1. Общие требования законодательства Республики Беларусь к порядку проведения международных расчётов.
В основе международных денежных расчетов находится обязанность должника исполнить свое денежное обязательство перед кредитором за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги и т.д.
Международное расчётное правоотношение, представляет собой платежное обязательство, сторонами которого являются резиденты разных государств.
Согласно Правилами проведения валютных операций, расчётные правоотношения между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь являются валютными операциями, в том числе и в случаях, когда средством платежа выступает национальная валюта Республики Беларусь. В связи с этим на расчётные правоотношения распространяются правовые нормы, регулирующие порядок совершения валютных операций.
Валютные операции по сравнению с прочими расчётными правоотношениями требуют более детального уровня правовой регламентации. Это обусловлено многими экономическими факторами.
Поэтому данные отношения регулируются с помощью значительного количества императивных норм, образующих ряд императивных правил проведения международных расчётов.
Однако описанию этих правил должна предшествовать краткая характеристика основных форм международных безналичных расчётов.
В практике международной торговли используются несколько форм международных безналичных расчетов:
- оплата посредством инкассо (documentary collection);
оплата посредством аккредитива (documentary credit);
оплата на указанный счет (open account), которая производится посредством кредитового перевода. В банковском законодательстве Республике Беларусь эта форма именуется банковским переводом.
Следует отметить, что перечисленные формы безналичных расчётов в международной торговле регламентируются международными правовыми обычаями: Типовым законом ЮНСИТРАЛ о международных кредитовых переводах, утвержденным на 25 сессии Комиссии ООН по праву международной торговли 14 мая 1992 года; Унифицированными правилами по инкассо и Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, разработанными Международной торговой палатой. В связи с этим следует отметить, что действующее банковское законодательство полностью восприняло соответствующие обычаи и почти полностью соответствует им, что не исключает ряд отличительных черт. В частности банковское законодательство Республики Беларусь, предусматривает большинство видов аккредитивов, известных Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов 1993 года, разработанным Международной торговой палатой. Соответствующее законодательство Республики Беларусь, регулирует все формы инкассо, предусмотренные Унифицированными правилами по инкассо 1995 года, разработанным Международной торговой палатой. Относительно международной и национальной правовой регламентации такой формы расчётов как банковский (международный кредитовый) перевод, следует отметить и одно существенное отличие в правовой регламентации. Как известно банковское законодательство Республике Беларусь предусматривает три разновидности банковского перевода: кредитовый перевод на основании платёжного поручения, кредитовый перевод на основании платёжного требования-поручения и дебетовый перевод на основании платёжного требования. Последние две разновидности банковского (международного) перевода Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международных кредитовых переводах не предусматривает.
Предоставив краткую характеристику, предусмотренных международными правовыми обычаями форм международных расчётов, следует перейти к рассмотрению императивных правил проведения международных расчётов, предусмотренных валютным законодательством Республики Беларусь.
Требование к валюте платёжного обязательства, являющееся важнейшим. Под валютой обязательства понимается валюта, в которой выражено платежное обязательство стороны внешнеторгового договора: белорусского или иностранного покупателя товара или заказчика работ (услуг). Понятие «валюта платёжного обязательства», следует отличать от понятия «валюта платежа» или «валюта исполнения обязательства». Под валютой платежа понимается валюта, в которой покупатель или заказчик обязан исполнить своё платёжное обязательство по внешнеторговому договору. Внешнеторговый договор (контракт) может, например, предусматривать цену товара в одной валюте, а исполнение обязанности покупателя по оплате соответствующего товара – в двух разных валютах. Допустим, цена товара составляет 2000 евро за единицу, однако покупатель обязан оплатить покупную цену на 2/3 в евро и 1/3 – в долларах США.
