logo
Анализ динамики таможенных платежей на примере Астраханской таможни

1.1 Понятие и виды таможенных платежей

В условиях Таможенного союза система правового регулирования таможенных платежей существенно изменилась. Вопросы установления и применения таможенных платежей с 01 июля (06 июля) 2010 г. регламентируются не только положениями Таможенного кодекса Таможенного союза[1], определяющими общие вопросы исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, а также устанавливающими особенности применения таможенных платежей в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.

В целях реализации отсылочных норм ТК ТС разработаны международные соглашения государств-членов ТС, в том числе:

- по вопросам установления и применения в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов, имеющих эквивалентное значение [10];

- по вопросам определения порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории ТС[11];

- по вопросам предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и особенностей уплаты, взыскания и перечисления таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров;

- по вопросам определения оснований, условий и порядка изменения срока уплаты ввозных таможенных пошлин[11].

Ряд положений ТК ТС содержит отсылочные нормы к национальному законодательству государств-членов ТС.

Положения главы 9 ТК ТС относятся к общим нормам, касающимся таможенных платежей, которые взимают таможенные органы в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с ТК РФ или иными законодательными актами: товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение [23. С.111.].

В соответствии со ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам (аналогично ТК РФ[1]) относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС; таможенные сборы.

Ввозная и вывозная таможенная пошлина.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании Закона.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами и (или) законодательством государств-членов ТС [13].

В соответствии с законодательством Российской Федерации[4]:

- специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;

- антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;

- компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Аналогично формируются и действуют предварительная специальная пошлина, предварительная антидемпинговая пошлина и предварительная компенсационная пошлина.

Эти пошлины не относятся к таможенным платежам, но тем не менее взимаются по правилам, предусмотренным ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.

Статьи 91, 92 и 93 ТК ТС содержат отсылочные нормы к национальному законодательству государств-членов ТС. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Порядок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, порядок и основания признания задолженности безнадежной к взысканию и ее списания, а также порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней, предусмотренных в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленный главой 13 ТК ТС срок, определяются национальным законодательством государств-членов ТС.

В соответствии с положениями Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[5] в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенными органами применяется принудительный порядок взыскания таможенных пошлин и налогов. Положения НК РФ[2] в данном случае не применяются.

В соответствии со ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств-членов ТС, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена ТС, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств-членов ТС.

В Российской Федерации таможенные пошлины, налоги по-прежнему (как и до 01 июля 2010 г.) уплачиваются на счет Федерального казначейства, но по обособленному коду бюджетной классификации, на котором будут аккумулироваться все ввозные таможенные пошлины, подлежащие распределению. При этом ввозные таможенные пошлины уплачиваются с учетом норм Соглашения об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, подписанного 20 мая 2010 г. В соответствии с указанным Соглашением с даты начала применения установленного им порядка ввозные таможенные пошлины должны уплачиваться плательщиками на балансовый счет «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ» отдельными платежными документами.

При уплате ввозной таможенной пошлины платежный документ заполняется в соответствии с требованиями Приказа Министерства финансов РФ от 01.10.2009 г. № 102н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов РФ от 24.11.2004 г. № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ»[8]. Ввозные таможенные пошлины, уплаченные в соответствии с Соглашением об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.

При этом распределению будут подлежать только те ввозные пошлины, обязанность по уплате которых наступила после вступления в силу этого Соглашения, т.е. после 1 (6) июля 2010 г. В связи с этим с 1 (6) июля 2010 г. ввозные таможенные пошлины, которые уплачиваются по тем декларациям, которые будут зарегистрированы после этой даты, будут уплачиваться по новому коду бюджетной классификации. При этом будет сохранен код бюджетной классификации по ввозным пошлинам, который есть и сейчас, для осуществления довзыскания ввозных пошлин, обязанность по уплате которых возникла до первого июля.

Авансовыми платежами согласно ст. 73 ТК ТС признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств-членов ТС.

Иные положения ст. 73 ТК ТС также устанавливают невозможность внесения авансовых платежей в счет уплаты ввозных таможенных пошлин, а также невозможность проведения зачета сумм излишне уплаченных ввозных таможенных пошлин в счет уплаты иных таможенных платежей. До вступления в действие ТК ТС российское законодательство позволяло использовать механизм уплаты любых таможенных пошлин и налогов с использованием авансовых платежей[18.С. 21.]

Согласно положениям гл. 9 ТК ТС авансовые платежи - это имущество плательщика. Он вправе самостоятельно распорядиться своими денежными средствами путем подачи таможенной декларации или совершения иных действий, направленных на использование своих денежных средств. Соглашением о механизме зачисления и распределения таможенных пошлин введен запрет на возможность внесения авансовых платежей в счет уплаты ввозных таможенных пошлин. Соответственно в гл. 9 ТК ТС с учетом этого Соглашения зафиксирована норма, говорящая о том, что авансовые платежи могут вноситься только в счет уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов[15.С. 101.].

Следовательно, речь идет уже о двух финансовых потоках. Участники ВЭД (декларант) должны уплачивать ввозную таможенную пошлину отдельным платежным поручением по отдельному коду бюджетной классификации, остальные платежи можно уплачивать с использованием авансовых платежей. Для участников ВЭД это означает необходимость уплаты таможенных платежей не менее чем двумя платежными документами: один - для уплаты ввозных таможенных пошлин, второй - для уплаты авансовых платежей.

На первые 6 месяцев указанным Соглашением предусмотрены переходные положения, позволяющие ранее внесенные авансовые платежи использовать в счет уплаты ввозной таможенной пошлины. Соответственно с первого января 2011 г. ввозная таможенная пошлина может быть уплачена только в качестве таковой по отдельно выделенному коду бюджетной классификации.

Также указанным Соглашением и гл. 9 ТК ТС не предусмотрена возможность проведения зачета сумм излишне уплаченных ввозных таможенных пошлин в счет уплаты иных таможенных платежей. В свою очередь, при наличии остатка авансовых платежей на уплату вывозных пошлин, налогов, сборов и недостаточности средств, уплаченных в качестве ввозной таможенной пошлины, у таможенных органов нет оснований и возможностей для осуществления зачета. Это усложнение не только для участников ВЭД (плательщиков пошлин и налогов), которые должны будут вести и контролировать два финансовых потока на уплату таможенных платежей, причем в достаточном количестве денежных средств. Для таможенных органов это усложнение, связанное с необходимостью администрирования двух лицевых счетов каждого участника ВЭД [16. С. 133.].

НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС.

Лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС в соответствии с нормами ТК ТС. При этом под лицами понимаются: как организации, являющиеся коммерческими организациями, так и относящиеся к некоммерческим организациям; как российские организации, так и иностранные организации; как индивидуальные предприниматели, так и любые иные физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, фактически находящиеся на территории ТС не менее 183 дней в календарном году. Не имеет при этом значения, является ли физическое лицо гражданином РФ, иностранным гражданином или относится к лицам без гражданства: в той мере, в какой они реализуют товары, выполняют работы, оказывают услуги, не упомянутые в ст. 149 НК РФ, - все эти физические лица являются плательщиками НДС (этот вывод основан на анализе ст. 11, 143, 149 НК РФ, п. 6 - 8 ст. 18 ТК ТС). Необходимо учитывать и правила ст. 118 ТК ТС о том, что плательщиками НДС являются непосредственно декларанты либо любые заинтересованные лица, которые вправе уплатить НДС.

Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ТС, подлежащих налогообложению.

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Форма заявления на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика утверждается Министерством РФ по налогам и сборам. [20. С. 348.]

Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС.

К лицам, признаваемым налогоплательщиками акциза, в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, относятся: декларанты (т.е. лица, перемещающие товары и транспортные средства) либо таможенные брокеры. По общему правилу декларантом может быть только российское юридическое лицо; любое иное заинтересованное лицо, которое воспользовалось правом уплатить таможенные пошлины (в т.ч. и акцизы), если иное не установлено ТК ТС.

Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию ТС. При этом необходимо также учитывать: правила ст. 191 НК РФ об определении налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию ТС.

Первичная реализация (т.е. продажа или иная передача, приравненная для целей налогообложения акцизом к реализации подакцизных товаров) подакцизных товаров; а) происходящих и ввезенных на территорию ТС с территории любого из государств, входящих в ТС (например, с территории Белоруссии); б) ввезенных на территорию ТС без таможенного оформления (при наличии соглашения между РФ и участником ТС о едином таможенном пространстве). Иначе говоря, в случае, если такое соглашение еще не заключено (и не ратифицировано в установленном порядке).

Нужно также обратить внимание на то обстоятельство, что в них не случайно употребляется словосочетание «на территорию ТС», а не словосочетание «на таможенную территорию ТС»: дело в том, что законодатель в данном случае (путем применения термина «на территорию ТС») подчеркнул, что речь идет и о первичной реализации подакцизных товаров, ввезенных на территорию свободных таможенных зон и свободного склада.

Таможенные сборы.

К таможенным сборам относятся: таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за таможенное сопровождение; таможенные сборы за хранение.

Лицами, ответственными за уплату таможенных сборов за таможенное сопровождение, являются лица, получившие разрешение на внутренний таможенный транзит либо на международный таможенный транзит. Лицами, ответственными за уплату таможенных сборов за хранение, являются лица, поместившие товары на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа, а в случаях, лица, которые приобрели имущественные права на товары, находящиеся на хранении на таможенном складе таможенного органа[19. С. 156.].

Исполнение обязанности по уплате таможенных сборов лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, осуществляется по правилам, предусмотренным ТК ТС для исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей.

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных сборов производится в валюте Российской Федерации. В случаях, если для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый ЦБ РФ для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за хранение применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.