logo
Беспошлинная торговля как один из видов таможенных процедур

1.1 Общий анализ норм Киотской конвенции и таможенного законодательства Таможенного союза

Российская Федерация (далее РФ) уже не так свободна и независима в определении таможенной и таможенно-тарифной политики, как до вступления в Таможенный союз. Что ранее рассматривалось в качестве перспективных намерений в сфере национального таможенного регулирования, сейчас является международными обязательствами России, как государства-члена Таможенного союза и как страны, присоединившейся к Киотской конвенции [17].

Для Российской Федерации источником международных таможенных стандартов выступает Киотская конвенция и ее Генеральное приложение. В связи с тем, что Россия присоединилась к Киотской конвенции, для России является обязательным условием присоединения к Конвенции выполнение условий её генерального приложения. И первоочередная задача - это анализ расхождений между положениями генерального приложения (далее ГП) и законодательством Таможенного союза (в т.ч. его Таможенным кодексом) и приведение его в соответствие ГП.

Концептуальные различия между законодательством Таможенного союза и ГП практически отсутствуют. Те, что имеются, можно отнести к двум группам: терминологические и процедурные.

Терминологические различия заключаются в следующем. Например, ГП содержит термин "контроль на основе методов аудита", а в соответствии с понятийным аппаратом Таможенного кодекса Таможенного союза этот термин означает "таможенная проверка" и "проверка системы учета товаров и отчетности".

Процедурные различия в основном сводятся к более жестким нормам в соответствии с ТК ТС и законодательством Таможенного союза и более гибким и нацеленным на создание партнерских отношений при взаимодействии таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в ГП. Так, общей концепцией правил ГП является создание доверительных отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, первостепенное значение прав декларанта и всяческое содействие в их реализации, а также подтверждение сведений о товаре одним документом - декларацией на товар либо коммерческим документом.

Стандартные правила ГП позволяют вносить изменения в поданную декларацию на товары в процессе ее проверки таможенными органами, при условии что к этому моменту осмотр товаров не начался. В таможенном законодательстве Таможенного союза столь ожидаемая подобная норма не была введена. ТК ТС предусматривает дополнительное условие: изменение декларации не должно приводить к изменению сведений относительно определения размера сумм таможенных платежей, за исключением корректировки таможенной стоимости. Таким образом, присоединение к ГП позволит решить проблему изменения сведений в декларации при пересортице, если этот факт обнаружен в процессе таможенного оформления.

Кроме того, в ГП предусмотрен принцип неприменения существенных санкций за ошибки, если последние не являются умышленными и не допущены вследствие преднамеренного введения в заблуждение или грубой небрежности.

В ГП предусмотрен более широкий и выгодный для участников внешнеэкономической деятельности перечень специальных процедур для уполномоченных лиц: использование ими данных их коммерческой документации для самостоятельного начисления подлежащих уплате пошлин и налогов и в необходимых случаях - для обеспечения соблюдения других требований таможни. Данное положение может быть достаточно полезным для лиц, которые в соответствии с ТК ТС получат статус уполномоченного экономического оператора.

Кроме того, стандартными правилами ГП предусмотрено: при отсрочке взимания пошлин и налогов проценты по мере возможности не взимаются. Однако исходя из норм Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин в рамках Таможенного союза устанавливается норма обязательного взимания процентов за предоставление рассрочки или отсрочки уплаты таможенных платежей.

Одним из самых актуальных является следующее стандартное правило ГП: в случаях, когда требуется предоставление гарантий, общая сумма этих гарантий должна быть минимальной и в отношении уплаты пошлин и налогов не должна превышать сумму, подлежащую взиманию в случае необходимости. В свою очередь, в соответствии с нормами ТК ТС, если таможенные органы не могут точно определить сумму подлежащих уплате таможенных платежей, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин и налогов, а также стоимости товара. Подобный принцип соблюдается и при определении сумм обеспечения для лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере таможенного дела (таможенные представители, перевозчики, уполномоченные экономические операторы и др.).

По инициативе Правительства РФ законопроект "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" был направлен в Государственную Думу на рассмотрение в начале августа 2010 г.

В итоге, по мнению Комитета Государственной Думы по международным делам, присоединение Российской Федерации к Конвенции в полной мере отвечает интересам нашего государства и будет способствовать повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества. В связи с этим Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендовал Государственной Думе принять Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" осенью 2010 года.

Таким образом, с 4 квартала 2010 года, применяемые в Российской Федерации международные договоры в сфере таможенных отношений, не должны противоречить таможенному законодательству Таможенного союза и Стандартам Киотской конвенции. Хочется отметить, что именно Киотская конвенция - единственная стопроцентная таможенная конвенция. Присоединение к ней повысило международный статус Таможенного союза, и, в частности, Российской Федерации. Унификация и гармонизация таможенного законодательства значительно упростит международное сотрудничество и поможет избежать затруднений или ущерба в международной торговле и других видах международного обмена.