2.1 Влияние тарифных мер на структуру и динамику внешнеторгового оборота
тарифный регулирование таможенный экономический
Государство осуществляет таможенно - тарифное регулирование посредством применения элементов ТТР.
Экономические методы более эффективны в осуществлении регулирования ВЭД, чем внеэкономические, поскольку, применение тарифных мер воздействует на конкурентоспособность отечественной продукции с помощью удорожания цены и сохраняет свободу выбора покупателя.
При осуществлении таможенно - тарифного регулирования ВЭД, основными инструментами ТТР являются таможенная пошлина и таможенный тариф. Также существенное влияние на внешнеторговый оборот оказывает применение тарифных льгот.
Порядок применения данных тарифных мер неразрывно связано с осуществление целей таможенно - тарифного регулирования, которые закреплены в Соглашении «О едином таможенно - тарифного регулирования» от 25 января 2008 года. Данные цели были указаны в п. 1.3
Рассмотрим влияние применения таможенной пошлины, тарифных льгот и страны происхождения товара на внешнеторговый оборот РФ, а также как данное применение соответствует целям единого таможенно - тарифного регулирования.
По данным таможенной статистики в 2009 году внешнеторговый оборот России составил 735,0 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2008 годом увеличился на 33,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 628,5 млрд.долларов США (рост на 34,0%), со странами СНГ - 106,5 млрд.долларов США (рост на 29,0%). Внешнеторговый оборот России в 2010 году составил 469,0 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 400,5 млрд.долларов США (снижение на 36,3%), со странами СНГ - 68,5 млрд.долларов США (снижение на 35,5%).
Рис. 1. Динамика внешнеторгового оборота РФ в 2008-2010 гг. (в млн. долл. США)
Экспорт России в 2010 году составил 301,6 млрд.долларов США и по сравнению с 2009 годом уменьшился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 254,9 млрд.долларов США (снижение на 35,9%), в страны СНГ - 46,7 млрд.долларов США (снижение на 32,9%). [12]
Рис.2. Динамика экспорта Российской Федерации в 2008-2010 гг. (в млн. долл. США)
Таблица 1.
Экспорт РФ в 2008-2010 годах, миллион долларов
2008 |
2009 |
темп роста % 2009 к 2008 |
2010 |
темп роста % 2010 к 2009 |
||
январь |
21344 |
34255 |
160,49 |
17785 |
51,92 |
|
февраль |
23371 |
35029 |
149,88 |
18372 |
52,45 |
|
март |
26230 |
39365 |
150,08 |
20683 |
52,54 |
|
апрель |
27137 |
40051 |
147,59 |
20918 |
52,23 |
|
май |
29682 |
42488 |
143,14 |
22525 |
53,01 |
|
июнь |
26798 |
43694 |
163,05 |
24311 |
55,64 |
|
июль |
29662 |
46973 |
158,36 |
26209 |
55,80 |
|
август |
30836 |
45292 |
146,88 |
27039 |
59,70 |
|
сентябрь |
28201 |
43342 |
153,69 |
28602 |
65,99 |
|
октябрь |
34482 |
38772 |
112,44 |
30392 |
78,39 |
|
ноябрь |
25892 |
30077 |
116,16 |
30744 |
102,22 |
|
декабрь |
38295 |
28244 |
73,75 |
34099 |
120,73 |
|
ИТОГО |
341930 |
467582 |
136,75 |
301679 |
64,52 |
Причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в 2010 году по сравнению с 2009 годом явилось резкое падение в конце 2009 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2010 года фиксировался их постепенный рост.
Основу российского экспорта в 2009 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 69,5% (в 2008 году - 72,6%) и по сравнению с 2008 годом стоимостной объем этих товаров сократился на 38,6%.
Рис 3 Динамика экспорта РФ в стоимостных показателях в 2008-2010 гг.
В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья среди товаров топливно-энергетического комплекса 50,0% стоимостного объема занимает нефть сырая, физические объемы поставок которой возросли по сравнению с 2009 годом на 2,9%, а стоимостные снизились на 37,9%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 15,8%, нефтепродуктов - на 7,1%, Физические объемы экспорта российского газа природного и электроэнергии снизились на 23,9% и 1,8% соответственно.
В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2010 году составила 11,2% (в 2009 году - 11,4%). Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них снизились на 6,6%, в том числе: полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 9,4%, чугуна - на 12,2%.[12]
По сравнению с 2009 годом снизились физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов - на 41,0%.
Таблица 2.
Импорт РФ в 2008-2010 гг. (млн долл.США)
месяцы |
2008 |
2009 |
темп роста % 2009 к 2008 |
2010 |
темп роста % 2010 к 2009 |
|
январь |
9866 |
13812 |
140,00 |
8681 |
62,85 |
|
февраль |
12390 |
19462 |
157,08 |
12015 |
61,74 |
|
март |
15138 |
21635 |
142,92 |
12893 |
59,59 |
|
апрель |
14982 |
23684 |
158,08 |
12998 |
54,88 |
|
май |
15733 |
22624 |
143,80 |
11875 |
52,49 |
|
июнь |
16791 |
23621 |
140,68 |
13358 |
56,55 |
|
июль |
17356 |
26721 |
153,96 |
13945 |
52,19 |
|
август |
17982 |
25110 |
139,64 |
13539 |
53,92 |
|
сентябрь |
16627 |
25297 |
152,14 |
15559 |
61,51 |
|
октябрь |
20120 |
24797 |
123,25 |
16834 |
67,89 |
|
ноябрь |
20434 |
19151 |
93,72 |
16879 |
88,14 |
|
декабрь |
22334 |
21188 |
94,87 |
18798 |
88,72 |
|
ИТОГО |
199753 |
267102 |
133,72 |
167374 |
62,66 |
Импорт России в 2010 году составил 167,4 млрд.долларов США и по сравнению с 2009 годом снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 145,6 млрд.долларов США (снижение на 36,8%), из стран СНГ - 21,8 млрд.долларов США (снижение на 40,5%).
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2010 году приходилось 46,0% (в 2008 году - 55,9%).
Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре составила 17,5%, что на 4,2 процентных пункта выше, чем в 2009 году. Физические объемы закупок мяса свежего и мороженного уменьшились на 19,4%, сахара-сырца - на 48,2%.
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2010 году остался на уровне прошлого года и составил 5,2%. Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2009 годом уменьшился на 36,5%.
Удельный вес импорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий в 2010 году составил 3,0% ( в 2008 году - 2,4%). Физические объемы ввоза данной товарной группы сократились на 33,8 %, стоимостные объемы - на 21,8%. [11]
Рис. 5. Динамика импорта сырья в РФ в натуральных показателях в 2008-2010. (млн. тонн)
Рис.6. Соотношение импорта и экспорта некоторых сырьевых товаров (тонн).
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2010 году приходилось 49,7% (2009 году - 44,4%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с 2009 годом увеличился на 58,6%, в том числе: механического оборудования - на 50,5%, электрооборудования - на 30,8%, железнодорожного транспорта - на 32,4%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) - на 85,3%, инструментов и аппаратов оптических - на 24,4%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 60,5%, грузовых - в 2,1 раза.
Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 14,4% (в 2009 году - 15,8%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2009 годом возросли на 20,6%, в том числе: зерновых культур - в 3,6 раза, свежемороженого мяса - на 9,0%, мяса птицы - на 10,6%, сливочного масла - на 14,1%, цитрусовых - на 19,5%, сахара-сырца - на 21,5%, чая - на 5,4%. Объемы закупок свежемороженой рыбы снизились на 17,0%, сгущенного молока - на 44,7%, сыров и творога - на 3,7%.[11]
Рис. 7 Товарная структура импорта РФ в 2010 году
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 16,4% (в 2009 году - 18,7%). Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности по сравнению с 2009 годом возрос на 24,1%.
Доля импорта текстильных изделий и обуви в 2010 году составила 5,9% (в 2009 году - 6,8%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с 2009 годом на 22,5%. Физические объемы закупок химических волокон возросли на 39,9%, хлопка - на 46,0%, предметов одежды - на 13,4%.
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2010 году составил 6,0% (в 2009 году - 6,1%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2009 годом возрос на 39,9% за счет роста физических объемов импорта на 32,0%.
Таким образом, увеличение объема импорта связано с ростом закупок машиностроительной продукции на 58,6 процента, текстильных изделий и обуви - на 22,5 процента, продовольственных товаров и сырья для их производства - на 20,6 процента, химической продукции - на 24,1 процента.
В импорте сырьевых товаров преобладают уголь каменный, черные металлы и сахар-сырец, следовательно, на эти товары установлены минимальные ставки ввозных таможенных пошлин (ставки ввозных таможенных пошлин будут рассмотрены в пункте 2.2 данной работы).
Итак, проведенный в данной графе анализ отражает, влияние мер таможенно-тарифного регулирования на внешнеторговый оборот РФ.
Одной из целей таможенно - тарифного регулирования, закреплённых в Соглашении «О едином таможенно - тарифном регулировании» является рационализация товарной структуры ввоза. Согласно анализу внешнеторгового оборота, реализация данной цели выражается в том, что импорт таких сырьевых товаров как нефть, зерно, металл поддерживается на низком уровне(6%), за счёт высоких ставок ввозных таможенных пошлин, так как данные позиции являются основой отечественного экспорта, однако, импорт каменного угля превышает экспорт, так как уголь необходим для функционирования отечественных предприятий, а его добыча гораздо дороже импорта.
Также, путем импорта машин и оборудования создаются условия для прогрессивных изменений в экономике, производстве на территории Таможенного союза.
Путем установления высоких ввозных пошлин на нефть, лес, металл осуществляется защита от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Здесь прослеживается взаимосвязь применения таможенного тарифа и таможенной пошлины с целями таможенно - тарифного регулирования.
Для анализа влияния страны происхождения товара и тарифных льгот на структуру импорта рассмотрим ввоз преференциальных товаров.[12]
Таблица 3.
Импорт преференциальных товаров из стран СНГ и развивающихся стран в РФ за 2009г.
Код ТН ВЭД |
Наименование товара |
Развивающиеся и наименее развитые страны |
Страны СНГ |
|||
тыс. тонн |
млн. долл. |
тыс. тонн |
млн. долл. |
|||
Всего: |
- |
167371 |
- |
145587 |
||
0201-0204 |
Мясо свежее и мороженое |
1 309,90 |
4 268,80 |
1290,6 |
4207,8 |
|
0207 |
Мясо птицы свежее и мороженое |
964,8 |
1 088,40 |
964,8 |
1088,4 |
|
0302-0304 |
Рыба свежая и мороженая |
794,5 |
1 443,70 |
775,7 |
1428 |
|
0402 |
Молоко и сливки сгущенные |
13,2 |
39,8 |
12 |
36,3 |
|
0405 |
Масло сливочное |
61,5 |
162,4 |
61,2 |
161,7 |
|
0805 |
Цитрусовые |
1 279,70 |
1 017,70 |
1267 |
1011,4 |
|
0901 |
Кофе |
89,3 |
246,5 |
88,8 |
244,7 |
|
0902 |
Чай |
182,1 |
500,4 |
179,7 |
495,7 |
|
1512 |
Масло подсолнечное |
43,4 |
35,6 |
1,1 |
1,6 |
|
1602 |
Изделия и консервы из мяса |
30,6 |
125,1 |
30,5 |
124,9 |
|
1801 |
Какао-бобы |
51,4 |
160 |
51,4 |
160 |
|
2606 |
Руды и концентраты алюминиевые |
13,6 |
5,9 |
12,3 |
5,7 |
Для наглядности товарная структура ввоза в Россию преференциальных товаров в 2009 г. представлена в виде диаграммы на рисунке 4.
Рис. 8 Товарная структура ввоза в Россию преференциальных товаров в 2009г.
Товарная структура импорта преференциальных товаров за 2010г. представлена на рисунке 5.
Рис.9 Товарная структура ввоза в Россию преференциальных товаров в 2010г.
Перечень преференциальных товаров содержится в приложении 4 к Решению Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза»
Рассмотрев товарную структуру ввоза в Россию преференциальных товаров, необходимо проследить динамику ввоза преференциальных товаров в Россию из стран СНГ и развивающихся стран. Данная информация представлена на рисунке 10 в виде диаграммы.
Рис.10 Динамика ввоза преференциальных товаров в Россию в 2009-2010 гг.
Диаграмма однозначно показывает то, что показатели ввоза преференциальных товаров в 2009 году были значительно выше, особенно по некоторым товарным позициям. С вступлением в силу Решениея Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС № 130 от 27.11.2009 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», мы наблюдаем спад импорта преференциальных товаров. Доля наименее развитых стран в импорте России очень мала. Причем, необходимо учитывать, что преференции предоставляются в большей степени для развивающихся, чем наименее развитых стран. Это говорит о несовершенстве единой системы преференций.
Объем тарифных преференций, предоставленных развивающимся и наименее развитым странам в 2010г. составляет 860,5 млн. долларов США.
Рис. 11. Объем предоставленных РФ тарифных преференций в 2010 году
Наибольшую роль во внешнеторговом обороте РФ играет импорт из Китая, который относится к развивающимся странам. Для товаров, происходящих из таких стан, создаются более выгодные условия на внутреннем рынке России, по сравнению с условиями для товаров из развитых стран.
Как видно, из рисунка 12 странами-лидерами, получаемых тарифные преференции от России стали Китай, Монголия, Бразилия, Индия, Республика Корея и Алжир. Данный факт также нашел отражение в структуре импорта в РФ (Рис. 7).
Рис. 12. Распределение объема импорта в России по странам в 2010 г млн. долларов США
Таким образом, меры таможенно-тарифного регулирования оказывают непосредственное влияние на структуру внешнеторгового оборота, а также на его динамику.
- Введение
- Глава 1. Нормативно-правовая база как элемент системы государственного регулирования внешней экономической деятельности
- 1.1 Нормативно-правовая база РФ и ТС. Международные документы, регулирующие внешнюю экономическую деятельность
- 1.2 Особенности государственного регулирования РФ ВЭД
- 1.3 Методы государственного регулирования РФ внешнеэкономической деятельности
- Глава 2. Правовая основа функционирования элементов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе
- 2.1 Влияние тарифных мер на структуру и динамику внешнеторгового оборота
- 2.2 Оценка полноты реализации функций элементов тарифного регулирования, целей тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- 1. 3 Нормативно-правовая база Таможенного союза, касающаяся тарифных преференций
- Тема 5. Нетарифное регулирование в Таможенном союзе
- 31. Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
- Тема 1.1. Теоретические и организационно-правовые основы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 2.1 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования
- И.Г. 31. Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
- Нормативно-правовая база таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе
- Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе