2.2 Оценка полноты реализации функций элементов тарифного регулирования, целей тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Государство осуществляет таможенно - тарифное регулирование посредством различных элементов ТТР. Данные инструменты государственного регулирования были рассмотрены в первой главе настоящей работы.
В данном разделе будут рассмотрены полнота реализаций функций элементов ТТР, целей единого тарифного регулирования и будет дана оценка данным элементам.
Для анализа полноты реализации функций таможенного тарифа необходимо произвести расчет структуры его ставок:[7]
Таблица 5
Количество ставок таможенных пошлин в ЕТТ ТС
Раздел ЕТТ |
Название раздела |
Количество адвалорных ставок |
Количество специфических ставок |
Количество комбинированных ставок |
Общее количество ставок |
|
I |
Живые животные; продукты животного происхождения |
492 |
0 |
68 |
560 |
|
II |
Продукты растительного происхождения |
468 |
37 |
60 |
565 |
|
III |
Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; пищевые жиры; воски животного и растительного происхождения |
147 |
0 |
95 |
242 |
|
IV |
Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители |
468 |
127 |
401 |
1153 |
|
V |
Минеральные продукты |
244 |
0 |
0 |
244 |
|
VI |
Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности |
1310 |
1 |
8 |
1319 |
|
VII |
Полимерные материалы, пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них |
355 |
0 |
19 |
374 |
|
VIII |
Необработанные шкуры и кожа, натуральный мех и изделия из них |
178 |
0 |
46 |
224 |
|
IX |
Древесина и изделия из древесины; древесный уголь; пробка и изделия из нее |
224 |
0 |
0 |
224 |
|
X |
Масса из древесины или других волокнистых целлюлозных материалов |
229 |
0 |
7 |
236 |
|
XI |
Текстильные материалы и текстильные изделия |
757 |
0 |
428 |
1185 |
|
XII |
Обувь, головные уборы, зонты, солнцезащитные зонты, трости |
41 |
0 |
80 |
121 |
|
XIII |
Изделия из камня, гипса цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов; керамические изделия; стекло и изделия из стекла |
250 |
0 |
17 |
267 |
|
XIV |
Жемчуг природный и культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы |
59 |
0 |
5 |
64 |
|
XV |
Недрагоценные металлы и изделия из них |
1112 |
1 |
14 |
1127 |
|
XVI |
Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура |
1131 |
4 |
67 |
1202 |
|
XVII |
Средства наземного транс- порта, летательные аппараты, плавучие средства и относящие к транспорту устройства и оборудование |
383 |
35 |
29 |
447 |
|
XVIII |
Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические измерительные, контрольные |
356 |
1 |
23 |
380 |
|
XIX |
Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности |
27 |
0 |
0 |
27 |
|
XX |
Разные промышленные товары |
207 |
4 |
43 |
254 |
|
XXI |
Произведения искусства, предметы коллекционирования антиквариат |
7 |
0 |
0 |
7 |
В целом, соотношение ставок таможенных пошлин можно отобразить с помощью следующей диаграммы:
Рис. 13 Соотношение ставок таможенных пошлин в ЕТТ ТС
Защитная функция таможенного тарифа реализуется посредством соотношением адвалорных, специфических и комбинированных ставок.
Заметим, предпочтение отдаётся адвалорным ставкам таможенных пошлин, так как только эти пошлины сохраняют защитный уровень, независимо от изменения цен на товары на мировом рынке.
Введение комбинированных ставок сопровождается сокращением ввоза, в основном, готовых продовольственных товаров и товаров производственно-технического назначения.
Следовательно, этот инструмент можно легко применять для защиты собственного производства, так как комбинированные и специфические ставки невозможно обойти путем занижения таможенной стоимости.
Рассмотрим реализацию функций таможенных пошлин, ставки которых содержит таможенный тариф.
Таможенные пошлины и таможенный тариф - это основа таможенно-тарифного регулирования, так как особенности построения таможенного тарифа, обоснование и применение таможенных пошлин реализуют его основные цели.
Степень детализации (дифференциация) товарной номенклатуры - один из основных показателей таможенного тарифа, поскольку дифференциация номенклатуры товаров обусловливает и дифференциацию ставок таможенных пошлин. Увеличение товарных позиций, субпозиций в ТН ВЭД, т.е. дифференциации (детализации) товарной номенклатуры, позволяет более детально осуществлять регулирование внешней торговли. Глубина дифференциации товарной номенклатуры - это более детальное регулирование ввоза товаров, так как от этого зависит и количество ставок товаров, т.е. их дифференциация.
Дифференциация ставок таможенных пошлин - это количество различных по значению ставок таможенных пошлин в таможенном тарифе. Этот показатель состояния таможенного тарифа характеризует степень реализации основных целей таможенного тарифа: чем больше ставок в таможенном тарифе, тем глубже защищены отдельные отрасли экономики страны, отдельные предприятия.
Для ЕТТ Таможенного союза характерна слабая дифференциация товарной номенклатуры. Единый таможенный тариф Таможенного союза содержит 11173 десятизначных товарных позиций.
На рис. 14 представлено количественное соотношение ставок таможенной пошлин к товарным позициям. Исходя из представленных данных можно говорить о слабой дифференциации ЕТТ, т.к. большинство товарных позиций соответствуют ставкам 0%, 5%, 10%, 15%, 20%.
Рис. 14 Соотношение величины адвалорных ставок к числу товарных позиций ЕТТ. (в %)
Следует отметить, что в ЕТТ ТС присутствуют величины адвалорных ставок таможенных пошлин - 3%, 3,5%, 7%, 7,5%, 8%, 13%. Однако их доля в ЕТТ ТС не превышает 1% от общего числа адвалорных ставок. Такая попытка Комиссии ТС решить проблему слабой дифференциации не в полной мере соответствует потребностям развития экономики стран Таможенного союза, защиты отдельных отраслей и предприятий.
Реализация основных целей таможенного тарифа предполагает и создание благоприятных условий для развития экономики стран-участниц Таможенного союза. Таможенный тариф позволяет решать такие цели путем установления нулевых и низких ставок таможенных пошлин (0%-5%).
Согласно рис. 1 доля 0% ставок составляет 17%, а 5% ставок - 35%.
Существует два принципа построения таможенного тарифа: принцип эскалации и принцип эффективного тарифа.
Эскалация (возрастание) ставок таможенных пошлин предполагает повышение ставок таможенных пошлин на товары по мере роста степени их технологической переработки.
Реализация этого принципа усиливает действие защитной (протекционистской) функции таможенного тарифа: создает благоприятные условия для развития производства, так как сырье ввозится на территорию страны либо по нулевым, либо по низким ставкам, а готовая продукция по высоким ставкам, создавая приоритетные условия для отечественных производителей.
Рассмотрим применение данного принципа. Можно отметить, если говорить о группе 18 «какао и продукты из него». Какао-бобы, основа для производства шоколада, ввозятся в РФ беспошлинно, таким образом, можно заключить, что в данной группе выдерживается принцип эскалации: на сырье (какао-бобы) установлена 0% ставка таможенной пошлины, на полуфабрикаты - 5, а на готовые изделия из какао установлена максимальная ставка - 20 %. Благодаря тому, что принцип эскалации соблюдается, в страну ввозится преимущественно сырье для производства шоколада, что в свою очередь стимулирует развитие российской перерабатывающей промышленности.
Такой же принцип реализации, регулирующий функции наблюдается на примере хлопковых материалов (группа 52 ЕТТ ТС). Волокно хлопковое 5201 - 0%; Нитки хлопчатобумажные швейные 5204, пряжа 5205 - 5 %; Ткани хлопчатобумажные - 15%. Таким образом, ввоз сырья по 0% ставке таможенной пошлины позволяет обрабатывать его отечественными производителями и производить большее количество готовой продукции. А ставка 15% на готовые импортные ткани уравновешивает ввозную продукцию с отечественной в стоимости. В данной ситуации также может наблюдаться реализация регулирующей функции таможенного тарифа.
Однако внедрение эскалации в ЕТТ ТС сегодня фактически не применяется из-за отраслей с низкой степенью выпускаемой продукции, которые нуждаются в тарифной защите. Приведём пример:
В ЕТТ ТС установлена единая ставка таможенной пошлины в размере 5% на товары группы 50 Шелк, в которую входят 7 позиций:
- коконы шелкопряда, пригодные для разматывания;
- шелк-сырец (некрученый);
- отходы шелковые (включая коконы, непригодные для разматывания, отходы коконной нити и расщипанное сырье);
- нить шелковая (кроме пряжи из шелковых отходов), не расфасованная для розничной продажи;
- пряжа из шелковых отходов, не расфасованная для розничной продажи;
- нить шелковая и пряжа из шелковых отходов, расфасованные для розничной продажи; волокно из фиброина шелкопряда;
- ткани из шелковых нитей или из шелковых отходов.
Всем представленным товарным позициям соответствует ставка 5%. Такая ситуация не отвечает принципу эскалации и, соответственно, не осуществляет основные функции ЕТТ (защитная, регулятивная).
030211 - рыба свежая, охлаждённая лососевая - 10%;
- Введение
- Глава 1. Нормативно-правовая база как элемент системы государственного регулирования внешней экономической деятельности
- 1.1 Нормативно-правовая база РФ и ТС. Международные документы, регулирующие внешнюю экономическую деятельность
- 1.2 Особенности государственного регулирования РФ ВЭД
- 1.3 Методы государственного регулирования РФ внешнеэкономической деятельности
- Глава 2. Правовая основа функционирования элементов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе
- 2.1 Влияние тарифных мер на структуру и динамику внешнеторгового оборота
- 2.2 Оценка полноты реализации функций элементов тарифного регулирования, целей тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- 1. 3 Нормативно-правовая база Таможенного союза, касающаяся тарифных преференций
- Тема 5. Нетарифное регулирование в Таможенном союзе
- 31. Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
- Тема 1.1. Теоретические и организационно-правовые основы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 2.1 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования
- И.Г. 31. Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
- Нормативно-правовая база таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе
- Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе