logo
Коммент

Глава 23. Прибытие товаров на таможенную территорию

ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Статья 156. Место и время прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза

Комментарий к статье 156

Согласно п. 1 ст. 156 ТК прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах пересечения таможенной границы и во время работы таможенных органов в этих местах. Местом прибытия в Российской Федерации согласно ч. 1 ст. 193 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" являются пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" <311> под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзалов, станции, морского или речного порта, аэропорта, аэродрома, открытых для международных сообщений, а также иные места, определяемые международными договорами и решениями Правительства Российской Федерации. Ввоз товаров в Российскую Федерацию из государств, не являющихся членами Таможенного союза, через территории государств - членов Таможенного союза, помещенных при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза под таможенную процедуру транзита, может осуществляться в любых местах по маршруту следования перевозчика в определенное таможенным органом отправления место доставки товаров, за исключением случая установления маршрута перевозки товаров в соответствии со ст. 217 ТК в качестве меры обеспечения соблюдения таможенного транзита. Ввоз товаров в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в остальных случаях может осуществляться в любых местах.

--------------------------------

<311> Российская газета. 4 мая 1993 г. N 84.

При этом отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию Таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств - членов Таможенного союза. Так, согласно ч. 1 ст. 193 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации вправе определять пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия в Российскую Федерацию отдельных категорий товаров <312>.

--------------------------------

<312> См. например: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2003 г. N 665 "Об установлении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы"; Постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2003 г. N 743 "Об установлении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции и табачных изделий".

Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" предусмотрены случаи, когда пропуск через Государственную границу товаров и транспортных средств осуществляется не в пунктах пропуска, а в иных местах. Так, при возникновении чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные формирования пересекают Государственную границу в порядке, определяемом международными договорами, нормативными актами Правительства Российской Федерации. Допускается пересечение Государственной границы в неустановленных местах в случаях вынужденного пересечения Государственной границы транспортными средствами, захода на территорию Российской Федерации иностранных судов, влета в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна, доставки спасенных людей, а также иных чрезвычайных обстоятельств. При вынужденном пересечении Государственной границы капитан судна, командир воздушного судна обязан немедленно сообщить о происшествии администрации морского (речного) порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые оповещают о таком пересечении границы войска пограничной службы и Вооруженные Силы Российской Федерации, и в дальнейшем действовать согласно полученным указаниям. О прибытии товаров в неустановленных местах уведомляются таможенные органы.

Национальным законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены случаи и порядок прибытия товаров в иных местах, не являющихся местами прибытия (ч. 3 п. 1 ст. 156 ТК). Установление таких случаев и порядка отнесено в Российской Федерации к компетенции Правительства РФ, в Республике Казахстан - Правительства Казахстана, в Республике Беларусь это регулируется Таможенным кодексом Республики Беларусь, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах прибытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий. Полный перечень мест прибытия в каждом из государств членов Таможенного союза размещен на веб-сайте Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Lists/List/AllItems.aspx.

На перевозчика в соответствии с п. 2 ст. 156 ТК возлагается обязанность доставить ввезенные товары после пересечения таможенной границы в места прибытия и предъявить их таможенного органу без изменения состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменения, удаления, уничтожения или повреждения наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации. В п. 2 ст. 53 Таможенного кодекса Республики Беларусь уточняется, что предъявление ввезенных товаров таможенному органу осуществляется путем размещения в зоне таможенного контроля пункта ввоза.

Правила по прибытию товаров не распространяются на товары, перевозимые водными и воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории Таможенного союза, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Статья 157. Меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах

Комментарий к статье 157

Если после пересечения таможенной границы доставка товаров в место прибытия прерывается, а также если водное или воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории Таможенного союза вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров, осуществлению остановки или посадки в установленных местах, перевозчик обязан:

1) принять все меры для обеспечения сохранности ввозимых товаров;

2) незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров;

3) перевезти товары или обеспечить их перевозку (если их транспортное средство международной перевозки повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.

Все указанные действия перевозчик осуществляется за счет перевозчика согласно п. 2 ст. 157 ТК.

Понятие аварии определено в п. 1 подп. 1 ст. 4 ТК как вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

Понятие непреодолимой силы определено в ст. 401 ГК РФ как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К непреодолимой силе относятся стихийные (природные) явления, чрезвычайные социальные волнения (военные действия), существенные изменения в законодательстве и иные исключительные по своему характеру обстоятельства, которые лицо при соблюдении должной степени заботливости и осмотрительности не могло предвидеть и преодолеть. Под иными обстоятельствами следует понимать обстоятельства, которые не связаны с транспортными происшествиями, не носят форс-мажорный характер, но объективно препятствуют доставке товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия. К таким обстоятельствам можно отнести произошедшее в процессе перевозки хищение товара.

Статья 158. Уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза

Комментарий к статье 158

Согласно п. 1 ст. 158 ТК перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, перечисленных в ст. 159 ТК в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. Законодательными актами государств - членов Таможенного союза может быть предусмотрена возможность подачи таких документов и сведений иными лицами. Согласно ч. 4 ст. 194 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по поручению перевозчика.

Также перевозчик, таможенный представитель либо иное заинтересованное лицо вправе представить таможенному органу предварительную информацию о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза. Однако в случаях, предусмотренных законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза, перевозчик обязан представить предварительную информацию о товарах. Согласно ст. 3 Соглашения от 21 мая 2010 года "О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" <313> обязательность представления предварительной информации определяется решением Комиссии Таможенного союза в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары. К настоящему времени Комиссия таможенного союза приняла одно такое решение - решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 899 "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом" <314>.

--------------------------------

<313> Бюллетень международных договоров. 2012. Июнь. N 6.

<314> http://www.eurasiancommission.org/_layouts/Lanit.EEC.Desicions/Download.aspx?IsDlg=0&ID=2245&print=1

Целями представления таможенному органу и обмен таможенными органами предварительной информацией о прибывающих товарах, в частности, являются минимизация рисков нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, совершенствование и ускорение совершения таможенных операций и повышения эффективности таможенного контроля.

Уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица, могут представлять таможенным органам государств - членов Таможенного союза в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза или убывающих с такой территории.

Согласно ст. 3 Соглашения от 21 мая 2010 года "О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" представление предварительной информации в обязательном порядке не требуется в отношении:

1) товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;

2) товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

3) товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с гл. 45 ТК;

4) товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

5) воинских грузов.

Предварительная информация представляется на языке государства - члена Таможенного союза, за исключением условных обозначений, используемых таможенными органами в качестве классификаторов. Представление предварительной информации осуществляется в электронном виде путем взаимодействия информационной системы таможенных органов государств - членов Таможенного союза и информационных систем заинтересованных лиц либо посредством web-порталов таможенных органов государств - членов Таможенного союза. Предварительная информация должна быть направлена в таможенный орган государства - члена Таможенного союза заинтересованным лицом не менее чем за 2 часа до перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств. В случае несоответствия предварительной информации составу сведений, ее структуре и формату, утвержденных техническими требованиями, заинтересованному лицу направляется электронное сообщение о непринятии предварительной информации к рассмотрению с указанием причин.

При отсутствии ошибок в представленной предварительной информации заинтересованному лицу направляется электронное сообщение, содержащее уникальный идентификационный номер перевозки - уникальный номер предварительной информации, который присваивается таможенным органом государства - члена Таможенного союза на каждую партию товара с использованием информационной системы.

При уведомлении перевозчик вправе представить документы в виде электронных документов. При представлении документов, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства - члена Таможенного союза, на территорию которого прибыли товары, перевод сведений, содержащихся в таких документах, обеспечивается перевозчиком или иным заинтересованным лицом. При этом согласно ч. 5 ст. 194 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в случае представления таможенному органу в месте прибытия стандартных перевозочных (транспортных) документов, форма и содержание которых установлены международными соглашениями в области транспорта, участницей которых является Российская Федерация, перевод таких документов на русский язык не требуется, если документы составлены на английском или другом иностранном языке, предусмотренном в качестве международного стандарта составления перевозочных (транспортных) документов.

Статья 159. Документы и сведения, представляемые таможенному органу в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров

Комментарий к статье 159

В ст. 159 ТК установлен перечень документов и сведений, представляемых таможенным перевозчиком таможенному органу при прибытии, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. Перечень таких документов и сведений, представляемых при международной перевозке автомобильным транспортом, установлен ч. 1 п. 1 ст. 159 ТК, водными судами - ч. 2 п. 1 ст. 159 ТК, воздушным транспортом - ч. 3 п. 1 ст. 159 ТК, железнодорожным - ч. 4 п. 1 ст. 159 ТК.

В сложившейся международной практике, подтвержденной Киотской конвенцией, таможенные органы требуют от перевозчика представления только тех сведений, которые необходимы для идентификации товаров и транспортных средств, причем эти сведения должны опираться на требования, предусмотренные в международных соглашениях, относящихся к области транспорта (рекомендуемое правило 9 главы 1 Специального приложения A). Имеющийся у перевозчика пакет документов на транспортное средство и перевозимый в международном сообщении груз, как правило, соответствует перечню документов, установленных ст. 159 ТК, и, исходя из установленного правовыми актами и обычаями делового оборота порядка их заполнения и оформления, содержит сведения, подлежащие сообщению перевозчиком таможенному органу при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию.

Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с п. 1 ст. 152 ТК представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

Статья 160. Таможенные операции, совершаемые в местах прибытия

Комментарий к статье 160

В ст. 160 ТК определены таможенные операции, которым могут быть подвергнуты товары в месте их прибытия.

Прибывшие товары после предъявления их таможенному органу могут быть:

- разгружены или перегружены (перевалены);

- помещены на склад временного хранения;

- задекларированы и выпущены;

- помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.

Также допускается замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию Таможенного союза, на другое транспортное средство.

При этом не предполагается, что с товаром может быть совершена лишь одна из вышеперечисленных операций. Напротив, после разгрузки товар, как правило, помещается на склад временного хранения или может быть заявлен к таможенной процедуре, находясь в зоне таможенного контроля без помещения на склад.

Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию, на другое транспортное средство могут осуществляться только с разрешения таможенного органа и во время его работы в местах, специально предназначенных для этих целей. Как правило, эти места являются зонами таможенного контроля (постоянного или временного) и порядок осуществления деятельности в их пределах определяется положениями ТК и законодательством государств - членов Таможенного союза.

Под перегрузкой Киотская конвенция понимает таможенный режим, в соответствии с которым товары перегружаются под таможенным контролем с транспортного средства, используемого при ввозе, на транспортное средство, используемое при вывозе, на территории одного и того же таможенного органа, являющегося одновременно таможенным органом ввоза и вывоза. Применительно к действиям с товарами в пункте прибытия перегрузка товаров представляет собой таможенную операцию, при которой товары под таможенным контролем перегружаются с транспортного средства, на котором они были ввезены на таможенную территорию, на транспортное средство, на котором будет осуществляться дальнейшая перевозка. Чаще всего перегрузка (перевалка) применяется при смешанных перевозках грузов. После перегрузки товар может быть помещен под процедуру внутреннего таможенного транзита.

В силу п. 3 ст. 160 ТК перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия.

Согласно подп. 27 п. 1 ст. 4 ТК таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более двух часов с момента подачи таможенной декларации (п. 3 ст. 190 ТК). Пункт 1 ст. 196 ТК предусмотрено, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

Товары на временное хранение не помещаются в случае, если в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (п. 6 ст. 225 ТК) или в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия (п. 4 ст. 160 ТК), при условии, что иные сроки не установлены таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств - членов Таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом:

- таможенному органу подана и им зарегистрирована таможенная декларация (п. 3 ст. 190 ТК);

- представлены все сведения, необходимые для таможенного декларирования товаров (ст. 181 ТК);

- представлены документы, необходимые для выпуска товаров, за исключением случая, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, и по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов после выпуска товаров (ст. 183 ТК).

В ином случае в соответствии с п. 6 ст. 225 ТК товары в течение трех часов должны быть помещены на временное хранение.

В п. 5 ст. 160 ТК установлено, что товары, которые в месте прибытия не помещены под таможенную процедуру или в отношении их не совершены иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, доставляются из места прибытия в определенное таможенным органом место в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (гл. 32 "Таможенная процедура таможенного транзита").

Статья 161. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при прибытии товаров на таможенную территорию

Комментарий к статье 161

В ст. 161 ТК определяются моменты возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также сроки их уплаты при прибытии иностранных товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает у перевозчика в момент пересечения товарами таможенной границы и прекращается:

- при доставке товаров в место прибытия и размещении на временное хранение или помещении под таможенную процедуру в месте прибытия;

- при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу;

- в случаях, установленных в п. 2 ст. 80 ТК.

В п. 3 ст. 161 ТК устанавливается срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при прибытии товаров.

Сроком уплаты при недоставке товаров в место прибытия является день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта недоставки товаров в место прибытия. При утрате товаров в месте прибытия, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта утраты товаров. При вывозе товаров из места прибытия на остальную часть таможенной территории Таможенного союза без размещения на временное хранение или помещения их под таможенную процедуру в месте прибытия перевозчик обязан уплатить соответствующие платежи в день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта такого вывоза.

В п. 4 ст. 161 ТК определяются правила исчисления размера ввозных таможенных пошлин, налогов в случае утраты товаров. Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, таможенной стоимости, их физической характеристики в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - на день выявления факта недоставки товаров в место прибытия, утраты их в месте прибытия, либо вывоза из места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза без размещения на временное хранение или помещения их под таможенную процедуру в месте прибытия.