logo
Коммент

Глава 29. Общие положения о таможенных процедурах

Статья 202. Виды таможенных процедур

Комментарий к статье 202

В ст. 202 ТК установлены виды таможенных процедур применяемых в целях таможенного регулирования на территории Таможенного союза ЕврАзЭС. Определение понятия "таможенная процедура" содержится в подп. 26 п. 1 ст. 4 ТК, в котором под таможенной процедурой понимается совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами. Определение в ТК соответствует определению таможенной процедуры в узком смысле. В широком смысле под таможенной процедурой следует понимать правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно-правовых и финансово-правовых средств регулирования, установленный таможенным законодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза между таможенным органом и лицом, их перемещающим.

Понятие "таможенная процедура", являющееся одним из основных понятий таможенного права в настоящее время, полностью унифицировано в национальном законодательстве стран - участниц Таможенного союза. Так, в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" значение понятия "таможенная процедура" определяется законодательством Таможенного союза и международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза. В подп. 17 п. 1 ст. 4 Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" приводится аутентичное ТК определение таможенной процедуры.

В законодательстве Республики Беларусь и иных нормативных правовых актах Республики Беларусь встречается как понятие "таможенный режим", так и "таможенная процедура". Объем понятий "таможенный режим" и "таможенная процедура", определение которым дано соответственно в подп. 36 и подп. 29 п. 1 ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь, не соответствовал объему понятия "таможенная процедура", представленного в ТК. В частности, указанные понятия не включали в себя специальную таможенную процедуру (специальная таможенная процедура определена в подп. 17 п. 1 ст. 202 ТК).

Данное несоответствие было устранено вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" <333>. Так, понятие "таможенный режим" определяется через понятие "таможенная процедура" в значении, определенном в ТК (абз. 12 пп. 2.31 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах"). Выражение "таможенные процедуры временного хранения товаров, ввоза и вывоза транспортных средств международной перевозки, ввоза и вывоза припасов" в законодательстве и иных нормативных правовых актах Республики Беларусь необходимо понимать как таможенные операции, совершаемые соответственно в связи с временным хранением товаров, перемещением через таможенную границу Таможенного союза транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа (временный ввоз и временный вывоз транспортных средств международной перевозки) и перемещением через таможенную границу Таможенного союза припасов (абз. 11 пп. 2.31 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах").

--------------------------------

<333> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 27.07.2011. N 84. 1/12711.

Несвоевременность внесения изменений в законодательство Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь в связи с созданием таможенного союза ЕврАзЭС компенсирована распространением действия Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" на правоотношения, возникшие с даты вступления в силу ТК (п. 6 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах").

Каждая таможенная процедура преследует достижение определенной цели. Например, таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления используется, как правило, при исполнении внешнеторговых договоров купли-продажи или мены товаров. Указанная таможенная процедура не связывает участника внешнеэкономической деятельности обязательствами перед таможенным органом, предоставляя тем самым ему возможность по собственному усмотрению решать юридическую судьбу ввезенного имущества. Товары, оформленные в соответствии с этой таможенной процедурой, могут быть в дальнейшем переданы третьему лицу во временное пользование, реализованы, уничтожены и т.д.

Процедура временного ввоза (допуска) товаров имеет своей целью извлечение из них плодов и иных полезных свойств в течение определенного срока. Эта таможенная процедура наиболее часто используется при осуществлении международных перевозок пассажиров и товаров, при ввозе строительного оборудования, необходимого для проведения работ по соглашению о подряде, компьютерной техники, офисной мебели, автопарка, предназначенных для функционирования представительств иностранных организаций на территории Таможенного союза ЕврАзЭС, а также различных товаров для проведения выставочных мероприятий. По общему правилу, временно ввезенные товары подлежат обратному вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза, однако по желанию лица, перемещающего товары, могут быть оставлены на этой территории при условии уплаты причитающихся таможенных платежей.

Помещение товаров под процедуру таможенного склада позволяет коммерсанту выбрать между переотправкой иностранного товара за границу и сбытом его на национальном рынке, сообразуя свой выбор с конъюнктурой соответствующего товарного рынка и другими факторами. Использование процедуры таможенного склада позволяет осуществить крупные закупки в тот момент, когда предложение на внешнем рынке представляется наиболее выгодным, а продавать - тогда, когда спрос на внутреннем рынке зарубежных стран будет наиболее благоприятным.

Если товар утратил свое качество или оказался с истекшим сроком хранения (например, если товар длительное время хранился на таможенном складе), то с экономической точки зрения целесообразно выбрать таможенную процедуру уничтожения, которая позволит освободиться от транспортных расходов, уплаты таможенных пошлин и иных налогов. Не исключается смена таможенной процедуры для выставочного оборудования, находящегося под процедурой временного ввоза, на процедуру уничтожения в том случае, если стоимость обратной транспортировки выше стоимости оборудования и затрат на их уничтожение.

Изменение конъюнктуры рынка или ставок ввозных таможенных пошлины и иных таможенных платежей может привести к тому, что импортный товар станет неконкурентоспособным по сравнению с товаром, произведенным на таможенной территории Таможенного союза. В этом случае для снижения убытков возможно применение процедуры отказа в пользу государства.

Все таможенные процедуры могут быть классифицированы по нескольким основаниям: порядок установления; роль и место в хозяйственной деятельности; по направлению движения товаров; территория действия; время действия; состояние товара, по субъектному составу и т.д. Необходимо учитывать, что использование только одного классификационного основания не позволит полностью оценить роль и место таможенной процедуры в хозяйственной и экономической деятельности. В связи с этим в практической деятельности для эффективного использования таможенной процедуры желательно изучение различных аспектов таможенной процедуры по максимально возможному количеству оснований классификации.

Выделим наиболее значимые в практической деятельности основания классификации.

С целью определения перечня нормативных актов, устанавливающих таможенные процедуры, и согласно п. п. 2, 3 ст. 202 ТК, все виды таможенных процедур, представленные в ТК, можно разбить, в зависимости от устанавливающих нормативных правовых актов, на три группы:

1) устанавливаемые только ТК (выпуск для внутреннего потребления; экспорт; таможенный транзит; таможенный склад; переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошлинная торговля; уничтожение; отказ в пользу государства);

2) устанавливаемые ТК и международными договорами государств - членов Таможенного союза (свободная таможенная зона; свободный склад);

3) устанавливаемые ТК и законодательством государства - члена Таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категории товаров, определенных решением Евразийской экономической комиссии (специальная таможенная процедура).

Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (временно применяется с 6 июля 2010 года) <334> установлены условия помещения товаров, сроки действия, особенности исчисления налогов, таможенных пошлин и другие аспекты применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

--------------------------------

<334> Текст размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/soglsez.aspx.

Общие положения о свободном складе, сроки нахождения товаров и завершение таможенной процедуры свободного склада, особенности исчисления налогов, таможенных пошлин при завершении процедуры свободного склада и другие особенности реализации таможенной процедуры свободного склада отражены в Соглашении от 18 июня 2010 года "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада" <335>.

--------------------------------

<335> Текст размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/soglsklad.aspx.

В отношении товаров, определенных в решении Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 329 <336>, возможно установление специальной таможенной процедуры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза. Так, в Российской Федерации требования и условия помещения товаров под указанную процедуру, а также ограничения на пользование и распоряжение товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, определяются Правительством Российской Федерации (ст. 302 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"), а порядок таможенного декларирования товаров устанавливается Федеральной таможенной службой Российской Федерации (ст. 303 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Например, в рамках подготовки к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 911 <337> утверждены Правила применения специальной таможенной процедуры в отношении ввозимых в Российскую Федерацию иностранных товаров, предназначенных для организации и проведения XII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

--------------------------------

<336> Текст размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS16/Pages/R_329.aspx.

<337> СЗ РФ. 2011. N 46. Ст. 6533.

В Республике Казахстан регламентация специальной таможенной процедуры фактически заключается в обратной отсылке к нормам наднациональных нормативных правовых актов (ст. 419 Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"), в частности, к решению Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 329 <338>.

--------------------------------

<338> Текст размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS16/Pages/R_329.aspx.

Упоминание о специальной таможенной процедуре в таможенном законодательстве в Республике Беларусь встречается лишь в абз. 1 пп. 1.7 Указа Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 года N 443 "О таможенных сборах" <339>, в связи с тем, что сборы за совершение таможенных операций не уплачиваются при совершении таможенных операций в отношении товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру. Тем не менее порядок помещения товаров под специальную таможенную процедуру на территории Республики Беларусь не определен.

--------------------------------

<339> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 24.07.2006. N 112. 1/7742.

Следовательно, на практике помещение товаров под специальную таможенную процедуру в Республике Беларусь и Республике Казахстан затруднено из-за отсутствия нормативных правовых актов на национальном уровне, как того требует ТК.

Все государства - члены Таможенного союза ЕврАзЭС присоединились к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, однако статус присоединения к Конвенции различается по ратификации специальных приложений. Российская Федерация не приняла ни одного Специального приложения (Федеральный закон от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" <340>). Республика Казахстан ратифицировала все специальные приложения, за исключением Специальных приложений E3, F3, H1, J2 (Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года N 141-4 "О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур" <341>). Республика Беларусь приняла обязательства по Специальным приложениям A, B, C, D2, E, G, J1 и J4 (Закон Республики Беларусь от 16 ноября 2010 года N 194-З "О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур" <342>).

--------------------------------

<340> Российская газета. 10.11.2010. N 253.

<341> Казахстанская правда. 26.02.2009.

<342> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 22.11.2010. N 290. 2/1746.

В целях соблюдения всеми государствами международных обязательств ТК, решения Евразийской экономической комиссии и другие нормативные акты Таможенного союза должны соответствовать Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Однако имеется лишь частичное терминологическое соответствие между указанной международной конвенцией и актами таможенного союза. Например, в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур специальной таможенной процедурой регулируются таможенные формальности при пересечении таможенной границы пассажирами, почтовыми отправлениями, транспортными средствами коммерческого пользования, припасами, поставками помощи. В соответствии с ТК припасы, транспортные средства коммерческого пользования при пересечении таможенной границы таможенного союза не помещаются под таможенную процедуру, а под специальную таможенную процедуру помещаются только товары, определенные решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 329 "О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру", в которые, в частности, включаются вооружение, военная техника, товары для ликвидации стихийных бедствий, дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств. Следовательно, под одним термином "специальная таможенная процедура" в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и ТК имеются в виду различные понятия.

В зависимости от направления движения товаров таможенные процедуры могут быть подразделены на:

1) ввозные (выпуск для внутреннего потребления; переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); реимпорт; отказ в пользу государства);

2) вывозные (экспорт; переработка вне таможенной территории; реэкспорт; беспошлинная торговля; временный вывоз);

3) провозные (таможенный транзит);

4) комбинированные (таможенный склад, свободная таможенная зона, свободный склад);

Некоторые таможенные процедуры могут действовать только на ограниченной территории Таможенного союза, другие таможенные процедуры не накладывают такого ограничения. Ограничение по территории действия имеют следующие таможенные процедуры: таможенный склад, беспошлинная торговля; свободная таможенная зона; свободный склад. Во всех приведенных выше таможенных процедурах имеется требование о нахождении товаров на определенной территории в течение периода действия таможенной процедуры, а для вывоза товаров с указанной территории требуется смена таможенной процедуры.

В зависимости от наличия ограничений по длительности нахождения товара под действием таможенной процедуры выделяют:

1) срочные таможенные процедуры - срок ограничен (таможенный транзит; таможенный склад, переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); временный вывоз; свободный склад);

2) бессрочные таможенные процедуры - срок не ограничен (выпуск для внутреннего потребления; экспорт, реимпорт, реэкспорт; беспошлинная торговля; уничтожение, отказ в пользу государства, свободная таможенная зона).

