logo
Анализ эффективности таможенного контроля и пути его повышения

3.2 Эффективность проводимых таможенных проверок и предложения по их совершенствованию

СУР на данный момент является основным показателем для проведения таможенного контроля, даже при всех недостатках общероссийских профилей рисков при реализации проверки заявленной таможенной стоимости, характерных для ТС.

Для разрешения этой проблемы нужно уделить внимание стране происхождения товара, при организации профилей рисков, а так же придавать особое значение факторам оказывающим влияние на производство определенного товара.

Доля профилей риска, не определяется с поддержкой программных возможностей, то есть, не формализована или частично формализована. Из-за этого на реализацию контроля нужно большое количество времени, так как необходимо работать большим количеством бумажных носителей.

Для улучшения информационного обеспечения организации таможенной проверки ввозимых цветов, таможенный орган должен предоставлять источник информации таким образом, чтобы характеристики проверяемого товара, его качественные, технические и коммерческие параметры, а так же условия поставки данных товаров в наибольшей степени соответствовали условиям сделки с ввозимыми товарами. [7, 1]

К сожалению, таможенным органам почти нет источников стоимостной информации, которые подходили бы по запросам и нормативным документам.

За невыполнение предписаний отвечают таможные органы, а точнее сотрудники таможенного поста, непосредственно участвующие в проверке.

Таможенные органы дают декларанту существующую у них информацию, в том числе справочные цены на товары, обращающиеся во внешней торговле.

Подобная информация по ценам на отдельные товары имеет гиф "ДСП". Однако основания надобности засекречивать от участников ВЭД уровни цен не совсем ясны [8, 1].

Требования и принципы таможни в отношении исчисления таможенной стоимости мало понятны для декларантов, из-за этого возникают проблемы и появляется невозможность ведения конструктивного диалога.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о необходимости образования целостной электронной базы справочной информации по стоимости товаров. Подобные электронные справочники будут хранить всю полезную информацию (от кода ТН ВЭД ТС до технологических свойств и цеховых уровнях товара) [9, 1].

Для снижения рисков в стоимостных профилях риска существует запрос у декларанта таможенной декларации страны отправления, это одна из прямых мер воздействия. Но в течение всего срока действия СУР был предъявлен всего один образец экспортной декларации.

Достоверность декларации на товары прежде всего, состоит в точной справочной информации, часто участник ВЭД уверен, что он не будет пойман при подаче неверных данных о стоимости товара, его характеристиках и подает в таможенный орган практически любой документ названный "Экспортная декларация" [10, 1].

Запросы таможенных органов о предъявлении иностранных деклараций носят формальный характер, так как нет образцов экспортных деклараций и правил их заполнения, вследствие чего декларант не несет правовой ответственности за предоставление недоставерных сведений.

Обосновать незаконность сделки в настоящее время таможенный орган не может, вследствие отсутствия согласованности совместных действий с таможенными органами стран, на территории которых производятся товары подлежащие оценке. Не отлажено должным образом так же взаимодействие отделов по надзору за порядком проведения стоимостной оценки перемещаемого через таможню товаров с правоохранительными подразделениями таможенных органов.

Одной из самых серьезных проблем с которыми сталкиваются таможнные органы, является занижение таможенной стоимости товаров. Причем данная проблема носит системный характер, для ее ликвидации таможенные органы должны применять все имеющиеся средства.

Систематизация процесса информирования Отдела контроля таможенной стоимости о происходящих нарушениях, которые совершают декларанты для намеренного занижения таможенной стоимости товаров необходима для правильности проверки таможенной стоимости перемещаемых товаров.

Как правило, нарушители таможенных правил перемещения товаров через таможенную границу, применяют юридически правильно составленные договоры и перевозят значительные объемы грузов с заниженной стоимостью.

Для ликвидации данной проблемы таможенным органам Таможенного союза необходимо наладить связь с таможенными службами стран-экспортеров для проверки предоставляемых документов и подтверждения законности сделки на заявленных участником ВЭД условиях.

ТС необходимо воспользоваться опытом стран участниц Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО), в которых организована служба предотгрузочной инспекции: то есть еще на территории страны-экспортера проводится проверка подлинности договоров и контрактов, соответствия товаров, а последующий импорт принятому в стране ввоза порядку.

Перемещение товара через таможню не должно привести к:

- снижению прибыли от таможенных платежей;

- снижению ресурсов иностранной валюты;

- перемещению неразрешенных товаров.

На данный момент в таможенных органах используется одна из конфигураций предотгрузочной инспекции - сертификация грузов до начала отгрузки. Суть данной процедуры проверка перемещаемых товаров на их соответствие ГОСТам.

Чтобы повысить заинтересованность декларантов, намеренно занижающих таможенную стоимость, в предварительном контроле таможенным органам нужно предотгрузочную инспекцию сделать обязательной. таможенный контроль внешнеэкономический проверка

В результате, время на прохождение таможенной проверки товаров, которые уже прошли предотгрузочную проверку, значительно сократится. Для остальных грузов может применятся расширенный комплекс мер, которые могут доказать отсутствие нарушений.

Следует отметить, что в настоящее время необходимо организовать процесс работы, направленный на создание целостного понимания и толкования правовых норм касательно таможенного дела как таможенными, так и судебными органами [11, 1].

В целях конструктивного диалога и донесения до сведения судебных органов принципов таможных органов, нужно организовать согласованность действий представителей таможни и судебных органов.

Хорошо организованное взаимодействие посодействовало бы сохранению легитимности действий сотрудников таможенных органов и созданию позитивной судебной практики.

Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент организация таможенного контроля в области цветочной продукции имеет ряд недостатков и не всегда действует с достаточной эффективностью. Чтобы улучшить организацию проверки исчисления таможенной стоимости перемещаемых через таможню товаров, нужно принять ряд мер.

Сотрудникам таможенных органов, которые непосредственно заняты в контроле исчисления таможенной стоимости, нужно соблюдать определенную последовательность проверки таможенной стоимости и предельно внимательно аргументировать принимаемые решения, учитывая правоприменительную практику и существующие методические указания, чтобы избежать аннулирования принятых решений в судебном порядке.

Для нахождения недостатков и несовместимостей в ТК ТС, правовым отделам таможенного органа нужно более тщательно анализировать правоприменительную практику; реализовывать информирование судебных органов о правовых взглядах таможни на использование таможенного законодательства в отношении таких вопросов как контроль таможенной стоимости и информированность сотрудников отдела контроля таможенной стоимости при появлении проблем в отношении позиций законодательства.

Возможно организовать сотрудничество с таможнями соседних стран для обмена таможенными декларациями, информацией о действительном существовании на территории стран-сотрудников организаций, представленных в документах. Это направление максимально увеличит эффективность организации контроля таможенной стоимости [12, 1].

Необходимо чаще проводить таможенные проверки, как камеральные, так и выездные, именно в момент их проведения обнаруживаются неуплаты таможенных пошлин, недоставерное декларирование и ряд других проблем.

В данной главе были рассмотрены этапы проведения таможенной проверки на примере участника ВЭД, предложены пути повышения эффективности таможенный проверок и последующих корректировок таможенной стоимости.