3. Основания и порядок применения защитных мер
Меры по защите экономических интересов - меры по ограничению импорта товара, осуществляемые посредством введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
Все эти меры направлены на устранение ущерба отрасли белорусской экономики наносимого либо большим количеством импортируемого товара либо низкими ценами либо иными условиями импорта.
Все они устанавливаются только на основании результатов расследования, проводимого государственным органом по поручению президента либо Совета Министров. Основание для введение – акт Президента.
Решения о введении, применении, пересмотре, отмене и неприменении мер по защите экономических интересов Республики Беларусь, в том числе временных, принимаются по представлению Правительства Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь, если иное не установлено настоящим Законом или Президентом Республики Беларусь.
Расследование не проводится в отношении товара, который происходит из наименее развитых стран (территорий), которым предоставляются тарифные преференции Республики Беларусь.
Расследование проводиться по заявлению группы субъектов хозяйствования, составляющих одну отрасль экономики.
Основаниями для отклонения данного заявления являются:
объем производства отечественных производителей аналогичного товара, поддерживающих заявление, включая заявителя, составляет менее 50 процентов по отношению к объему производства отечественных производителей такого товара, которые поддерживают заявление или выражают с ним несогласие;
доля отечественных производителей товара, подавших заявление, составляет менее 25 процентов в общем объеме производства аналогичного товара в Республике Беларусь (на специальные защитные меры это основание не распространяется).
Специальные защитные меры - меры по ограничению импорта товара, применяемые посредством введения специальной импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины.
Специальные защитные меры применяются только на основании результатов расследования, если установлено, что импорт товара осуществляется в Республику Беларусь в таком возросшем количестве (в абсолютном и относительном выражении к общему объему производства или потребления аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Республике Беларусь) и на таких условиях, что причиняет серьезный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, или создает угрозу его причинения.
Под серьезным ущербом отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар понимается подтвержденное доказательствами существенное ухудшение производственного, торгового и финансового положения отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, которое наступило вследствие возросшего импорта товара и выражается в общем ухудшении ситуации в производстве в Республике Беларусь аналогичного или непосредственно конкурирующего товара;
Специальные защитные меры не применяются в отношении товара, происходящего из наименее развитых стран (территорий), которым предоставляются тарифные преференции Республики Беларусь.
Специальные защитные меры не применяются в отношении товара, являвшегося объектом расследования и происходящего из развивающейся страны (территории), которой предоставляются тарифные преференции Республики Беларусь, если доля такой страны (территории) не превышает 3 процентов в общем объеме импорта данного товара на таможенную территорию Республики Беларусь при условии, что суммарная доля в импорте данного товара из развивающихся стран (территории), на долю каждой из которых приходится не более 3 процентов в общем объеме импорта данного товара, не превышает 9 процентов в общем объеме импорта данного товара на таможенную территорию Республики Беларусь.
Статья 9 Закона «О защите экономических интересов Республики Беларусь содержит требование к организациям-заявителям о проведении расследования. Согласно данной статье заявление о проведении расследования в целях применения специальных защитных мер отклоняется, если на долю отечественных производителей товара, поддерживающих указанное заявление, приходится не более 50 процентов в общем объеме производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Республике Беларусь.
Расследование в целях применения специальных защитных мер должно быть проведено в срок не более девяти месяцев с момента принятия решения о его проведении органом, проводящим расследование. При необходимости срок проведения такого расследования может быть продлен органом, его проводящим, но не более чем на три месяца.
Специальная импортная квота - ограничение в соответствии с настоящим Законом импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости;
Годовой объем специальной импортной квоты, которая вводится в качестве специальной защитной меры, не должен быть меньше среднегодового объема импорта данного товара в предшествующий период, за исключением случаев, когда специальная импортная квота в меньшем объеме необходима для устранения серьезного ущерба отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, или предотвращения угрозы его причинения.
В пределах годового объема специальной импортной квоты, которая вводится в качестве специальной защитной меры, могут быть установлены специальные импортные квоты для отдельных иностранных государств (объединений иностранных государств).
Если в процентном отношении рост импорта товара из отдельных иностранных государств (объединений иностранных государств) за предшествующий период непропорционально увеличился по отношению к общему росту импорта товара, являвшегося объектом расследования, Правительство Республики Беларусь распределяет специальную импортную квоту между такими иностранными государствами (объединениями иностранных государств) с учетом абсолютных и относительных показателей роста импорта данного товара на таможенную территорию Республики Беларусь из этих иностранных государств (объединений иностранных государств).
Специальная пошлина вводится на основании результатов расследования и взимается сверх ставки таможенной пошлины.
Специальные защитные меры применяются в течение срока, необходимого для устранения серьезного ущерба отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, или предотвращения угрозы его причинения и адаптации отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, к условиям конкуренции.
Срок действия специальных защитных мер не может превышать четырех лет со дня введения таких мер или со дня их последнего пересмотра.
В случае применения специальных защитных мер более одного года орган, проводящий расследование, по истечении одного года представляет в Правительство Республики Беларусь доклад о результатах их применения в целях определения возможности смягчения таких мер с учетом обеспечения развития отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, в условиях добросовестной конкуренции.
