logo
Анализ правового регулирования реимпорта товара

2.1 Нормативно-правовое регулирование таможенных процедур

Юридические нормы представляют собой нормативную основу, исходную юридическую основу, исходную юридическую базу регулирования, с которой "все начинается". При их помощи программируется, нормативно направляется поведение участников общественных отношений в соответствии с заложенной в нормах идеальной моделью такого поведения.

Закон устанавливает иерархичность в системе нормативных актов, в соответствие с которой положения правовых актов федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами.

Нормативный правовой акт может быть признан не соответствующим закону, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с ТК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочия таможенных органов, установленные ТК РФ;

3) изменяет установленные ТК РФ основания, условия, последовательность или порядок

участников отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, иных лиц, обязанности которых установлены ТК РФ;

4) изменяет содержание понятий, определенных в ТК РФ, либо если эти понятия используются в ином значении, чем в ТК РФ.

Наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств является основанием для признания нормативного правового акта не соответствующим ТК РФ, которое осуществляется в судебном порядке.

Необходимыми условиями применения нормативных правовых актов, регулирующих таможенные правоотношения, является действие, т.е. возможность или необходимость применения содержащихся в них норм права, во времени, по территории и по кругу лиц, на которых распространяются эти акты.

Говоря о применении таможенного законодательства в пределах таможенной территории, следует отметить возможность применения нормативных актов к товарам, находящимся за пределами Российской Федерации. Так, товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации с целями временного вывоза или для переработки вне таможенной территории, допускается поместить под процедуру экспорта, т.е. вывоза без цели их последующего возврата в Российскую Федерацию.

Действие нормативных актов, регулирующих таможенные правоотношения, по кругу лиц определяется их территориальным действием, т.е. таможенное право распространяется на всех лиц (физических, юридических), находящихся на таможенной территории Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, а также других обстоятельств.

На таможенной территории могут находиться иностранные граждане и лица без гражданства, которые пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Так, ТК РФ устанавливает, что декларантом может быть только российское лицо за некоторыми исключениями. Действие таможенного права не распространяется в определенной части в отношении дипломатических представителей и некоторых других лиц, которые освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов.

В юридической литературе утвердилось мнение, что система права - это обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм и одновременно их разделение на соответствующие отрасли и институты.

Нормативные правовые акты, входящие в систему таможенного права можно разделить на три большие группы правовых актов. К первой группе следует отнести Конституцию Российской Федерации, нормы которой являются нормами прямого действия, и федеральные законы, т.е. акты законодательной власти.

Вторую группу образуют иные акты Российской Федерации, содержащие нормы таможенного законодательства, в которую входят указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службы Российской Федерации, т.е. нормативные правовые акты органов исполнительной власти.

Третью группу правовых актов образуют международные договоры.

Все указанные выше нормативные правовые акты хотя и регулируют таможенные правоотношения, но в то же время имеют различную юридическую силу, которая зависит от процедуры принятия нормативного правового акта, места издавшего его органа в общей системе государственных органов и его компетенции.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, но среди данной группы нормативных актов Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, поэтому нормы ТК РФ не могут противоречить конституционным положениям. Конституция Российской Федерации содержит норму, в соответствии с которой законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются.

Нормы таможенного права могут найти свое выражение в межгосударственных отношениях, которые также должны рассматриваться как источники таможенного права. Международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации