33.Закон о таможенном регулировании в рб – основной нормативно-правовой акт, регулирующий таможенное дело в рб
23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
Закон представляет собой ключевой нормативный правовой акт в системе таможенного законодательства Республики Беларусь и призван регулировать отношения в сфере таможенного дела, не урегулированные таможенным законодательством Таможенного союза либо регулирование которых отнесено таможенным законодательством Таможенного союза к компетенции государств – членов Таможенного союза. Закон Республики Беларусь от 03.02.1993 «О Таможенном тарифе» (с изм. и доп.) и Таможенный кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 признаны утратившими силу.
Данный Закон сменил Таможенный кодекс РБ (далее - ТК РБ) и ряд иных актов национального законодательства по вопросам таможенного регулирования.
Закон свел воедино более 16 подзаконных актов, которые ранее регламентировали вопросы осуществления деятельности в области таможенного дела. В связи с этим утратит силу ряд нормативных актов, в том числе Таможенный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе» и др.
Законом, в частности, предусматриваются:
- регламентация осуществления деятельности в сфере таможенного дела таможенных представителей и перевозчиков, владельцев складов временного хранения и таможенных складов; требования к специалисту по таможенному оформлению и порядок его аттестации;
- особенности статуса уполномоченного экономического оператора;
- уточнение правил классификации товара в несобранном или разобранном виде;
- порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета) таможенных платежей, процентов (пеней);
- изменения в порядке обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица и рассмотрения жалоб.
Вступление в силу Закона – это еще один шаг к упрощению ведения международной торговли.
Обратите внимание!
Нормы Закона применяются, если:
- вопросы не урегулированы таможенным законодательством Таможенного союза;
- их регулирование отнесено таможенным законодательством Таможенного союза к компетенции государств - членов Таможенного союза.
Для исполнения норм Закона утверждено постановление Совета Министров РБ от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - постановление № 509), которое вступило в силу с 5 июня 2014 г.
В частности, им определены компетенция таможен и регионы их деятельности; условия выдачи разрешения для размещения товаров в целях временного хранения в иных местах, чем склады временного хранения; особенности таможенного декларирования товаров, отнесенных к иностранной безвозмездной помощи и освобожденных (освобождаемых) от уплаты таможенных платежей; перечень документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары; порядок совместной сверки расходования денежных средств плательщика, уплаченных в качестве авансовых платежей, и т.д.
В настоящее время также готовится проект указа Президента РБ, который внесет изменения и дополнения в некоторые указы, в т.ч. регламентирующие вопросы, урегулированные в Законе.
Закон упрощает таможенные процедуры, значительно сокращает число документов, которые нужны для подачи и регистрации таможенной декларации. Так, предусматривается, что таможенная декларация подается в письменной форме или в виде электронного документа. При этом четко закрепляется, что для регистрации декларации в электронной форме документы, на основании которых она заполнена, не предоставляются.
Урегулирован вопрос предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов путем залога имущества. В частности, определено, каким образом оформляется залог имущества, какие положения должен содержать договор о залоге имущества. Также определено, какое имущество не может быть предметом залога. Это имущество, находящееся за пределами Беларуси, имущество, уже заложенное для обеспечения иного обязательства либо обремененное иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц. Сюда относятся товары, подвергающиеся быстрой порче, животные, электрическая, тепловая и иные виды энергии, предприятия, имущественные права, ценные бумаги, товары в обороте, имущество, реализация которого запрещена или ограничена на территории республики.
Определен статус квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.
При экспорте товаров не будет заявляться таможенная стоимость товаров, если не установлена ввозная таможенная пошлина. Будет сокращен перечень документов, которые необходимы для регистрации таможенной декларации (для этого достаточно счет-фактуры, транспортного перевозочного документа и документа, подтверждающего полномочия лица).
Закон также содержит положения, связанные с основными функциями и правами таможенных органов, помещением товаров под таможенные процедуры, проведением таможенного контроля. Документ приведен в соответствие с положениями Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», который вступил в силу с 1 января 2014 года, конкретизированы роль и место филиалов и структурных подразделений банков при выдаче банковских гарантий в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Документ четко разграничивает компетенцию Президента, Правительства и Государственного таможенного комитета Беларуси в таможенной сфере.
Определяется компетенция ГТК относительно ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС, урегулированы вопросы классификации ввозимых в Республику Беларусь товаров в несобранном или разобранном виде, в т.ч. принятия таможенными органами решения по классификации таких товаров
Устанавливается, что ГТК принимает решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров и обеспечивает бесплатный свободный доступ заинтересованных лиц к такой информации.
Предусмотрено право лица в течение одного года на получение информации о причинах принятого в отношении его решения, совершенного действия (бездействия), урегулированы вопросы консультирования, в т.ч. оформления письменных консультаций. Консультирование таможенными органами должно осуществляться в устной и письменной форме бесплатно, в письменной форме — не позднее одного месяца с даты получения запроса.
Значительно расширена регламентация осуществления таможенными органами защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в т.ч. связанные с приостановлением выпуска товаров.
Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности принимаются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара, включенные по заявлению правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Регламентирован порядок подачи и рассмотрения заявления с просьбой о взятии под защиту того или иного объекта интеллектуальной собственности, продления сроков такой защиты.
Основные положения Закона вступают в силу через три месяца после официального опубликования.
- 5. Деятельность в сфере тд
- 7.Принципы и формы таможенного контроля (определение, принципы и формы коротко)
- 10. Государственное регулирование вэд в тс
- 11. Таможенное декларирование и выпуск товаров (определение, определение декларации, сроки подачи, способы подачи и декларирования)
- 12. Виды таможенных деклараций
- 13. Таможенные процедуры
- 14. Таможенные процедуры применяемые при вывозе
- 15. Таможенные процедуры применяемые при ввозе
- 16. Правонарушения в сфере таможенного дела
- 14.3. Несоблюдение порядка ввоза в Республику Беларусь товаров, запрещенных и (или) ограниченных к перемещению через там. Границу рб.
- 14.8. Нарушение сроков представления таможенной декларации
- 14.9 Неуведомление о прибытии товаров на таможенную территорию Республики Беларусь
- 14.10. Нарушение таможенной процедуры таможенного транзита
- 14.11 Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой
- 18. Правоохранительный характер таможенных органов.
- 19.Особенности таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в мпо, содержащих объекты интеллектуальной собственности, припасов Международные почтовые отправления (мпо)
- 20.Особенности перемещения товаров для личного пользования
- 25. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- 30. Понятие «товар» для таможенных целей (понятие, статус товара)
- 31.Тк тс – основной нормативно-правовой акт, регулирующий таможенное дело в тс
- 32.Товарно-транспортные накладные международного образца, применяемые во внешнеторговой деятельности
- 33.Закон о таможенном регулировании в рб – основной нормативно-правовой акт, регулирующий таможенное дело в рб
- 34. Коммерческие документы, применяемые во внешнеторговой деятельности
- 35. Сравнительная характеристика таможенных процедур Экспорта и Реэкспорта
- Глава 40 "Таможенная процедура реэкспорта"
- 36. Сравнительная характеристика таможенных процедур Выпуск для внутреннего потребления и Реимпорт
- Глава 39 "Таможенная процедура реимпорта"
- 38. Расчет таможенных платежей при помещении товара под таможенную процедуру Выпуск для внутреннего потребления
- 39. Таможенные органы. Их задачи
- 40.Таможенный представитель
- 41.Таможенный перевозчик
- 42.Владелец свх
- 43. Владелец таможенного склада
- 45. Владелец мбт
- 46.Принципы и методы таможенного контроля
- 47.Страна происхождения товара для таможенных целей
- 49. Обеспечение уплаты таможенных платежей (способы)
- 50. Таможенная процедура Таможенного транзита