logo
Анализ импорта овощей и фруктов в РФ и влияние на него тарифных и нетарифных мер регулирования

1.3 Нетарифные меры регулирования в РФ в условиях ТС

Нетарифное регулирование включает многочисленные инструменты государственного воздействия на объемы экспорта и импорта (количественные или стоимостные, в отличие от тарифных - влияющих на стоимость единицы импортного или экспортного товара). К ним относятся практически все методы, включая пошлины, не входящие в таможенный тариф.

Нетарифные методы регулирования внешне экономической деятельности -- совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка;

реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

выполнение международных обязательств;

введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров;

введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

защита общественной морали и правопорядка;

защита культурных ценностей;

обеспечение национальной безопасности.

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П. Х. Линдерта насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы: Стровский Л. Е., Казанцев С.К, Неткачев А. Б. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. -- М., 2007, с. 476--502

меры прямого ограничения;

специальные защитные меры;

административные и таможенные формальности;

прочие нетарифные меры.

К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);

Выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей:

импортные налоги и сборы;

сертификация;

предотгрузочная инспекция.

Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):

пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т. п.).

Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

Импортные депозиты представляют собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ . Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и иными правовыми актами.

В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ.

Так же к нетарифным мерам можно отнести фитосанитарный контроль.

Существует Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, который был утвержден Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299. В этот перечень входит группа 07 «Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды» (например, овощи бобовые сушеные, лущеные, очи­щенные от семенной кожуры или неочищенные, колотые или неколотые, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансген-ных) организмов ) и группа группа 08 «Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь» (например, бананы, включая плантайны, сушеные, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов и (или) являющиеся (согласно документам изготовителя (производителя)) специализированными пищевыми продуктами, биологически активными добавками к пище или сырьем для их производства, органическими продуктами, пищевыми добавками, комплексными пищевыми добавками, ароматизаторами).

Так же фитосанитарный контроль регулируется Соглашением ВТО «По применению фитосанитарных и санитарных мер».

2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННО - ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

2.1 Анализ спроса и предложения продовольственной продукции в РФ

Рынок картофеля и плодоовощной продукции представляет собой совокупность обменных отношений, посредством которых осуществляется купля-продажа этих продовольственных товаров и уравновешиваются интересы производителей и покупателей. Как показывает практика, эти интересы противоречивы, так как производителями движет желание получить максимальную прибыль, а потребителями - желание качественно удовлетворить потребности. Как объект анализа рынок картофеля и плодоовощной продукции характеризуется следующими показателями: емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации.

Россия относится к числу государств со значительными объемами производства и потребления картофеля. На ее долю приходится около 15 % его мирового валового сбора.

Основное количество картофеля в стране реализуется в свежем виде. На переработку используется всего 2-3 % валового сбора, в то время как в США на эти цели направляется более 60 % картофеля и из него вырабатывается свыше 50 видов готовых изделий и полуфабрикатов. Предприятия крахмалопаточной промышленности России загружены лишь на 5-10 % мощности, рынок готовой продукции неразвит.

Овощеводство и плодоводство - важные отрасли сельского хозяйства. В них производятся продукты питания, отличающиеся прекрасными вкусовыми достоинствами, содержащие необходимые человеку витамины, кислоты, минеральные элементы и другие биологически активные вещества.

Сегодня плодоовощная отрасль полностью не удовлетворяет потребности населения в овощах и фруктах. Необеспеченность внутреннего рынка качественными овощами, плодами и ягодами дает возможность практически беспрепятственно заполнять его импортной продукцией, которая в потребительской корзине населения России составляет более 35 %.

Проблема рационального размещения производства картофеля и овощей на территории страны включает не только локальное выделение крупных регионов с наиболее благоприятными почвенно-климатическими условиями для товарного возделывания определенных сортов, но и развитие в этих местах соответствующей материально-технической базы.

Стимулирующим фактором роста объемов производства продукции в личных подсобных хозяйствах населения является то, что здесь товаропроизводители сами определяют рынок и время сбыта, устанавливают цены реализации. Личные хозяйства населения, как правило, создают хорошие условия для хранения картофеля и овощей, и потери их незначительны. В целом продукция, реализуемая личными хозяйствами населения, отличается более высоким качеством, конкурентоспособна и, несмотря на большую трудоемкость, обеспечивает довольно высокий уровень рентабельности производства.

Спрос на картофель и плодоовощную продукцию определяется множеством факторов:

1) ценами;

2) вкусами потребителей, которые формируются в зависимости от национальных и семейных традиций, образа жизни (например, одни покупатели предпочитают покупать картофель и овощи в свежем виде, другие - в жареном, консервированном, соленом и т. д.), под действием рекламы;

3) денежными доходами населения: чем выше доходы, тем больше средств семейного бюджета тратится на приобретение продовольственных товаров; вместе с тем установлено, что с ростом доходов снижается потребление крахмалосодержащих продуктов (картофель и макароны) и увеличивается потребление овощей и плодов;

4) числом покупателей на рынке - чем их больше, тем выше спрос;

5) ценами на замещающие и взаимодополняющие товары (например, увеличение цен на овощи приводит к повышению спроса на картофель);

6) ожиданиями потребителей в отношении таких факторов, как инфляция, наличие товара и будущий доход (если покупатели считают, что цены возрастут, они увеличивают спрос, чтобы в будущем не понести дополнительные расходы).

На предложение картофеля и плодоовощной продукции также воздействует ряд факторов:

- себестоимость и цена продукции на рынке;

- изменение цен на ресурсы, потребляемые в процессе производства товаров: снижение цен на технику, топливо и смазочные материалы, минеральные удобрения приводит к увеличению производства и предложения;

- изменение технологии производства: если вводится более совершенная технология, снижаются издержки производства и выпускается больше продукции, что увеличивает предложение (например, внедрение технологии биологической зашиты растений от вредителей в тепличных комбинатах способствовало росту производства и предложения огурцов и томатов);

- изменение налогов и дотаций: первые повышают затраты, тем самым сокращая производство и предложение; вторые снижают затраты, увеличивают производство и предложение;

- изменение числа поставщиков - чем больше товаропроизводителей предлагают свою продукцию на рынке, тем больше количество предлагаемого товара (например, увеличение числа садовых и дачных участков способствует росту предложения картофеля, овощей и плодов);

- изменение ожиданий - ожидание снижения курса доллара па валютном рынке заставляет увеличивать текущее предложение картофеля, овощей и плодов.

Рынок картофеля и овощей в России формируется из отечественной и импортной продукции. Импорт картофеля в Россию очень незначителен. Ситуация на рынке картофеля в последние годы относительно стабильна. Спрос полностью покрывается за счет собственного производства, причем основное количество продукции поступает из личных хозяйств населения, в то время как на сельскохозяйственных предприятиях наблюдается ежегодное сокращение производства. Основными источниками поставок картофеля на межрегиональный российский рынок остаются его основные производители - Центральный. Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Уральский и Западно-Сибирский экономические районы.

Межрегиональные перевозки продукции картофелеводства, составляющие около 1 млн. т в год явно недостаточны. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что в ряде ввозящих регионов Севера, Юга и Дальнего Востока уровень потребления картофеля населением на 1/3 ниже, чем в вывозящих. Развитию межрегиональных перевозок препятствуют незначительные объемы его переработки в транспортабельные пищевые картофелепродукты, неосвоенность систем товарной обработки, прогрессивных техники и технологии перевозок.

Основная масса овощей, произведенных на индивидуальных огородах, используется для личного потребления. Наиболее разнообразная овощная продукция поступает на рынок в период ее массовой уборки. В другие периоды разнообразие на прилавках поддерживается за счет импорта.

