1.2 Электронное декларирование - первый этап (ЭД-1)
На современном этапе развития таможенных органов, наиболее важным является достижение баланса эффективности таможенного контроля и содействия развитию международной торговли. Достижению данной цели способствует и внедрение электронного декларирования. Переход к электронной форме декларирования существенно облегчает взаимодействие участников внешнеэкономических отношений с таможней, а использование средств телекоммуникаций сокращает необходимость личного контакта с таможенным инспектором, что исключает субъективный момент. Электронное декларирование подразумевает внедрение и реализацию электронного документооборота между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами при предоставлении таможенной документации, а также реализацию опытных проектов по переходу на электронный документооборот с использованием механизма электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Электронные документы в системах электронного документооборота могут подтверждаться ЭЦП в соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации". В этом случае, юридическая сила ЭЦП признается только при наличии лицензионных программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию цифровой подписи.
Цели реализации электронного декларирования:
1. Внедрение безбумажной технологии;
2. Ускорение и формализация процедур ТО и ТК;
3. Сведение к минимуму контакта субъекта ВЭД и инспектора;
4. Проведение таможенных процедур в режиме удаленного доступа;
5. Ускорение процедуры уплаты таможенных платежей;
6. Снижение денежных затрат, связанных с таможенным оформлением.
Электронная форма декларирования обеспечивает автоматическую обработку заявляемых в декларации сведений в центральной базе данных на уровне региональных таможенных управлений с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа. http://www.tsouz.ru
Применяемая в настоящее время технология обеспечивает подключение абонентского пункта брокера (декларанта) к ЕАИС и информационный обмен по выделенному каналу связи на уровне таможенного поста. Программные средства используются для проведения начального и заключительного этапов основного таможенного оформления должностными лицами структурных подразделений таможенного органа. Основное таможенное оформление товаров и транспортных средств осуществляется в рамках штатных программных средств систем таможенного оформления и контроля. На завершающем этапе основного таможенного оформления электронная грузовая таможенная декларация (ГТД) передается в программные средства электронного декларирования для окончательного оформления электронных и текстовых выходных документов.
Основными проблемами, препятствующими применению и развитию данной технологии (ЭД-1), явились: реализация достаточно затратного решения для участника ВЭД, а также отсутствие возможности интеграции используемой им информационной системы и информационной системы таможенных органов, с одной стороны, и программных средств электронного декларирования и систем таможенного оформления и контроля - с другой.
В отношении программного обеспечения в системе предварительного информирования предусмотрены 4 портала: “Грузоотправитель”, “Граница”, ”Декларант”, “Инспектор”. В практике же электронного декларирования задействованы 2 портала: “ Декларант” и “Инспектор”. В связи с этим пока не применима система предварительного информирования, т.е. возможности получить сведения о товаре заранее путем ознакомления с коммерческими и транспортными документами в электронной форме. Это позволило бы декларанту заранее подготовить комплект документов для подачи в таможенный орган не дожидаясь прибытия груза в таможню назначения. Согласно действующим нормативным актам, в электронном виде декларант пересылает в таможенный орган минимальный комплект документов, составляющий совокупность документов сделки (СДС), в который входят: ГТД, ДТС и опись документов. Инспектор, при необходимости, может запросить дополнительные документы: TIR, CMR, контракт, инвойс и др. Обеспечивая некоторую прозрачность и простоту оформления, декларирование в электронной форме, тем не менее, ставит инспекторов и участников ВЭД в непосредственную зависимость от надежности, продуманности и бесперебойной работы программно-аппаратного обеспечения. Необходимым условием является и совмещение с банковскими и налоговыми программами в целях учета паспортов сделок возврата НДС. Дальнейшему развитию и внедрению в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования (ЭД-1) препятствуют следующие факторы:
1. Невозможность реализации, на данный момент, эффективной системы межведомственного информационного взаимодействия (МИАИС).
2. Значительный временной и административный период нерегламентированный руководящими документами, связанный с открытием абонентского пункта, получения электронной цифровой подписи, получением разрешения на применение системы «электронного представления сведений (электронное декларирование) через сети общего доступа Интернет.
3. Отсутствие популяризации и мотивировки внедрения в брокерских фирмах и у участников ВЭД системы «Электронное представление сведений».
Рис. 1.1 Технологическая схема оформления ЭД-1
- Введение
- Глава 1. Общие принципы организации электронного декларирования
- 1.1 Электронное декларирование
- 1.2 Электронное декларирование - первый этап (ЭД-1)
- 1.3 Электронное декларирование - этап второй (ЭД-2)
- 1.4 Электронное декларирование: содержание, технологии применения, преимущества и недостатки
- 1.5 Последовательность совершения таможенных операций должностным лицом при электронной форме декларирования товаров
- Глава 2 Влияние систем электронного декларирования на повышение эффективности таможенного дела
- 2.1 Проблемы, тормозящие развитие системы электронного декларирования
- 2.2 Анализ структуры таможенных операций в условиях электронного декларирования товаров
- 2.3 Анализ применения системы электронного декларирования ЭД-2 таможенными органами Российской Федерации
- Таможенное декларирование товаров в электронной форме.
- Глава 3. Проблемы и пути совершенствования электронного декларирования товаров и транспортных средств в таможенных органах
- Глава 2. Влияние систем электронного декларирования на повышение эффективности таможенного дела
- 2.4.1. Электронное декларирование
- 2.5. Заключительные этапы электронного декларирования
- Электронное декларирование.
- 1. Система электронного декларирования информационных таможенных систем рб
- 3. Анализ электронного декларирования в Республике Беларусь
- 63. Электронное таможенное декларирование.