Согласно Правилам проведения валютных операций, денежные обязательства по валютным операциям, субъектами которых выступают резидент и нерезидент Республики Беларусь могут быть выражены и исполнены в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком, если иное не предусмотрено законодательством или международными договорами. Такое правило является значительным шагом вперёд на пути к либерализации регулирования внешнеторговой деятельности в целом и валютных операций – в частности. Следует отметить, что до 2004 года платёжные обязательства по внешнеторговым договорам могли быть выражены и исполнены только в валюте, отвечающей признакам свободно конвертируемой валюты. В настоящее время валютное законодательство допускает платёжные обязательства в любой иностранной валюте, независимо от степени её конвертации. Однако белорусскому участнику внешнеторговой деятельности следует иметь в виду при выборе валюты обязательства и платежа, что правом государства, где находиться контрагент может предусматривать ограничение на использование соответствующей иностранной валюты, в качестве средства платежа в международных расчётах. Исходя из того, что законодательство Республики Беларусь допускает использование соответствующей иностранной валюты, в качестве средства платежа, не следует делать вывод, что право иностранного государства, где находится контрагент также допускает международные расчёты в соответствующей валюте. Наибольшая вероятность ограничений на применение иностранной валюты, установленных правом иностранного государства, где находится контрагент белорусского хозяйствующего субъекта, является национальной валютой данного иностранного государства. Это обусловлено тем, что ряд государств, ограничивают использование своих национальных валют в международных расчётах в целях обеспечения безопасности своих валютных рынков от так называемых валютных интервенций (целенаправленная скупка и последующий вброс национальной валюты на валютный рынок, влекущий падение её курса).
Законодательства ряда государств допускают использование своих национальных валют в международных расчётах, только в том случае, если между государствами, где находятся контрагенты по оплачиваемой сделке, имеются вступившие в силу международные договоры, допускающие международные расчёты между резидентами соответствующих государств в их национальных валютах. У Республики Беларусь такие договоры имеются со всеми государствами СНГ, а также Латвией, Литвой и Эстонией.
2. Требования к международным расчётам при экспорте продукции из Республики Беларусь
Это прежде всего требования к субъектам – участникам расчётов. Рассмотрев требования к валюте платежа, являющиеся важнейшими следует перейти к рассмотрению требований к субъектному составу международных расчётных операций. Сразу отметим, что эти требования обусловлены определённой целесообразностью ограничения перемены лиц в обязательствах по внешнеторговым договорам. Перемена лиц в обязательствах по внешнеторговым договорам на основании соглашений о цессии (уступке права требования кредитора) и о переводе долга должником, в ряде случаев усложняет проведение валютного контроля и влечёт дополнительную угрозу поддержанию равновесия платёжного баланса. Именно в связи с этим Указом Президента № 178 предусмотрены ряд требований к субъектному составу расчётных операций, направленных на ограничение цессии и перевода долга.
Согласно п.п. 1.8 данного законодательного акта при получении платежа от экспорта продукции, в том числе и в виде страхового возмещения (за утраченную продукцию или срыв платежа иностранным контрагентом), белорусский экспортёр обязан первоначально обеспечить зачисление соответствующих средств на свой счёт, а только затем распоряжаться данными средствами. Таким образом, белорусский экспортёр не может уступить своё денежное требование к иностранному импортёру (покупателю, заказчику его продукции) любому лицу (как резиденту, так и нерезиденту). Это обусловлено тем, что следствием соглашения о цессии будет являться распоряжение выручкой от экспорта до её зачисления на счёт экспортёра, поскольку при заключении соглашения о цессии иностранный импортёр (должник) будет обязан перечислить денежные средства не белорусскому экспортёру (первоначальному кредитору, цеденту), а какому-либо другому лицу (новому кредитору, цессионарию).
Однако Указ Президента № 178 устанавливает ряд правовых оснований, при которых белорусский экспортёр наделяется правом распоряжения своей экспортной выручкой до её зачисления на свой банковский счёт, а равно вообще без её зачисления на соответствующий счёт.
Такими основаниями являются:
использование белорусским экспортёром своей экспортной выручки при расчетах, производимых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
направление белорусским экспортёром своей экспортной выручки на уплату налогов согласно законодательству иностранного государства;
направление нерезидентом (иностранным импортёром) денежных средств, причитающихся по договору белорусскому экспортёру на оплату расходов данного экспортёра, связанных со строительными работами за пределами Республики Беларусь в период их выполнения;
получение белорусским экспортёром денежных средств от проведения выставок, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий за пределами Республики Беларусь и направление этих средств на оплату расходов по их проведению;
получение представителями международных перевозчиков (белорусских экспортёров транспортных услуг) денежных средств от нерезидентов за пределами Республики Беларусь в качестве авансов в счет оплаты расходов по договорам транспортной экспедиции (перевозке грузов) и использовании этих средств для соответствующих целей;
поступление в пользу белорусского экспортёра денежных средств по внешнеторговым договорам, заключенным на основании сделок, совершенных на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа»;
направление белорусским экспортёром, причитающейся ему суммы экспортной выручки, на оплату своих обязательств перед банками, в том числе перед банками-нерезидентами (кроме обязательств по уплате комиссионного вознаграждения банку, обслуживающему счет экспортера в Республике Беларусь, и обязательств по договорам, заключаемым с банками и предусматривающим осуществление банками деятельности для собственных нужд). Данное основание, прежде всего, допускает уступку белорусским экспортёром права денежного требования к иностранному импортёру перед банком по договору факторинга (финансирования под уступку денежного требования). В данном случае допускается распоряжение экспортёром своей экспортной выручкой следующим образом: а) заключение договора факторинга с белорусским или иностранным банком; б) осуществление данным банком финансирования экспортёра (перечисление белорусскому экспортёру суммы несколько меньшей, чем сумма обязательства иностранного импортёра перед данным экспортёром); в) уступка белорусским экспортёром права своего денежного требования к иностранному импортёру в пользу банка, осуществившего финансирование; г) перечисление иностранным импортёром суммы средств, ранее причитавшихся белорусскому экспортёру, банку, в пользу которого данный экспортёр уступил свое требование по договору факторинга.
в сумме разницы между суммой, предусматриваемой обязательствами нерезидента по внешнеторговому договору (договорам), и суммой, выплачиваемой уполномоченным банком Республики Беларусь экспортеру согласно договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга) по данному внешнеторговому договору (договорам), если договор факторинга заключен после 1 февраля 2000 г.;
Данное правомерное действие выглядит так:
Таможенная территория Таможенная территория
Республики Беларусь иностранного государства
поставка, подряд, услуги
факторинг
финансирование под уступку требования в сумме 40 млн. бел. рублей
оплата фактору в размере 30 тыс. USD
Фактор, банк-резидент
В данном примере примерно 10 тысяч долларов США так и не поступили на счёт экспортёра-резидента, однако согласно названному Постановлению – это правомерно.
в сумме разницы между суммой, предусматриваемой обязательствами по ценным бумагам (кроме акций), выпущенным нерезидентами и полученным экспортером от нерезидента Республики Беларусь по внешнеторговому договору (договорам), и суммой, выплачиваемой уполномоченным банком Республики Беларусь экспортеру при осуществлении операций по учету (покупке) у экспортера данных ценных бумаг;
Данное действие выглядит так
Таможенная территория Таможенная территория
Республики Беларусь иностранного государства
поставка, подряд, услуги
сумма выкупа данных
облигаций – 120 млн. бел. рублей
пакет облигаций (100 тыс. USD)
банк-резидент
В рассмотренной ситуации примерно 40 тыс. долларов не поступили на счёт экспортёра-резидента, одна это правомерно.
- в сумме разницы между суммой, предусматриваемой обязательствами по ценным бумагам (кроме акций), выпущенным уполномоченными банками Республики Беларусь и полученным экспортером от нерезидента Республики Беларусь по внешнеторговому договору (договорам), и суммой, выплачиваемой уполномоченным банком Республики Беларусь экспортеру при осуществлении операций по учету (покупке) у экспортера данных ценных бумаг.
Согласно Указу Президента № 178 допускается определение Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь иных оснований, предоставляющих белорусским экспортёрам право распоряжения их экспортной выручкой до зачисления её сумм на счета соответствующих экспортёров.
Подытоживая вышеизложенное, сформулируем первое требование белорусского законодательства к субъектному составу международных расчётных правоотношений: по внешнеторговому договору, по которому резидент Республики Беларусь является экспортёром, получателем денежных средств должен быть именно данный экспортёр, за исключением случаев (оснований), прямо предусмотренных актами законодательства.
Согласно п.п. 1.3 Указа Президента № 178, при экспорте расчеты в белорусских рублях резидентом Республики Беларусь по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом (белорусским экспортёром) и нерезидентом (иностранным импортёром), не допускаются. Таким образом, по внешнеторговому договору, предусматривающего оплату иностранным импортёром продукции белорусского экспортёра в белорусских рублях, по общему правилу не допускается заключение и исполнение как соглашений о цессии (уступке права требования), ни соглашений о переводе долга, если в результате исполнения данных соглашений плательщиком окажется другой резидент Республики Беларусь (не являющийся экспортёром). Это имеет место, потому что, если белорусский экспортёр уступит свое право требования к иностранному импортёру в пользу другого резидента Республики Беларусь, то последний будет обязан перечислить белорусскому экспортёру сумму в белорусских рублях, чем указанный запрет будет нарушен. Равно как если, иностранный импортёр переведёт свой долг перед белорусским экспортёром на другого резидента Республики Беларусь и последний будет вынужден осуществить оплату принятой иностранным импортёром продукции в пользу белорусского экспортёра в белорусских рублях, чем также нарушит комментируемую императивную норму.
Однако Указ Президента № 178 допускает, что Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком могут предусматривать основания, при которых расчёты за экспортированную продукцию в белорусских рублях могут осуществляться в пользу белорусского экспортёра другим резидентом Республики Беларусь вместо иностранного импортёра.
Подытоживая вышеизложенное, сформулируем третье требование белорусского законодательства к субъектному составу международных расчётных правоотношений: при проведении платежа в белорусских рублях по внешнеторговому договору, по которому резидент Республики Беларусь является экспортёром, плательщиком вместо иностранного импортёра не может являться другой резидент Республики Беларусь, за исключением случаев (оснований) прямо предусмотренных законодательством.
- Тема 1 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Общие положения
- 1 Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности
- 2 Понятие и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- 4 Источники правового регулирования внешнеторговой деятельности.
- Тема 2 Понятие и виды внешнеэкономических сделок. Субъекты внешнеторговой деятельности.
- О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25.11.2004
- 1 Субъекты внешнеторговой деятельности
- 2 Понятие и сущность внешнеэкономических сделок.
- 3 Виды внешнеторговых сделок
- 4 Требования законодательства Республики Беларусь к форме и содержанию внешнеэкономических сделок.
- Тема 3 Понятие и особенности договора международной купли-продажи товаров.
- 1 Сфера и порядок применения Конвенции оон «о договорах международной купли-продажи товаров».
- 2 Содержание договора международной купли-продажи товаров
- 2 Базис поставки, предусматривающий передачу товара покупателя на коммерческом предприятии или иной территории продавца.
- 3 Базисы поставки, предусматривающие передачу товара продавцом перевозчику.
- 4 Базисы поставки, предусматривающие оплату перевозки товара продавцом.
- 5 Базисы поставки, предусматривающие обязательство продавца доставить товар в страну назначения.
- 1 Понятие и особенности международного лизинга (по Конвенции унидруа «о международном финансовом лизинге»).
- 2 Понятие и особенности межгосударственного лизинга (по Конвенции «о межгосударственном лизинге).
- 1. Правовое регулирование договора международной перевозки грузов автомобильным транспортом.
- 2. Правовое регулирование договора перевозки груза морским транспортом
- 4.Правовое регулирование договора перевозки грузов железнодорожным и воздушным транспортом.
- 4.Правовое регулирование международной смешанной перевозки грузов.
- Правовое регулирование международных расчётов.
- 1. Общие требования законодательства Республики Беларусь к порядку проведения международных расчётов.
- 3. Требования к международным расчётам при импорте продукции в Республику Беларусь
- 1. Понятие и сущность валютного контроля
- 2. Требования, предъявляемые к срокам внешнеторговых операций.
- 3. Порядок регистрации внешнеторгового договора
- 4.Порядок оформления статистической декларации.
- 1. Понятие системы мер нетарифного регулирования. Цели и задачи мер нетарифного регулирования.
- 2. Основания и порядок квотирования импорта и экспорта.
- 3. Основания и порядок применения защитных мер
- Тема 1 таможенные процедуры, предусматривающие размещение товаров на таможенной территории таможенного союза
- 1. Понятие и виды таможенных процедур.
- 2. Таможенные процедуры, предусматривающие постоянное размещение товаров на таможенной территории.
- 3. Таможенные процедуры, предусматривающие временное размещение товаров на таможенной территории Таможенного союза.
- Тема 2 таможенные процедуры, предусматривающие размещение товаров за пределами таможенной территории таможенного союза
- 2. Таможенные процедуры, предусматривающие временное размещение товаров за пределами таможенной территории Таможенного Союза.
- Тема 5 система определения страны происхождения и таможенной оценки товаров
- Нормативные правовые акты
- Правила определения страны происхождения товаров.
- Система таможенной оценки товара
- Взимание таможенных платежей в торговом обороте, в зависимости от заявленного на перемещаемые товары таможенного режима: