразований (с разделением на первый и второй этапы реализации и указанием средств, требуемых для достижения целей).
В ЕС много лет проводятся встречи председателей таможенных администраций. Одним из результатов таких многосторонних форумов является программа под названием Customs 2000. Этот документ с декабря 1996 г. определяет задачи, которые таможенные службы стран - членов ЕС должны реализовывать, чтобы их деятельность была эффективной. Отмечу среди них следующие:
1. Обеспечение всех необходимых условий (включая инфраструктуру, техническое оснащение и оперативные методы) для организации работы таможенных служб на соответствующем уровне;
2. Четкое применение таможенного законодательства;
3. Сотрудничество с торговыми фирмами и экономическими средами;
4. Профилактика и борьба с таможенными преступлениями;
5. Эффективная охрана интересов Евросоюза;
6. Монолитное применение права на всей территории ЕС;
7. Действенный таможенный досмотр на внешней границе ЕС.
Данная программа представляет собой своего рода стратегию развития таможенных администраций стран - членов ЕС. Кроме того, она является ответом на вызовы и опасности, обусловленные регионализацией и глобализацией международной экономики. Указанные процессы породили иной взгляд на роль таможенной политики, функции и задачи администрации в ближайшем будущем. Она должна непрерывно приспосабливаться к меняющимся отношениям, чтобы не быть административным барьером мировой торговли[7].
- Система стратегического управления в таможенных органах
- Глава 3. Проблемы информационно-технического обеспечения таможенных органов (можно на примере конкретного направления или таможенного органа)
- 3 .Современные таможенные органы России как функциональная система и система администрирования
- IV. Основные направления деятельности таможенных органов.
- 1. Таможенные органы, их система, основные задачи и полномочия
- 2.1. Анализ системы управления таможенного органа
- Этапы развития и размещения таможенных органов.
- 3 Управление развитием таможенных органов России на основе институционального подхода
- «Система профессионального развития в таможенных органах»