logo
внедрение систем электронного декларирования2

2.5. Заключительные этапы электронного декларирования

Бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, а также документов, необходимых для помещения декларируемых товаров под заявленный таможенный режим на бумажных носителях, могут быть потребованы таможенным органом только в случае:

1. выявления рисков, по которым в качестве меры реагирования предусмотрена проверка бумажных носителей информации, либо в случаях, указанных в Инструкции.

2. выявления, в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра, несоответствия сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения указанных форм таможенного контроля.

Данная декларация распечатывается таможенным органом на бумажном носителе, а лицу, декларирующему товары, направляется авторизованное сообщение, содержащее данную информацию и требование о представлении документов на бумажных носителях. Дальнейшее таможенное оформление товаров производится в общеустановленном порядке с использованием таможенной декларации и документов на бумажных носителях. Выполнение декларантом данного требования не должно приводить к нарушению им срока подачи таможенной декларации (статья 129 Кодекса), т.е. 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита.

В случае выявления признаков преступлений либо административных правонарушений таможенный орган принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Таможенные органы могут распечатывать копии электронных деклараций на бумажном носителе (листы формата А4 по форме бланков "Грузовая таможенная декларация" (ТД1) и "Добавочный лист" (ТД2) после помещения товаров под определенный таможенный режим в следующих случаях:

а) по желанию декларанта;

б) по требованию правоохранительных, а также судебных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) в случаях применения электронной формы при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы, предусматривающие вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации;

г) в иных случаях, установленных ГТК России.

При этом уполномоченное должностное лицо таможенного органа в графе "Д" основного листа и графах "С" добавочных листов бумажной копии электронной декларации проставляет штамп "Выпуск разрешен", заверяет его подписью и личной номерной печатью, а в правом верхнем углу делает отметку "Копия".

Если бумажная копия электронной декларации изготавливается по желанию декларанта или при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы, предусматривающие вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, декларант после получения им бумажной копии электронной декларации с отметками таможенного органа проставляет на данной копии отметки в графе 54 основного листа в нижнем правом углу графы, расположенной над графой "С" добавочного листа, или на каждом листе списка товаров.

Если декларирование товаров с использованием предварительной таможенной декларации осуществляется таможенным органам, в которых применяется электронная форма декларирования, после завершения проверки предварительной таможенной декларации и уплаты сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации таможенный орган, принявший и проверивший данную электронную предварительную декларацию, направляет по электронной почте электронную декларацию с сопроводительным текстовым файлом, содержащим информацию о том, что данная декларация была подана в электронной форме, в пограничные таможенные органы, через которые будет осуществляться ввоз товаров.

Внимание: Предварительная таможенная декларация в электронной форме (без представления ее копии на бумажном носителе перевозчиком либо лицом, им уполномоченным) направленная таможенным органом назначения, используется пограничными таможенными органами отправления при оформлении в приоритетном порядке процедуры внутреннего таможенного транзита для формирования электронного уведомления о направлении товаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ФТС России в настоящее время в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) Электронная Россия реализует несколько проектов, направленных на содействие торговле при одновременном повышении эффективности таможенного контроля. Российская таможня после 2008 г. должна стать электронной таможней, то есть широко использовать электронные документы при таможенном оформлении

На первом этапе действия новой программы предполагается подкрепление электронной декларации бумажным носителем, однако в дальнейшем бумажный носитель будет находиться у таможенного брокера и может быть затребован лишь в исключительных случаях (сомнение в подлинности документов). Также предполагается создание электронного архива, где будут храниться все когда-либо поданные декларации.

На первоначальном этапе таможенники не ставят своей целью добиться массовости. Перейти на электронное декларирование сможет лишь добросовестный участник ВЭД, положительно зарекомендовавший себя в таможенных органах. И, кроме того, нужно время, чтобы бизнесмены смогли оценить преимущества данной формы работы. Нововведение требует первоначального вложения капитала на техническое оснащение и приобретение программных продуктов. "Установка соответствующего программного обеспечения и оборудования обходится каждому участнику ВЭД в сумму около десяти тысяч долларов.

Главное отличие электронной декларации от обычной , бумажной, в том, что ее, во-первых, проще и быстрее сделать, во-вторых, не надо приносить в таможенный орган, а можно просто отправить по электронной почте. Точность сведений при этом удостоверяется электронной цифровой подписью, которая позволяет таможенникам идентифицировать отправителя, а также исключает возможность внесения изменений в текст посторонними лицами.

Электронное декларирование выгодно для крупных и постоянных участников внешнеэкономической деятельности, которые оформляют через таможню, практически одно и то же наименование товара.

Учитывая опыт эксплуатации системы электронного декларирования и возникающие проблемные вопросы, связанные с ее применением, в настоящее время таможенные специалисты проводят доработку и универсализацию Комплекса программных средств ЭДТиТС ( Электронное декларирование товаров и транспортных средств ), что позволит в будущем оптимизировать и повысить качественный уровень декларирования товаров в электронной форме.

На сегодняшний день уровень оснащения таможен СТУ средствами вычислительной техники, периферийным оборудованием и программным обеспечением составляет около 80 % от необходимого. «Более широкому внедрению СЭДТ мешает то, что пока еще не каждый товар может декларироваться в электронном виде.

К 2010 году вообще будут забыты бумажные носители и таможня полностью перейдет на электронное декларирование.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ от 29 июля 2005 года № 801 «Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме».

2. Приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. № 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций

при декларировании товаров в электронной форме"

3. Журнал Таможня апрель 2006г.

4. Журнал "Таможня" 09.11.07

5. Журнал Таможня 12 от 28.06.05 «Электронное декларирование: возможности и проблемы»

6. www.custms.ru

7. www.vch.ru Виртуальная таможня

8. Таможенный вестник, издание ГТК России, - М.

9. «Основы таможенного дела» Ю.Ф. Азаров

10. www.spbrca.ru

11. Приказом ГТК России от 03.03.2003 № 203 "О декларировании товаров";

12. Таможенный Кодекс