Несмотря на значительный спрос населения на овощи, сельскохозяйственные предприятия вынуждены сокращать посевные площади под ними, так как не могут составить конкуренцию индивидуальным товаропроизводителям. Сельскохозяйственным предприятиям производство овощей обходится дороже, чем личным подсобным хозяйствам.

Картофель и овощи, как любой товар, реализуется по разным ценам в зависимости от спроса и предложения, места и времени продажи, условий сделки, типа, рынка, ценовой информации и ее полноты, ряда других факторов.

Для картофеля и овощей характерны колебания цен, связанные с сезонностью производства в отрасли. Сезонные колебания цен означают ценовые различия, которые проявляются в течение года, месяца и даже недели. Их относят к краткосрочным, и проявляются они в России по отношению к большинству продуктов плодоводства, срок хранения которых ограничен. Сезонные колебания цен связаны с периодами значительного увеличения предложения, низкой эластичностью спроса по сравнению с эластичностью предложения. Самые низкие цены на картофель, овощи, плоды складываются на рынке в период массового сбора урожая и некоторое время после, него; далее они повышаются вплоть до поступления продукции урожая следующего года.

Колебания розничных цен также носят сезонный характер. С начала года цена стабильно повышается и достигает максимального размера к июню. С июля она начинает снижаться и минимальной становится в октябре - в момент основного поступления картофеля и овощной продукции на прилавки магазинов.

По отдельным культурам изменение розничных цен во времени примерно одинаковое. Данная тенденция прослеживается из года в год. Разброс цен по видам овощей достаточно высок, что также влияет на потребительский рынок данной продукции и ее ассортимент. Основную долю в поставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями овощах занимают те, которые имеют относительно низкие розничные цены. Это значительно обедняет рынок. Овощи с более высокими ценами пользуются меньшим спросом, поэтому производители не стремятся увеличивать их предложение.

Значительное влияние на величину розничных цен в межсезонье оказывает импорт овощной продукции. В это время, особенно перед массовой уборкой нового урожая, основные потребности населения в овощах покрываются за счет импорта. Наибольший его объем приходится на I, II и IV кварталы (более 60 %). Ассортимент импортируемых овощных культур достаточно широк. Основную долю в них составляют те виды продукции, которые производятся в России в недостаточном количестве, скоропортящиеся, и не производимые совсем (мандарины, дыни, груши, апельсины, ананасы и др.) Несмотря на низкую платежеспособность населения, данная овощная продукция имеет спрос.

Основными поставщиками овощей и бахчевых культур являются Узбекистан, Нидерланды, Польша, Финляндия, Германия.

Для насыщения российского рынка овощной продукцией импорт овощей в ближайшее десятилетие ежегодно должен составлять около 2 млн. т.

Основной объем овощной продукции реализуется через предприятия торговли -69 % и только 31 % - на рынках. Причем 86 % всей овощной продукции реализуют предприятия негосударственной формы собственности и только 14 % - государственные (через предприятия торговли). Овощная продукция реализуется также через собственную торговую сеть, предприятиям общественного питания, по бартеру.

Основную долю в ассортименте овощей, реализованных сельскохозяйственными товаропроизводителями в последние годы, составляла продукция открытого грунта - капуста, морковь, свекла (более 75 % общего объема реализации). Изменения в структуре производства овощей могут способствовать улучшению экономических и финансовых показателей отрасли. Для их осуществления необходимо учитывать особенность рынка овощей. Она заключается в резко выраженной сезонности их реализации. Только 25 % овощей реализуется в первом полугодии, а 75 % - во втором.

Для снижения сезонных колебаний цен создают запасы путем закладки продукции на хранение. В этом случае производитель может отложить реализацию продукции, ожидая повышения рыночных цен. Однако не все производители имеют необходимые условия и сооружения для хранения, кроме того, затраты могут быть слишком высокими и не возместятся ожидаемым повышением цен.

Создание резервных запасов за счет хранения влияет на предложение сельскохозяйственных продуктов в течение года. Размер предложения не меняется, а происходит его выравнивание внутри этого периода. Общие затраты на хранение складываются из затрат на закладку продукции, хранение (аренда, эксплуатация, потери продукции, страхование и др.), снятие с хранения, покрытие риска и пр.

Типичным примером сезонного предложения и сезонных колебаний цен является картофель. Могут быть различные варианты его поступление на рынок: из текущего производства без хранения; из текущего производства и хранения (в различном соотношении); из запасов хранения (полностью).

Производство картофеля, овощей и плодов зависит от региональных особенностей в большей степени, чем другие отрасли земледелия. Прежде всего, это связано с почвенно-климатическими условиями, а также транспортными тарифами и другими расходами на перевозку грузов. Особенно проблематична доставка плодоовощной продукции в районы Крайнего Севера. Кроме того, многие виды плодоовощной продукции малотранспортабельные и при перевозке с мест производства к местам потребления их качество значительно снижается. После длительной транспортировки они пригодны только для немедленной реализации или переработки.

В результате производство, реализация и потребление овощей и плодов замыкаются на определенном регионе.

Решение проблем развития рынка плодоовощной продукции должно осуществляться комплексно с учетом региональных особенностей, как в производственной сфере, так и во всех звеньях цепочки продвижения товара от поля к конечному потребителю. Очевидно, что удовлетворение спроса на плодоовощную продукцию в условиях перехода к рынку должно обеспечиваться не только за счет увеличения объемов производства, но и за счет рационального использования овощей и плодов, что в первую очередь связано с сокращением потерь во время уборки, послеуборочной доработки, транспортировки и хранения.

Важнейшим условием рационального использования плодоовощной продукции, снижения потерь и, в конечном счете, более полного удовлетворения потребностей населения является развитие сети длительного хранения плодоовощной продукции непосредственно в хозяйствах. Опыт эксплуатации плодоовощехранилищ, имеющихся на овощеводческих и садоводческих предприятиях, показал высокую экономическую эффективность такой формы.

Хранение плодов и овощей в хранилищах сельскохозяйственных предприятий по сравнению с хранением на городских торговых базах имеет большие преимущества: уменьшается разрыв во времени между съемом овощей и плодов и охлаждением их в плодохранилище, лучше сохраняется товарное качество продукции.

Совершенствование организации производства в отрасли в ближайшее десятилетие должно сопровождаться созданием на крупных сельскохозяйственных предприятиях и оптовых плодоовощных рынках маркетинговых служб. Главными задачами маркетинговых служб являются исследование конъюнктуры рынка, контроль своевременного сбыта продукции, изучение рыночных цен по основным каналам продаж, прогнозирование объемов реализации картофеля и плодоовощной продукции, информирование населения об их качестве, ассортименте и ценах. тарифный импорт сельскохозяйственный спрос

Российский рынок фруктов характеризуется устойчивой тенденцией к росту. Темпы увеличения объема рынка составляют около 15 % в год, преимущественно рост рынка осуществляется за счет увеличения импортных поставок фруктов. Емкость российского рынка фруктов составляет чуть менее 6 млн. тонн, около 50 % фруктов импортируется из стран ближнего и дальнего зарубежья.

За последние пять лет доля фруктов в продуктовой корзине россиян существенно возросла. В России потребление фруктов характеризуется тенденцией к росту, в отличие от большинства стран Западной Европы, где наблюдается спад потребления фруктов, при этом о насыщении российского рынка говорить рано. Динамика роста потребления фруктов выражена в большинстве российских регионов.

Основными факторами, влияющими на динамику рынка, выступают уровень цен на фрукты и благосостояние населения, как индикатор общей покупательской способности. Также значительное влияние на динамику рынка фруктов в России оказывают факторы сезонности и качества фруктов.

В связи со значительной долей импорта на российском фруктовом рынке важное значение приобретает деятельность отечественных импортеров фруктов. Среди поставщиков на российском фруктовом рынке лидируют три петербургских компании: Sunway Traders, «СОРУС» и JFC International. Особенно заметных достижений эти компании достигли в части поставок бананов. По мнению импортеров, «банановый бум» в России связан, прежде всего, с тем, что это дешевый фрукт: в России его цена, включающая и расходы на транспортировку за тысячи километров, и стоимость погрузочно-разгрузочных работ, и уплату всех таможенных платежей, не превышает одного доллара США.

На долю «петербургской тройки» компаний приходится около 80 % ввозимых на территорию России бананов.

В структуре российского импорта фруктов наибольшие объемы приходятся на три вида продукции: бананы, яблоки и апельсины. Эти приоритеты во многом отражают потребительские предпочтения россиян. В структуре импорта первенство принадлежит бананам, что связано с популярностью, которой пользуются бананы у россиян - по предпочтению и частоте потребления этот фрукт является вторым после яблок, а также тем фактом, что бананы являются исключительно импортным товаром, тогда как высокий спрос на яблоки частично удовлетворяется местным производством.

Доля фруктов и ягод отечественного производства на российском фруктовом рынке составляет 20 % - лишь каждый пятый фрукт, потребляемый россиянами, выращен в России. Доля импортных фруктов на рынках Санкт-Петербурга и Москвы еще ниже.

Основная доля фруктов, официально ввозимых в Россию, доставляется в петербургский порт (около 80 %), пятая часть поставок приходится на порт в Новороссийске (20 %).

Актуальной для российского рынка фруктов проблемой является значительное количество пестицидов и нитратов в импортируемых фруктах. В частности, даже выборочные проверки плодоовощных баз, проведенные Россельхознадзором, обнаружили десятки тонн овощей и фруктов, уровень пестицидов в которых вреден для здоровья. Именно несоответствие продукции фруктов международным стандартам продовольственной безопасности явилось причиной, по которой в 2005 году Россельхознадзор выдал запрет на ввоз в Россию плодоовощной продукции из Молдавии.

Характерной чертой российского рынка фруктов является выраженность сезонного роста цен. Одним из основных факторов роста цен на товарное яблоко стало сокращение предложения качественной продукции российского производства. По словам участников рынка, наиболее качественный товар уже заложен в хранилища, а цены на импортную продукцию в среднем в 1,5-2 раза выше, чем на российское яблоко.

Около 70 % фруктов в России продаются на оптовых базах и рынках. Во многом это связано с тем, что на рынках фрукты, как правило, дешевле, чем в продовольственных магазинах и супермаркетах. Также на выбор потребителей влияет сложившееся представление о «качестве» фруктов, предлагаемых на рынке. Распространено мнение, что за счет более короткой логистической цепочки фрукты на рынке оказываются более свежими, чем продукция, реализуемая в продовольственных магазинах и супермаркетах. Также среди российских потребителей распространена покупка фруктов с лотка или с машины, в киосках и ларьках. Наибольшим предпочтением эти форматы пользуются у потребителей в городах с населением от 100 тысяч жителей. Основными достоинствами киосков и ларьков являются удобство расположения - близость к маршруту перемещения потребителя, - а также оперативность покупки.

Несмотря на существующие тенденции формат «магазинной» торговли фруктами имеет значительный потенциал.

Согласно результатам исследований, россияне тратят на овощи и фрукты не менее 11 % от общего объема расходов на продуктовые товары. В среднем потребление фруктов в России в расчете на человека составляет около 34 кг фруктов при рекомендуемой норме около 100 кг в год. Среднестатистический американец потребляет 126 кг, австралиец - 135 кг, китаец - 50 кг. Среди различных сегментов фруктового рынка в России спрос наиболее велик на бананы, являющиеся абсолютными лидерами продаж.

На одного россиянина приходится 4,5-5 кг бананов в год, тогда как в странах Восточной Европы среднедушевое потребление бананов вдвое больше, составляя 8- 10 кг в год.

Самый популярный в России экзотический фрукт - ананас. На его долю приходится более 70 % от общего объема импорта фруктовой экзотики. Наименее известными в России являются питайя, личчи, карамбола, дуриан и рамбутан. Доля экзотических фруктов составляет 3 % совокупной стоимости фруктового импорта. Фрукты занимают важное место в продуктовой корзине городского населения России. Они находятся на втором месте в ряду всех продуктов, потребляемых в домашних условиях и на первом месте среди продуктов, потребляемых вне дома. Потребление фруктов лидирует среди способов перекусить в домашней обстановке, этот продукт занимает первое место, опережая шоколад, йогурт, кефир, творог и даже бутерброды, пирожки и сосиски в тесте.

Половина жителей российских городов потребляет фрукты хотя бы один раз в день - 69 % в летний период и 55 % в зимний период. В потреблении фруктов выражен фактор сезонности - в зимний период (с ноября по апрель) значительно возрастает доля тех, кто потребляет фрукты с частотой раз в неделю и реже (с 9 % летом до 16 % зимой). В летний сезон (с мая по октябрь) увеличивается доля потребителей, которые едят фрукты несколько раз в день (с 22 % зимой до 37 % летом).

По видам фруктов в структуре потребления у россиян лидируют яблоки и бананы, именно эти виды фруктов 51 % жителей российских городов потребляет чаще всего. Бананы чаще всего потребляют 23 % жителей российских городов, апельсины - 11 % городских жителей; лимоны являются приоритетным фруктом для 6 % россиян; мандарины - для 2 %; груши - для 4 % городских жителей. Наиболее высокая частота потребления характерна для яблок: летом их едят не реже чем раз в неделю 89 %, а зимой - 80 % жителей российских городов. При этом лишь 25 % потребителей считают яблоки своим любимым фруктом.

Сопоставление предпочтений и объемов потребления различных фруктов потребителями в России и европейских странах, свидетельствует о том, что российский рынок наиболее сходен с чешским, где также в большом почете яблоки. Бананы оказываются наиболее любимым фруктом у северных народов - жителей Норвегии, Финляндии, Швеции, тогда как в странах Южной Европы - Италии, Испании, Франции - наибольшей популярностью пользуются цитрусовые и груши.

2.2 Анализ импорта продовольственной продукции в РФ

Таблица 1 - Импорт Российской Федерации по товарным группам в торговле со всеми странами, странами дальнего зарубежья и СНГ, тыс. долл. США Федеральная служба государственной статистики. [электр. ресурс].-офиц.сайт:- URL:http://www.gks.ru (дата обращения 14.06.2012)

Год

Товарная группа

I

квартал

II

квартал

III квартал

IV квартал

Значение показателя за год

2010

Овощи

507169,1

905666,2

268862,9

638525

2 320 223,3

Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов

1255419,1

1219487,4

1233005,8

1785513,8

5 493 426,2

2011

Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубни

986104,8

1304568

296138,5

524370,4

3 111 181,7

Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов

1529428,6

1493949,9

1344297,7

1875500,3

6 243 176,6

2012

Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубни

632768,6

944387,2

273284,2

35676,2

2 486 116,3

Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов

1572887

1429989,7

1327949,8

1949092,6

6 279 919,1

2013

Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубни

786634

1088953,1

286461,3

Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов

1770527,1

1528862,3

1177994,8

Проанализировав данные таблицы, делаем вывод, что в 2010 году наибольшее число в импорте составила такая товарная группа, как съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов, их сумма равна 5 493 426,2 тыс. долл. США, в 2011- 2012 годах наблюдалась тенденция роста в импорте. Наибольшее число пришлось на 2012 год, сумма составила 6 279 919,1 тыс. долл. США. Что касается овощей, то с 2010 года по 2011 их импорт увеличился и к 2011 составил 3 111 181,7 тыс. долл. США. К 2012 году произошел спал на 625065,4 тыс. долл. США и составил 2 486 116,3 тыс..

2.3 Тарифные и нетарифные меры регулирования на продовольственную продукцию в РФ в условиях ТС

Правительство РФ утвердило список продовольственных товаров, розничные цены на которые могут регулироваться государством в случае резкого подорожания, а также правила госрегулирования цен на эти продукты.

В перечень социально значимых продовольственных товаров вошли и картофель, капуста, репчатый лук, морковь. Правительство сможет устанавливать предельные цены на эти товары на срок не более 90 дней в том случае, если в течение 30 дней подряд на территории отдельного субъекта или субъектов РФ рост розничных цен на данные продукты составит 30% и более.

Таблица 2 - Единый таможенный тариф на некоторые группы товаров овощей (07) и фруктов (08) Евразийская экономическая комиссия.[электр. ресурс].-офиц. сайт.- URL:http://www.eurasiancommission.org/ru (дата обращения 14.06.2014)

Код ЕТН ВЭД

Наименование позиции

Ставка ввозной таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости либо в евро, либо в долларах США)

0701

Картофель свежий или охлажденный

5

0702 00 000

Томаты свежие или охлажденные

13,3

0703

Лук репчатый, чеснок, лук-порей и прочие луковичные овощи

13,3

0704

Капуста

15

0706

Морковь, репа, свекла столовая, козлобородник, сельдерей корневой, редис

14,3

0707 00

Огурцы и корнишоны

13,3

0708

Бобовые овощи

15

0801

Орехи кокосовые, орехи бразильские и орехи кешью

3

0803

Бананы, включая плантайны

5

0804

Финики, инжир, ананасы, авокадо, гуайява, манго

5

0805

Цитрусовые плоды

5

0806

Виноград

5

0807

Дыня, арбуз

5

0808

Яблоки

0,17

Импорт картофеля облагался пошлиной в размере 5%, капуста 15%, лук 13,3 %, морковь 14,3,но это не конечные цифры. Таможенная ставка на отдельные группы товаров колеблется в незначительных пределах. Это зависит, например, от сезона поставки овощей и фруктов (например, помидоры весной и летом имеют ставку в 15% ), так же в каком виде они доставляются (сухие, свежие, замороженные и тд., например бананы свежие имеют ставку 5%, а сушенные 4% ) и др.

Меры регулирования продуктовых рынков Европейского Союза направлены на повышение уровня жизни сельского населения и развитие конкурентоспособного сельскохозяйственного производства. Они включают как финансовую поддержку сельхозтоваропроизводителей, так и рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, увеличение производства экологически чистой продукции.

В основу регулирования продуктовых рынков Европейского Союза (ЕС) положены следующие принципы:

- отмена любых ограничений в торговле между странами ЕС;

- применение единых цен на агропродовольственную продукцию и механизма, способствующего их стабилизации;

- защита внутреннего рынка от конкурентоспособной продукции из третьих стран;

- финансирование сельского хозяйства из единого фонда, формируемого за счет взносов стран-участниц.

Способы регулирования продуктовых рынков стран ЕС зависят от видов сельскохозяйственной продукции - сырья для перерабатывающих отраслей промышленности. Для товаров, производство которых регулярно превышает внутренний спрос (зерно, сахарная свекла, молоко), используется система гарантированных закупочных цен. Специальные органы ЕС обязаны скупить излишки продукции у производителей по установленным ценам. Эти излишки могут храниться или в случае благоприятного изменения конъюнктуры рынка быть проданы. На рынках сахара и молока действует также система квот, которая предусматривает субсидирование произведенной сельскохозяйственной продукции в пределах квоты, устанавливаемой для каждого фермерского хозяйства. Что касается свинины, фруктов, овощей и столового вина, то на них распространяются субсидии на хранение и переработку, но отсутствуют гарантии закупки у производителей излишков этой продукции.