6. Специальные сведения о контракте
6.1. Условия о сроках и порядке расчетов по контракту:
|
6.2. Срок от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента (отсрочка платежа), срок от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров (предварительная оплата):
6.3. Дата оформления листа 2: |
|
| / |
|
| / |
|
|
|
|
Рис. 1 Форма паспорта сделки
Порядок оформления паспорта бартерной сделки будет рассмотрен ниже, при изложении технологии контроля за внешнеторговыми бартерными сделками.
Паспорт сделки оформляется при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом, заключающихся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке – нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства РФ или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях – на основании разрешений, выданных Банком России за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом
Паспорт сделки не оформляется в отношении вышеназванных валютных операций, если они осуществляются по контракту, заключенному:
- между нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;
- между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций;
- между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений.
Паспорт сделки оформляется резидентом до начала таможенного оформления в уполномоченном банке, ведущем расчетное обслуживание внешнеторгового договора (контракта).
Для осуществления деятельности в качестве агента валютного контроля при обслуживании валютных операций участников ВЭД, связанных с экспортом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), коммерческий банк обязан выполнять ряд условий:
- зарегистрировать в Банке России образцы оттисков печатей банка, используемых для целей валютного контроля, которые затем по каналам межведомственного обмена информацией между Банком России и ФТС России доводятся до таможенных органов;
- определить и утвердить приказом по банку список ответственных лиц банка - сотрудников банка, уполномоченных подписывать паспорта сделки, а также совершать иные действия по валютному контролю от имени банка;
- вести регистрацию и учет всех входящих и исходящих документов в соответствии с внутренними правилами делопроизводства;
Информация о закрытии паспорта сделки готовить необходимую документацию (ведомость банковского контроля2[1]). Кроме того, банк должен обеспечить устойчивые и высокоскоростные телекоммуникации с ФТС России и Банком России, поскольку взаимодействие банков с данными ведомствами - это прежде всего обмен информацией, причем в строго установленные Банком России и ФТС России сроки.
Для оформления паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк следующие документы:
- заполненный бланк паспорта сделки в двух экземплярах;
- контракт, являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту;
- разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту, а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;
- иные документы, необходимые для оформления паспорта сделки.
Паспорт сделки, представляемый в банк резидентом - юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица – резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица – резидента.
Банк рассматривает представленные ему документы. Срок рассмотрения - три рабочих дня со дня представления паспорта сделки резидентом банку.
Основанием для отказа в подписании паспорта сделки могут быть:
- несоответствие данных, содержащихся в контракте, данным, указанным в паспорте сделки;
- оформление паспорта сделки с нарушениями установленных требований;
- непредставление резидентом в банк обосновывающих документов (т.е. документов, необходимых для оформления паспорта сделки.
В случае отказа в подписании паспорта сделки банк возвращает резиденту представленные им экземпляры паспорта сделки и обосновывающие документы в срок, не превышающий 3 рабочих дня, следующих за датой их представления в банк.
Если же у банка нет замечаний (документы представлены в полном объеме, оформлены в соответствии с установленными требованиями), то паспорту сделки присваивается номер, паспорт сделки регистрируется в соответствии с внутренними правилами делопроизводства банка и подписывается ответственным лицом банка. Подпись заверяется печатью банка.
Если сторонами внешнеторговой сделки внесены изменения и/или дополнения в контракт, которые затрагивают сведения, указанные в паспорте сделки, то резидент представляет в уполномоченный банк, подписавший паспорт сделки по данному контракту:
- переоформленный с учетом внесенных в контракт изменений паспорт сделки (в двух экземплярах);
- документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт;
- иные документы, необходимые для переоформления паспорта сделки по контракту.
Надо отметить, что номер паспорта сделки сам по себе информативен. Он состоит из пяти частей, разделенных наклонной чертой: ХХХХХХХХ/ХХХХ/ХХХХ/Х/Х.
В первой части номера слева направо указываются:
- две последние цифры года, в котором оформлен паспорт сделки;
- двузначный порядковый номер месяца, в котором оформлен паспорт сделки;
- четырехзначный порядковый номер паспорта сделки, оформленного банком в течение календарного месяца по виду контракта, код которого указан в третьей части номера паспорта сделки.
Например, паспорт сделки оформлен 19 июня 2004 года. По данному виду контракта это второй паспорт сделки в течение календарного месяца. Значит, первая часть номера будет следующая: 04060002/
Во второй и третьей частях номера паспорта сделки, состоящих из восьми разрядов, проставляется регистрационный номер банка, в котором оформлен паспорт сделки.
Если паспорт сделки оформляется головной организацией банка, то в третьей части номера паспорта сделки проставляются нули, например: 0077/0000.
Если паспорт сделки оформлен в филиале головного банка, то во второй и третьей частях номера паспорта сделки проставляется восьмизначный регистрационный номер банка, подписавшего паспорт сделки, например: 0077/0001
В четвертой части номера указывается код вида контракта:
1 – вывоз товаров с таможенной территории РФ;
2 – ввоз товаров на таможенную территорию РФ;
3 – выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, резидентом;
4 – выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, нерезидентом;
9 – смешанная сделка.
Пятая часть номера состоит из одного разряда и является резервной позицией, в которой проставляется ноль.
В случае если контрактом предусмотрено осуществление всех валютных операций через счета, открытые в банке-нерезиденте, паспорт сделки оформляется в территориальном учреждении Банка России (ТУ ЦБ РФ) по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации – для физического лица).
Один экземпляр паспорта сделки возвращается резиденту, а второй помещается в досье по паспорту сделки3[2] банка на хранение.
Для осуществления валютного контроля банк в день подписания (оформления или переоформления) паспорта сделки формирует и ведет ведомость банковского контроля, являющуюся документом валютного контроля и содержащую сведения об операциях по контракту.
- Открытие и ведение валютных счетов
- Правовые и организационные основы осуществления валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок. Формы, принципы и методы валютного контроля
- Органы и агенты валютного контроля
- Валютный контроль во внешнеэкономической сфере
- 1. Сведения о резиденте
- 2. Реквизиты иностранного контрагента
- 3. Общие сведения о контракте
- 4. Информация о разрешениях
- 5. Справочная информация
- 6. Специальные сведения о контракте
- Этап таможенного оформления товаров.
- Валютный контроль в неторговом обороте
- Административная ответственность за нарушения валютного законодательства
- Основные выводы
- Вопросы для подготовки к экзамену