logo search
БИЛЕТЫ И ШПОРЫ К НИМ

1. Нормативно-правовая основа таможенной статистики внешней торговли в рамках Таможенного союза.

В соответствии с гл. 5 ТКТС в рамках ТС ведется статистика взаимной торговли государств - членов ТС. В целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами. В целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы, ведется специальная таможенная статистика в порядке, установленном законодательствами государств - членов ТС. В соответствии со ст. 3 Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами ТС от 25 января 2008 государства - члены ТС определяют уполномоченные органы в области ведения статистики взаимной торговли и уполномоченные органы в области ведения статистики внешней торговли. На основании ст. 47 ТКТС таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами в соответствии с методологией, утверждаемой решением КТС (Решение КТС от 26.11.2009 №31). Методология определяет следующие вопросы:

- общие положения;

- основные термины;

- источники формирования исходных данных;

- сфера охвата данных;

- границы сферы статистического наблюдения;

- система учета импорта и экспорта;

- товары, подлежащие учету;

- классификация товаров;

- основные показатели для формирования статистики;

- стоимостная оценка товаров;

- количественный учет товаров;

- страны-партнеры;

- распространение данных;

- конфиденциальность информации;

- обеспечение сопоставимости данных.

В таможенную статистику включаются товары 12 таможенных процедур из 17 (кроме процедур транзита, временного ввоза и вывоза товаров, уничтожения, а также отказа в пользу государства при экспорте). Статистическому наблюдению в РФ подлежат товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 ЕВРО. По весу, количеству и другим показателям ограничения не установлены. Не учитываются в таможенной статистике внешней торговли товары для официального (служебного) пользования дипломатических и консульских представительств иностранных государств, международных межправительственных организаций. Источники информации: ДТ, спецформы гос отчётности, ТПО.

В РФ определено, что уполномоченным органом в области ведения статистики внешней торговли является ФТС России, а уполномоченным органом в области ведения статистики взаимной торговли - Росстат. Цели таможенной статистики:

- анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков;

- анализ результатов применения мер тарифного и нетарифного регулирования ВЭД;

- разработка и принятие решений в области внешнеторговой политики;

- контроль поступления таможенных платежей в бюджеты государств - членов ТС;

- разработка платежного баланса и системы национальных счетов;

- прогнозирование макроэкономических показателей;

- расчет индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема;

- содействие развитию ВЭД, расширению внешнеторговых связей;

- решение иных задач, обусловленных таможенной политикой ТС.

Статистические данные должны содержать следующие сведения:

- код товара согласно единой ТН ВЭД ТС (10 знаков);

- направление перемещения;

- период (месяц);

- статистическая стоимость (в долларах США);

- вес нетто (кг);

- количество товара в дополнительной единице измерения;

- страна назначения;

- страна происхождения;

- страна отправления;

- торгующая страна;

- вид транспорта на границе;

В соответствии с га.8 ФЗ-311 таможенные органы предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли РФ , Федеральному Собранию, Правительству обязательно и бесплатно, а так же иным федеральным органам госвласти, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей, а также международным организациям.

На основании ст. 49 ТКТС на сведения, используемые для статистических целей, распространяются положения ст. 8 ТКТС: таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств - членов ТС доступ к информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию.