2. Таможенная политика России в начале ХХ века
По истечении срока действия русско-германского торгового договора в 1903 году был утвержден новый общий тариф, ставший последней значительной вехой в дореволюционном таможенно-тарифном законодательстве. Тариф, введенный в действие с февраля 1906 года содержал "целый ряд вновь и отчасти весьма значительно повышенных ставок". Характеризуя в целом таможенную политику России конца XIX- начала XX в.в. следует подчеркнуть, что в эти годы она продвинулась вперед "по пути рационального построения таможенного протекционизма". К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральный из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. При департаменте состояли члены особого присутствия по применению тарифа к товарам ( из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур) и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабанде т.п. Нижестоящим звеном таможенной системы являлись таможенные округа. В состав каждого из них входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов, разделявшихся в зависимости от "прав, предоставленных сим учреждениям по привозу и очистке пошлинных товаров" на
- главные складочные таможни;
- таможни первого класса;
- таможни второго класса;
- таможни третьего класса;
- таможенные заставы;
- переходные пункты.
Таможенные уставы 1904-1910 г.г. отразили происшедшие после 1892 г. перемены в таможенном деле. В частности, они больше не содержали статей, которыми определялись многочисленные права и обязанности пограничной стражи. Устав 1904 года впервые содержал раздел "О привозе иностранных товаров по железным дорогам". Устав 1910 года уточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу, предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах ставерстной пограничной полосы.
События первой мировой войны (1914-1918 г.г.) самым пагубным образом сказались на таможенном деле России. К осени 1917 года таможенная система России оказалась практически разрушенной. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена. Многие из них закрылись на длительный срок, а то и вовсе прекратили свое существование. Департамент таможенных сборов, входивший в состав Министерства финансов бездействовал. Около года таможенным делом в стране руководил ЦК профсоюза таможенных работников, сформированный на съезде таможенных служащих в сентябре 1917 года .
С зимы 1918 года Департамент таможенных сборов возобновил свою деятельность. В мае 1918 года в исключительное ведение центральной государственной власти было передано обложение перевозимых через границу товаров таможенной пошлиной и другими сборами. Одновременно управление всеми таможенными учреждениями как органами центральной Советской власти вверялось Наркомату финансов. Таможни в своей работе объявлялись независимыми от местных властей, которые получали право ограниченного надзора за ними, без вмешательства в административную и распорядительную деятельность. При этом местные Советы наделялись правом назначения при таможнях комиссаров, осуществляющих общий надзор за их работой. Все эти положения закреплялись принятым 29 мая 1918 года декретом Совнаркома "О разграничении прав центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений". Фактически декрет от 290 мая 1918 года стал правовой основой формирования советских таможенных учреждений.
В июле 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля с переподчинением его Наркомату торговли и промышленности (НКТиП). В ведение НКТиП (с июня 1920 года - Наркомат внешней торговли (НКВТ) перешло управление таможенным делом. Закреплялось новое содержание деятельности советской таможни. Ввиду реализации идеи о государственной монополии внешней торговли таможенный контроль ставился ее вспомогательным инструментом. Товары не продавались а распределялись. Внешнеторговый оборот оставался нерегулярным и незначительным.
Но и отказ от широкого применения таможенно-тарифного регулирования с переходом к системе лицензий требовал, тем не менее, введения вспомогательных регуляторов, в частности - таможенного обложения. Вызывалось это двумя основными причинами. Во-первых, лицензионная система в начале 20-х годов охватывала не весь внешнеторговый оборот - из нее были изъяты посылочный обмен и отчасти торговля с некоторыми восточными странами. Во-вторых, при калькуляции цен на товары приходилось учитывать наличие таможенных пошлин.
Кроме того, при последовавшем переходе в НЭПу восстанавливались многие утраченные функции таможенных органов. Это обусловливалось как расширением объема внешней торговли, так и представлением ряду государственных и хозяйственных организаций права самостоятельного выхода на мировой рынок. Отмеченные факторы настоятельно требовали восстановления таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, введения соответствующего таможенного тарифа.
Первые советские таможенные тарифы были приняты в 1922 году: в феврале - по европейской привозной торговле, в июле- по европейской вывозной торговле. В их основу был положен довоенный русский таможенный тариф.
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 245
- Тема 3. Внешняя политика Российской империи в конце XIX – начале XX вв.
- Тема 2.4. Эволюция российской таможенной организации и таможенно-тарифной политики в XIX — начале XX вв.
- 2 Таможенно-тарифная политика в начале XIX века
- Тема 1.5. Эволюция российской таможенной организации и таможенно-тарифной политики в XIX — начале XX вв.
- I. Таможенная служба российской империи в XIX – начале XX в.
- Национальная политика российского правительства в конце XIX - начале XX века