logo
Влияние изменений таможенных тарифов в России на уровень цен (на примере рынка поддержанных автомобилей в 2010-2012 гг.)

1.1 Таможенная пошлина как экономическая категория

Таможенные пошлины по своему экономическому содержанию и характеру действий относятся к стоимостным, рыночным регуляторам внешнеторгового оборота. Таможенная пошлина - это налог, который взимается при провозе товаров через таможенную границу. Как всякий налог, пошлина увеличивает цену товара и снижает его конкурентоспособность.

Наиболее заметная функция таможенных пошлин, это их ценообразующая роль - создание стоимостного барьера, повышающего цену импортного товара и создающего разрыв в уровне цен на товары в разных странах.

Создавая разницу в ценах конкретных товаров на мировом и внутреннем рынках, пошлина влияет на общий уровень цен в стране. Она позволяет национальным производителям повышать общий уровень цен местных товаров и получать дополнительную прибыль. В этом случае пошлина прямо защищает внутренние цены и прибыль национальных компаний. Однако усиление степени защиты отдельных отраслей экономики может производиться не только с помощью повышения пошлин, но и путем выборочного их снижения, в первую очередь на те товары, которые входят составными частями в производимую готовую продукцию (узлы, агрегаты, комплектующие изделия и т.п., ввозимые из-за рубежа).Д.А.Шевчук. Ценообразование. // Учебное пособие, М., РоссийскийБухгалтер, 2008.

Это направление усиления таможенного протекционизма в современных условиях значительно возросло в связи с расширением международной торговли полуфабрикатами, узлами, агрегатами и комплектующими деталями между промышленно развитыми странами и в связи с созданием так называемого «глобального» промышленного производства.

Механизм влияния пошлин на цену сложен, а эффективность пошлины, а, следовательно, и оценка ее эффективного уровня - это вопрос, ответ на который носит многоплановый характер. Эффективность пошлины существенно зависит от соотношения цен на товары на внутреннем рынке страны и на мировом рынке. Например, автомашины сравнимого типа стоят 5000 долл. на мировом рынке и 7000 долл. в стране. В этом случае эффективным барьером на пути ввоза иностранных автомашин окажется пошлина со ставкой не менее 50%. Иное положение будет существовать в том случае, если цена на автомашины установится на уровне 5500 долларов на внутреннем рынке и 5000 долларов на мировом рынке. В этом случае пошлина размером в 6-10 % может оказаться эффективным протекционистским барьером. В последние годы на мировом рынке наблюдалось определенное сближение уровня цен товаров различных стран, их своеобразное нивелировка, а это в свою очередь сделало относительно невысокие ставки пошлин более эффективным средством протекционизма.

Во всех странах мира пошлины выполняют и фискальную функцию - таможенные сборы пополняют доходную часть государственного бюджета. С экономической точки зрения таможенные пошлины относятся к косвенным налогам, т.е. налогам, которые включаются в цены товара. В то же время правовые основы и практика применения таможенных пошлин и внутренних налогов существенно различны. Налогами облагаются, как правило, доходы населения. Таможенными пошлинами облагаются товары, ввозимые или экспортируемые.Д.А.Шевчук. Ценообразование. // Учебное пособие, М., РоссийскийБухгалтер, 2008.

Налоговая система является важным элементом финансовой системы любой страны, причем взимаемые разнообразные налоги не должны носить дискриминационного характера по отношению к иностранным товарам или их производителям. Таможенные пошлины - напротив, взимаются только с иностранных товаров или в отдельных случаях только с экспортных товаров страны (экспортные пошлины). Налоговая система является инструментом глобального макроэкономического регулирования экономики. Таможенные пошлины специально направлены на регулирование внешней торговли и реализацию торговой политики страны по отношению к ее торговому партнеру. Основной принцип регулирования таможенно-тарифных отношений - принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин. Указанный в таможенном тарифе денежный размер пошлины (платежа), подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию РФ или вывозимый с этой территории, называется ставкой таможенной пошлины. Ставки таможенных пошлин в РФ определяются Правительством РФ и периодически меняются.

На современном этапе можно выделить три финансово-экономические проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства.

1.Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды.

2. Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на российский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.

3. Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.

На первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет двух источников:

отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.

импорт продукции за счет функционирования мирового рынка.

Состояние потребительского рынка затрагивает интересы населения страны, а поэтому федеральные и региональные власти должны уделять приоритетное внимание составу и товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых и розничных цен на потребительские товары.

Основным инструментом федерального государственного регулирования внутреннего рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф, о котором было сказано выше.