Предельные сроки нахождения товаров под конкретной таможенной процедурой установлены в главах 30 - 43 ТК. По истечении установленного срока срочная таможенная процедура должна быть завершена в установленном порядке, а товары, в зависимости от вида таможенной процедуры: вывезены за пределы таможенной территории Таможенного союза, помещены под другую таможенную процедуру или переработаны.

Требование об изменении или стабильности состояния товара позволяет разделить таможенные режимы на три группы:

1) состояние товара должно быть стабильным (таможенный транзит; таможенный склад; временный ввоз (допуск); временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошлинная торговля);

2) состояние товара должно быть изменено (переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; уничтожение);

3) состояние товара может быть изменено или оставаться стабильным (выпуск для внутреннего потребления; экспорт; свободная таможенная зона; свободный склад; специальная таможенная процедура).

При этом признаком изменения состояния товара является изменение классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (например, п. 3 ст. 232 ТК). В соответствии с общим правилом допускаются изменения товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях пользования, транспортировки и хранения.

Статья 203. Выбор и изменение таможенной процедуры

Комментарий к статье 203

По общему правилу, установленному п. 1 ст. ст. 203 ТК, товар, перемещаемый через таможенную границу Таможенного союза, должен быть помещен под таможенную процедуру, выбранную лицом. Из этого общего правила существуют четыре исключения, когда товар не помещается под таможенную процедуру:

1) товары, в отношении которых применяются запреты и ограничения на ввоз и вывоз;

2) припасы (п. 2 ст. 364 ТК);

3) товары для личного пользования (п. 4 ст. 354 ТК);

4) транспортные средства международной перевозки (п. 4 ст. 341 ТК).

В таможенном союзе ЕврАзЭС перечень запрещенных к ввозу и вывозу товаров указан в Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического общества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений <343>.

--------------------------------

<343> Текст размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/db/entr/norm-prav-doc/ediniy_perechen/Pages/default.aspx.

В соответствии с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур процесс помещения товаров под таможенную процедуру называется "очистка". Определением E5./F9 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур понятие "очистка" описывается как совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для помещения под иную таможенную процедуру. Эквивалентного термина в ТК нет, а взамен используется термин "помещение". В связи с отсутствием определения термина "помещение" в ТК, невозможно утверждать, что объем этих понятий совпадает, однако анализ ТК позволяет прийти к такому выводу.

Помещение товаров под таможенную процедуру придает товарам и транспортным средствам определенный статус с целью недопущения их хаотичного перемещения через таможенную границу и позволяет обеспечить таможенный контроль. Выделение различных видов таможенных процедур дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования, что позволяет более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей.

В ст. 203 ТК не дается уточнения, кто является лицом, имеющим полномочия по выбору таможенной процедуры. Установить лицо, имеющее полномочия по выбору и изменению таможенной процедуры, можно только на основании анализа текста ТК. Так документом, на основании которого происходит выбор таможенной процедуры или ее изменение, является декларация на товары или транзитная декларация (подп. 1 п. 2 ст. 181 и п. 1 ст. 182 ТК). Согласно п. 2 ст. 179 ТК таможенная декларация подается декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Следовательно, лицом, имеющим полномочия по выбору и изменению таможенной процедуры, является декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта.

Выбор таможенной процедуры является одновременно правом и обязанностью лица, но право не является абсолютным и может быть ограничено положениями нормативных правовых актов по таможенному делу. Например, товары не могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного склада, если на день их таможенного декларирования срок реализации или годности товаров менее 180 календарных дней (абз. 2 п. 1 ст. 230 ТК) или имеется запрет помещения под процедуру временного ввоза (допуска) продуктов питания, отходов (п. 2 ст. 278 ТК). Следует подчеркнуть, что право лица на выбор таможенной процедуры порождает корреспондирующую обязанность таможенных органов предоставить лицу выбранную таможенную процедуру только при соблюдении всех условий изложенных в ТК, в противном случае таможенные органы могут отказать в выпуске товаров. Условия помещения товаров под каждую таможенную процедуру установлены в главах 30 - 43 ТК.

