Организация валютного контроля в Бельгии.
Система валютного контроля Бельгии функционировала в период с 1955 по 1990 гг. Ее основой стал так называемый «двойной валютный рынок», т.е. применение различных форм и методов регулирования текущих валютных операций и операций, связанных с движением капиталов.
Национальный банк Бельгии (БНБ) регламентировал операции на рынке текущих валютных операций, в том числе путем поддержания курса национальной валюты (только для целей текущих операций).
Операции, связанные с движением капиталов, осуществлялись на "нерегулированном" "свободном" рынке. Таким образом, риски осуществления «капитальных» операций из-за влияния рыночных факторов значительно превышали риски регулируемого рынка.
Основной орган валютного контроля – Бельгийско-Люксембургский институт валютного контроля (ИВК), которому парламентом Бельгии были делегированы серьезные полномочия. ИВК имел собственный бюджет, в который зачислялось 0,2% от суммы каждой сделки. Сотрудникам института было предоставлено право на осуществление расследований незаконных валютных операций и передачу материалов в судебные органы. В то же время имелась возможность не передавать дела в суд в случае, если нарушитель признавал свою вину и добровольно уплачивал штрафы.
Большая роль отводилась уполномоченным банкам, осуществляющим основную техническую роль по контролю за репатриацией валютной выручки.
Задача таможенных органов Бельгии сводилась к необходимости представления в ИВК таможенных деклараций, подтверждающих перемещение товаров через границу. Уполномоченный банк, в свою очередь, в случае осуществления валютных операций, связанных с организацией расчетов по внешнеэкономической сделке заполнял специальный формуляр, фиксируя основные условия платежа, позволяющие отнести данную операцию к разряду текущих или капитальных. Отчетность направлялась банками в ИВК в 3-х видах – при осуществлении расчетов, связанных с экспортом, импортом и транзитными поставками. Таким образом, банки контролировали направление проводимой операции в тот или иной сегмент валютного рынка, а участники ВЭД получали возможность либо использования льготного курса при осуществлении текущих операций, либо рыночного курса на рынке капитальных операций (разница достигала 2%).
ИВК помимо контрольных функций выполнял роль аналитического центра, обрабатывая данные таможенных органов и банков.
Система «двойного валютного рынка», при ее громоздкости и реальной возможности принятия (уполномоченными банками) субъективных решений, в то же время позволяла сделать привлекательным для иностранных инвесторов рынок капитальных операций, поскольку на данном сегменте валютного рынка завышенный курс позволял получать серьезную прибыль уже только за счет курсовой разницы.
Необходимо отметить, что при развитой системе контроля валютных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью и основанной на сопоставлении данных таможенных органов и банков, эффективность контроля услуг была чрезвычайно мала и основывалась только на доверии к уполномоченным банкам.
- Понятия, используемые в настоящей работе:
- Таможенный контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров. Введение Краткая история возникновения системы валютного регулирования.
- Причины необходимости создания эффективного валютного контроля.
- Компетенция таможенных органов в области валютного контроля. Таможенные органы в области валютного контроля в мировой практике.
- Организация валютного контроля в Бельгии.
- Организация валютного контроля во Франции
- Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля рф.
- Компетенция таможенных органов в области валютного контроля рф.
- Организация контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.
- Ответственность резидентов за нарушение предписаний валютного и таможенного законодательства.
- Ответственность экспортеров за незачисление валютной выручки на счета в уполномоченных банках.
- Ответственность за представление таможенному органу поддельной копии паспорта сделки
- Ответственность за непредставление в уполномоченный банк информации о внесении в контракт дополнений, изменений, затрагивающих данные паспорта сделки.
- Уголовная ответственность должностных лиц.
- Привлечение к ответственности уполномоченных банков.