1. Понятие и сущность валютного контроля
Валютный контроль - это деятельность органов и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами Республики Беларусь требований валютного законодательства.
Основными направлениями валютного контроля являются:
определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;
проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.
Целью валютного контроля является обеспечение своевременности и полноты поступления в Республику Беларусь денежных средств от экспорта, а также продукции – по импорту для поддержания равновесия платёжного баланса. Безусловно, данная цель не может быть достигнута, исключительно посредством реализации мер валютного контроля. Данные меры являются лишь одним достаточно весомым инструментом достижения указанной цели.
Объектом валютного контроля являются, прежде всего, валютные операции – расчётные правоотношения с использованием, в качестве средства платежа иностранной валюты и (или), с участием нерезидента Республики Беларусь.
Однако эффективный контроль валютных операций является малоэффективным в отрыве от контроля за движением товаров, выполнением работ и услуг по внешнеторговым договорам, для оплаты которых совершаются валютные операции.
Поэтому наряду с валютными операциями, к объекту валютного контроля могут быть отнесены внешнеторговые операции, связанные с движением продукции по внешнеторговой сделке.
В этой связи следует отметить, что согласно Указу Президента Республики Беларусь № 178, внешнеторговая операция является комплексным понятием, которое включает в себя:
каждая экспортная (импортная) отгрузка (поставка) товаров по отдельной таможенной декларации (в случаях, когда таможенное оформление не производится, - по отдельному товаросопроводительному документу);
каждый этап выполнения работ (оказания услуг, получения или передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), оформленный отдельным актом о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг, полученной охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо иным документом, предусмотренным законодательством, подтверждающим факт исполнения обязательства по внешнеторговой операции,
каждый проведенный (полученный) по этим операциям платеж.
Каждый платёж, проведенный по импорту или полученный по экспорту одновременно является и валютной операцией, так как независимо от валюты платежа (и в случае, если средством платежа является белорусский рубль) участниками данного расчётного правоотношения выступают резидент и нерезидент Республики Беларусь. Как отмечалось ранее расчётные отношения, складывающиеся между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, независимо от валюты платежа, образуют один из видов валютных операций. Таким образом, любой платёж, осуществлённый по внешнеторговому договору одновременно является и внешнеторговой и валютной операцией.
Однако, каждая отгрузка товаров и каждый этап выполненных работ (оказанных услуг) по внешнеторговому договору являются в соответствии с законодательством Республики Беларусь внешнеторговыми операциями, но не являются валютными операциями. Тем не менее, эффективный контроль за платежами невозможен в отсутствии контроля за реализацией, оплачиваемой продукции.
Таким образом, объектом валютного контроля являются валютные и внешнеторговые операции.
Субъектами валютного контроля являются государственные органы и организации, в компетенции которых законодательством включено осуществление тех или иных мер валютного контроля.
В зависимости от характера мер, отнесённых к их компетенции (функциям) субъекты валютного контроля подразделяются на органы валютного контроля и агентов валютного контроля.
Органами валютного контроля являются государственные органы, в компетенцию которых входит определение порядка проведения технических операционных мер валютного контроля.
Органами валютного контроля являются:
1.Национальный банк Республики Беларусь по согласованию с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь своими нормативными правовыми актами определяет порядок регистрации банками внешнеторговых сделок и продления предельных сроков внешнеторговых операций.
2.Государственный таможенный комитет Республики Беларусь по согласованию с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь своими нормативными правовыми актами определяет порядок регистрации таможнями статистической декларации, документа, необходимого для статистического учёта экспортно-импортных операций, связанных с государствами, в отношениях с которыми таможенное оформление товаров отменено, а также реализует иные меры.
3.Комитет государственного контроля и его территориальные подразделения определяет порядок осуществления контроля за регистрацией паспортов сделок и статистических деклараций, определяет порядок сопоставления сведений, содержащихся в этих документах с информацией, содержащейся во внешнеторговых договорах, иных источниках, а также реализует иные меры.
По своему содержанию валютный контроль представляет собой совокупность требований, направленных на недопущение, выявление и пресечение противоправных действий в отношении валютных средств, причитающихся субъектам хозяйствования.
Меры валютного контроля подразделяются на:
требования к порядку проведения валютных операций между резидентами и нерезидентами (международных расчётов);
требования, предъявляемые к срокам проведения внешнеторговых операций;
меры мониторингового характера за соблюдением двух вышеуказанных групп требований (регистрация внешнеторговых сделок, выдача разрешений на продление сроков внешнеторговых операций, регистрация статистических деклараций).
Следует отметить, что требования валютного контроля направлены на обеспечение своевременного поступления валютной выручки от экспорта в Республику Беларусь. Данные требования позволяют минимизировать такое негативное хозяйственно-правовое явление, как притворные внешнеторговые сделки, фактически направленные на перечисление и размещение валютных средств за пределами Республики с целью получения дохода от временного, но продолжительного нахождения валютных средств в иностранных банках до поступления этих средств на счета в банках-резидентах Республики Беларусь. Такие операции влекут затруднения при расчетах с поставщиками сырья и материалов, с уплатой обязательных платежей в бюджет, и способствуют присвоению доходов от обращения валютных средств субъекта хозяйствования за пределами Республики неуправомоченными лицами. Однако действие рассмотренных требований валютного контроля, предусмотренных указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г., № 178, не распространяется на следующие категории внешнеторговых сделок (договоров):
- внешнеторговых договоров, предусматривающих передачу имущества в аренду, финансовую аренду (лизинг) независимо от того, является арендатором или арендодателем резидент либо нерезидент, а также от места нахождения имущества, передаваемого в аренду, финансовую аренду (лизинг);
- внешнеторговых договоров, заключённых в рамках выполнения административных процедур;
внешнеторговых договоров страхования (всех видов),
займа и кредита и др.
- Тема 1 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Общие положения
- 1 Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности
- 2 Понятие и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- 4 Источники правового регулирования внешнеторговой деятельности.
- Тема 2 Понятие и виды внешнеэкономических сделок. Субъекты внешнеторговой деятельности.
- О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25.11.2004
- 1 Субъекты внешнеторговой деятельности
- 2 Понятие и сущность внешнеэкономических сделок.
- 3 Виды внешнеторговых сделок
- 4 Требования законодательства Республики Беларусь к форме и содержанию внешнеэкономических сделок.
- Тема 3 Понятие и особенности договора международной купли-продажи товаров.
- 1 Сфера и порядок применения Конвенции оон «о договорах международной купли-продажи товаров».
- 2 Содержание договора международной купли-продажи товаров
- 2 Базис поставки, предусматривающий передачу товара покупателя на коммерческом предприятии или иной территории продавца.
- 3 Базисы поставки, предусматривающие передачу товара продавцом перевозчику.
- 4 Базисы поставки, предусматривающие оплату перевозки товара продавцом.
- 5 Базисы поставки, предусматривающие обязательство продавца доставить товар в страну назначения.
- 1 Понятие и особенности международного лизинга (по Конвенции унидруа «о международном финансовом лизинге»).
- 2 Понятие и особенности межгосударственного лизинга (по Конвенции «о межгосударственном лизинге).
- 1. Правовое регулирование договора международной перевозки грузов автомобильным транспортом.
- 2. Правовое регулирование договора перевозки груза морским транспортом
- 4.Правовое регулирование договора перевозки грузов железнодорожным и воздушным транспортом.
- 4.Правовое регулирование международной смешанной перевозки грузов.
- Правовое регулирование международных расчётов.
- 1. Общие требования законодательства Республики Беларусь к порядку проведения международных расчётов.
- 3. Требования к международным расчётам при импорте продукции в Республику Беларусь
- 1. Понятие и сущность валютного контроля
- 2. Требования, предъявляемые к срокам внешнеторговых операций.
- 3. Порядок регистрации внешнеторгового договора
- 4.Порядок оформления статистической декларации.
- 1. Понятие системы мер нетарифного регулирования. Цели и задачи мер нетарифного регулирования.
- 2. Основания и порядок квотирования импорта и экспорта.
- 3. Основания и порядок применения защитных мер
- Тема 1 таможенные процедуры, предусматривающие размещение товаров на таможенной территории таможенного союза
- 1. Понятие и виды таможенных процедур.
- 2. Таможенные процедуры, предусматривающие постоянное размещение товаров на таможенной территории.
- 3. Таможенные процедуры, предусматривающие временное размещение товаров на таможенной территории Таможенного союза.
- Тема 2 таможенные процедуры, предусматривающие размещение товаров за пределами таможенной территории таможенного союза
- 2. Таможенные процедуры, предусматривающие временное размещение товаров за пределами таможенной территории Таможенного Союза.
- Тема 5 система определения страны происхождения и таможенной оценки товаров
- Нормативные правовые акты
- Правила определения страны происхождения товаров.
- Система таможенной оценки товара
- Взимание таможенных платежей в торговом обороте, в зависимости от заявленного на перемещаемые товары таможенного режима: