logo search
Uchebnoe_posobie_Tam_stat1

6.2. Задачи индексного анализа внешней торговли

Индексный метод занимает особое место среди статистических методов анализа. Показатели, полученные на основе этого метода, используются для характеристики развития анализируемых показателей во времени, по территории, для изучения структуры и взаимосвязей, для исследования роли факторов в развитии сложных явлений и процессов.

Слово «индекс» в переводе с латинского означает показатель, указатель.

Индекс – это относительный показатель, который характеризует соотношение значений определенного показателя, изменяющегося в пространстве или во времени, или соотношение фактических данных с планом или иным нормативом.

Чаще всего термин «индекс» ассоциируется с изменением какого-либо показателя во времени, но в зависимости от базы сравнения индексы делятся на динамические и территориальные. Динамические индексы отражают изменения явления во времени, территориальные используются для пространственных, межрегиональных сопоставлений.

Показатель, изменение которого характеризуется индексом, называется индексируемой величиной. Указание на последнюю содержится в названии индекса: индекс цен, индекс физического объема, индекс товарооборота и пр.

Для расчета индексов динамики в статистике внешней торговли нужно иметь исходные данные в абсолютных величинах хотя бы за два периода. Один из этих периодов (обычно более ранний) принимается за базу сравнения и называется базисным, а сравниваемый период называется текущим или отчетным. В индексном анализе нет обратных индексов.

Чтобы различать, к какому периоду относятся индексируемые величины, возле каждого символа справа ставятся подстрочные знаки: 0 – символ базисного периода; 1 – символ отчетного периода.

Основные задачи применения индексов внешней торговли:

– оценка достигнутого уровня развития внешней торговли;

– оценка уровня развития экспорта и импорта в целом;

– изучение изменения физических объемов, стоимость и изменение цен по товарам, товарным группам;

– изучение факторов, влияющих на изменение стоимостных объемов товаропотоков и оценка влияния этих факторов;

– изучение влияния средних цен товара;

– оценка условий внешней торговли страны в целом.