logo search
Uchebnoe_posobie_Tam_stat1

8.3. Статистика валютного контроля

Правовую основу статистики валютного контроля составляют Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».

Объектом изучения статистики валютного контроля являются потоки российской и иностранной валюты, пересекающие границу Российской Федерации в торговом и неторговом обороте, а также (в торговом обороте) соответствующие потоки товаров и услуг.

Цель статистики валютного контроля – обеспечение руководства ФТС РФ, других органов законодательной и исполнительной власти информацией о валютных потоках, пересекающих границу Российской Федерации в торговом и неторговом обороте.

Основные задачи статистики валютного контроля:

– сбор и систематизация информации таможенно-банковского валютного контроля

– информационная поддержка валютного контроля конкретных сделок;

– анализ динамики, структуры и сбалансированности товарных и валютных потоков ;

– анализ влияния макроэкономических и внешних факторов на сбалансированность товарных и валютных потоков.

Организация статистического наблюдения осуществляется в соответствии с установленной технологией валютного контроля; значения показателей и признаков регистрируются на основе первичных документов в моменты таможенного оформления товара и его оплаты, которые разделены во времени.

Первичные документы таможенного и банковского контроля.

При формировании информационной базы статистики валютного контроля источниками исходных данных служат первичные документы таможенного и банковского контроля: паспорт сделки (ПС), декларация на товары, учетная карточка (УК), карточка платежа (КП) – для импортеров, учетные карточки и приложение к паспорту сделки бартерных операций, карточка учета результатов валютного контроля.

Система показателей статистики валютного контроля.

Информация, содержащаяся в первичных документах, образует систему первичных показателей и признаков по каждой сделке. Причем, собственно показателями, имеющими количественное выражение, являются следующие:

– фактурная стоимость,

– вес нетто,

– количество по дополнительным единицам измерения,

– сумма выручки от экспорта товара, фактически поступившая на счета экспортера по конкретной отгрузке (по экспорту) или стоимость поступивших товаров (при импорте);

– не поступившая выручка – разница между стоимостью товара, заявленной экспортером и суммой выручки, поступившей на его счета (или стоимость не поступивших товаров при импорте) ;

– сумма обоснованно не поступившей валютной выручки (по экспорту) или стоимость обоснованно не поступивших товаров (при импорте),

– необоснованно не поступившая выручка – разница между не поступившей выручкой и суммой обоснованно не поступившей выручки (или стоимость необоснованно не поступивших товаров;

– сумма средств, поступивших на текущий валютный счет импортера в качестве возврата ранее переведенных в оплату импортных товаров (по импорту).

– сумма средств, засчитанная Банком как фактически уплаченная за ввезенный товар (по импорту).

Остальная информация, содержащаяся в первичных документах, образует систему атрибутивных признаков, позволяющих идентифицировать внешнеторговую сделку, дату отгрузки товара и поступления средств в счет оплаты, участников этой сделки, уполномоченный банк и т.п.

Система признаков позволяет в процессе последующей систематизации информации осуществлять сводки и группировки по заданным признакам, например, по товарам, группам товаров, странам–контрагентам, группам стран и т.п.

Каждая сделка характеризуется примерно 40 реквизитами (первичными показателями и признаками).

Особенности формирования первичной информации в статистике валютного контроля рассмотрим на примере экспортных операций.

Первичная информация по каждой сделке образует одну запись в базе данных валютного контроля и представляет собой весь набор реквизитов, содержащихся в первичных документах.

В формировании первичной информации валютного контроля участвуют таможни и уполномоченные банки: на основе ПС и ДТ формируются УК, которые в ГНИВЦе ФТС объединяются в реестр и пересылаются в уполномоченный банк экспортера с указанием контрольного срока их возврата.

По мере поступления валютной выручки в уполномоченный банк, информация об этом заносится в УК и отражается в соответствующей записи базы данных уполномоченного банка. По наступлении контрольного срока реестр учетных карточек возвращается в ГНИВЦ, где информация о сумме поступившей выручки и сроках ее поступления переносится в соответствующие записи БД валютного контроля.

Если в течение контрольного срока валютная выручка не поступает или поступает не в полном объеме, то соответствующая экспортная операция подлежит проверке. В этом случае заводится карточка учета результатов валютного контроля, содержащая запрос на осуществление проверки, которая пересылается в таможенный орган по месту регистрации участника ВЭД. Результат проверки, принятые решения, сведения о их реализации заносятся в соответствующий раздел карточки учета результатов валютного контроля и передаются в ГНИВЦ.

Таким образом, к основным особенностям формирования первичной информации статистики валютного контроля относятся:

– участие в формировании этой информации различных организационных структур;

– использование для создания одной записи базы данных нескольких первичных документов, поступающих из различных источников и в различные моменты времени;

–большой разрыв во времени поступления информации для формирования по каждой конкретной сделке записи базы данных.

Отчетность по статистике таможенных платежей так же, как и по другим направлениям специальной таможенной статистики, регламентируется ежегодным приказом ФТС РФ.