Статья 204. Помещение под таможенную процедуру

Комментарий к статье 204

В соответствии со ст. 204 ТК со дня выпуска товара таможенным органом товар считается помещенным под таможенную процедуру, что означает возможность пользования и распоряжения товаром в соответствии с выбранной таможенной процедурой.

В зависимости от юридических фактов действие таможенной процедуры может быть приостановлено, завершено или прекращено.

Приостановление таможенной процедуры происходит на основании п. 1 ст. 208 ТК в случае изъятия или наложения ареста на товары, помещенные под таможенную процедуру. В случае снятия ареста или отмены решения об изъятии товаров действие таможенной процедуры возобновляется. Для некоторых таможенных процедур может быть установлен иной, внесудебный, порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры. Например, в соответствии с п. 2 ст. 281 ТК для процедуры временного ввоза (допуска) порядок приостановления и возобновления действия установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур". <344>.

--------------------------------

<344> Текст размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS19/Pages/R_375.aspx.

Завершение действия таможенной процедуры может происходить по двум основаниям: по заявлению декларанта на изменение таможенной процедуры (п. 2 ст. 203 ТК) и в связи с окончанием действия срочной таможенной процедуры.

Прекращение действия таможенной процедуры происходит на основании решения суда при конфискации или обращении в собственность государства (п. 2 ст. 208 ТК).

Статья 205. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру

Комментарий к статье 205

Возложенная ст. 205 ТК обязанность декларанта подтверждать соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру фактически устанавливает презумпцию виновности декларанта в несоблюдении установленной таможенной процедуры. В Таможенном кодексе Российской Федерации от 28 мая 2003 N 61-ФЗ была установлена обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим только в случае полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврата уплаченных сумм и (или) неприменения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В настоящее время в национальных законодательствах Российской Федерации (п. 1 ст. 224 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"), Республики Казахстан (ст. 309 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан") и Республики Беларусь (ст. 155 Таможенного кодекса Республики Беларусь) данная норма унифицирована и полностью соответствует ТК.

Статья 206. Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур

Комментарий к статье 206

Распределение полномочий по таможенному контролю, за соблюдением условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза, между таможенными органами таможенного союза ЕврАзЭС устанавливается в ст. 206 ТК. Товар не приобретает статус товара таможенного союза при помещении под следующие таможенные процедуры: экспорт; таможенный транзит; таможенный склад; переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); реэкспорт; беспошлинная торговля (в отношении иностранных товаров); уничтожение; свободная таможенная зона; свободный склад.

Основным критерием, в соответствии с которым определяется таможенный орган, непосредственно проводящий таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур, является территория государства - члена Таможенного союза, на которой находится товар. При этом следует учитывать, что если товар был выпущен таможенными органами одного государства - члена Таможенного союза, а находится на территории другого государства - члена Таможенного союза, то таможенные органы государства - члена Таможенного союза, на территории которого находится товар, могут осуществлять контроль за соблюдением условий таможенной процедуры только по поручению таможенного органа проводившего выпуск товара (п. 2 ст. 206 ТК). Такой порядок следует из комплексного анализа ст. 206 ТК, вопреки указанию п. 1 ст. 206 ТК о проведении таможенного контроля за соблюдением условий таможенной процедуры таможенными органами государства - члена Таможенного союза, на территории которого произведен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой.

Например, товар помещен по таможенную процедуру таможенного транзита на территории Республики Казахстан с целью его транспортировки через территорию Российской Федерации и Республики Беларусь. В этом случае таможенные органы Российской Федерации и Республики Беларусь имеют право осуществлять таможенный контроль за соблюдением условий таможенной процедуры таможенного транзита только по поручению таможенного органа Республики Казахстан в рамках взаимной административной помощи.

Статья 207. Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры

Комментарий к статье 207

Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры в соответствии со ст. 207 ТК несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Однако несвоевременное внесение изменений в законодательные акты не позволяло реализовать положения ст. 207 ТК на практике. Например, ст. 16.9 КоАП РФ (в ред. 30 декабря 2011 года) было установлено наказание в виде административного штрафа с конфискацией товаров или без таковой за недоставку товаров в место доставки, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита. Однако применить данное наказание не представлялось возможным, т.к. на тот момент не существовало процедуры внутреннего таможенного транзита, упоминаемой в ст. 16.9 КоАП РФ. Указанную процедуру заменила таможенная процедура таможенного транзита. Отсутствие терминологического единства между законодательством Российской Федерации и ТК привело к невозможности привлечения к административной ответственности за несоблюдение условий таможенной процедуры. В ст. 16.19 КоАП РФ наказания предусмотрены только за несоблюдение таможенного режима, но термин "таможенный режим" в ТК не применяется и заменен термином "таможенная процедура". Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <345> данные противоречия были устранены.

--------------------------------

<345> Российская газета. 09.12.2011. N 278.

Для целей применения таможенного законодательства Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, обеспечивающих реализацию требований таможенного законодательства Республики Беларусь, п. 2.31 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" установлены новые значения некоторых терминов. Например, термин "таможенный режим" следует понимать как таможенная процедура в значении, определенном ТК. При этом нормы Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" имеют обратную силу и распространяют свое действия на правоотношения, возникшие с даты вступления в силу ТК.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния. Акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет (ч. 3 ст. 1.5 Кодекса Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях").

Анализ норм Кодекса Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" во взаимосвязи с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" позволяет сделать вывод, что физическое или юридическое лицо не могут быть привлечены к административной ответственности за деяние, совершенное до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" и которое стало квалифицироваться как административное правонарушение в связи с изменением трактовки терминов, связанной с обратным действием Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах".

Квалификация деяний, совершенных в Республике Беларусь после вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах", должна проводиться с учетом новых определений терминов. Например, термин "таможенный режим" в ст. 14.6 Кодекса Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" должен трактоваться как таможенная процедура в значении, определенном ТК, и следовательно, позволяет привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц за использование товаров в нарушение требований и (или) условий таможенной процедуры.

В Республике Казахстан административная ответственность за неправомерные операции, изменение состояния, пользование и (или) распоряжение товарами и транспортными средствами, помещенными под таможенную процедуру, предусмотрена ст. 423 Кодекса Республики Казахстан от 30 января 2011 года N 155-2 "Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях".

Статья 208. Последствия изъятия (ареста) товаров, помещенных под таможенную процедуру

Комментарий к статье 208

Название ст. 208 "Последствия изъятия (ареста) товаров, помещенных под таможенную процедуру" ТК не полностью отражает содержание ст. 208 ТК и затрудняет поиск необходимых норм. Только в п. 1 ст. 208 ТК изложены последствия изъятия или наложения ареста на товары и представляют собой приостановление действия таможенной процедуры. В остальных пунктах описываются изменение таможенной процедуры при конфискации (п. 2 ст. 208 ТК) и привлечение лица к административной или уголовной ответственности в случае несоблюдения лицом таможенной процедуры и невозможности дальнейшего применения данной таможенной процедуры (п. 3 ст. 208 ТК).

В случае конфискации или обращении в собственность государства по решению суда товаров, действие таможенной процедуры прекращается, а товары приобретают статус товаров Таможенного союза (п. 2 ст. 208 ТК).

Последствия привлечения лица к административной или уголовной ответственности в связи с несоблюдением им таможенной процедуры и невозможности дальнейшего применения данной таможенной процедуры при условии, что действие таможенный процедуры не было завершено в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения по привлечению лица к ответственности, изложены в п. 3 ст. 208 ТК и представляют собой задержание товаров таможенными органами. Таким образом, нарушается причинно-следственная связь, указанная в заголовке ст. 208 ТК, а именно задержание товаров, является последствием, а не причиной.

Для решения указанной проблемы необходимо изменить название ст. 208 ТК, например, на "Последствия изъятия, ареста или конфискации товаров, помещенных под таможенную процедуру", а положения п. 3 ст. 208 ТК вынести в отдельную статью с названием "Задержание товара".