По инициативе органа, проводящего расследование, или по запросам заинтересованных лиц после представления ими информации, подтверждающей необходимость пересмотра применения специальных защитных мер, принимается решение о проведении повторного расследования.
Срок действия специальных защитных мер может быть продлен, если в результате повторного расследования установлено, что серьезный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, не устранен или угроза его причинения продолжает сохраняться.
Общий срок действия специальных защитных мер, включая срок действия временной специальной пошлины, не может превышать восьми лет, а условия применения таких мер не могут быть более жесткими, чем условия, применявшиеся в течение срока их действия.
В случае, если срок действия специальных защитных мер составляет не более 180 дней, они могут применяться повторно к импорту товара, в отношении которого они уже применялись:
по истечении не менее одного года с даты их введения;
при условии их применения не более двух раз в течение пяти лет, непосредственно предшествующих дате введения этих специальных защитных мер.
Специальные защитные меры, срок действия которых составляет более 180 дней, не могут применяться повторно к импорту товара, в отношении которого они уже применялись, в течение срока, равного сроку их применения. В этом случае срок неприменения специальных защитных мер не может быть меньше двух лет.
Антидемпинговые меры - меры по ограничению демпингового импорта товара, применяемые посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятия ценовых обязательств со стороны экспортера этого товара в Республику Беларусь.
Антидемпинговые меры применяются только на основании результатов расследования, если установлено, что демпинговый импорт товара причиняет материальный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или создает угрозу его причинения.
Как и по Закону 1999 по Закону от 25.11.2004 антидемпинговые меры применяются в отношении:
товаров, являющихся предметом демпингового импорта;
производителей (экспортеров) определённого товара соответствующего иностранного государства (объединения иностранных государств) с учетом практики применения антидемпинговых мер в торговых отношениях с этим иностранным государством (объединением иностранных государств).
Товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена данного товара ниже нормальной цены товара.
Демпинговый импорт товара - импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной цены;
В случае отсутствия продаж аналогичного товара при обычном ходе торговли этим товаром на внутреннем рынке иностранного государства, экспортирующего товар, экспортная цена данного товара сопоставляется либо со сравнимой ценой на аналогичный товар, экспортируемый этим иностранным государством в третью страну, при условии, что такая цена на аналогичный товар, является репрезентативной, либо с издержками производства в стране происхождения данного товара с учетом необходимых торговых, административных затрат и общих издержек, а также прибыли.
Продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли данным товаром на внутреннем рынке иностранного государства, экспортирующего товар, рассматриваются как достаточные для определения нормальной цены товара, если такие продажи составляют не менее 5 процентов в общем объеме импорта данного товара на таможенную территорию Республики Беларусь.
Продажи аналогичного товара в третью страну по ценам ниже издержек производства на единицу товара с учетом торговых, административных затрат и общих издержек могут рассматриваться как не соответствующие обычному ходу торговли этим товаром и не учитываться при определении нормальной цены товара только в случае, если будет установлено, что такие продажи аналогичного товара осуществляются не менее шести месяцев в значительных количествах и по ценам, которые не обеспечивают возмещения всех издержек в течение этого времени. Если цены на аналогичный товар ниже издержек на единицу товара в момент продажи, но превышают средневзвешенные затраты на единицу товара в период, охватываемый расследованием, то такие цены рассматриваются как обеспечивающие возмещение всех издержек не менее шести месяцев.
В случае демпингового импорта товара из стран, в которых государство оказывает влияние на формирование цен, нормальная цена товара может определяться на основе цены или рассчитанной стоимости аналогичного товара в третьей стране либо цены на аналогичный товар при его поставках из такой третьей страны в иные страны, включая Республику Беларусь.
Если определение нормальной цены товара в соответствии с положениями настоящего пункта не представляется возможным, нормальная цена товара может определяться на основе цены, уплаченной или подлежащей уплате за аналогичный или непосредственно конкурирующий товар в Республике Беларусь и скорректированной с учетом прибыли.
Демпинговая маржа – отношение нормальной цены товара за вычетом его экспортной цены к его экспортной цене, выраженное в процентах;
Сопоставление экспортной цены товара с его нормальной ценой осуществляется на одной и той же стадии торговой операции и в отношении продаж, осуществленных по возможности в одно и то же время.
Наличие демпинговой маржи в ходе расследования определяется на основе сопоставления средневзвешенной нормальной цены товара со средневзвешенными ценами по всем сопоставимым экспортным поставкам либо сопоставления нормальной цены товара с экспортными ценами по каждой из сопоставимых экспортных поставок.
Нормальная цена товара, установленная на средневзвешенной основе, может быть сопоставлена с ценами по отдельным экспортным поставкам, если орган, проводящий расследование, установит, что экспортные цены существенно различаются между отдельными покупателями, регионами или в зависимости от периода осуществления поставок.
Орган, проводящий расследование, как правило, определяет индивидуальную демпинговую маржу в отношении каждого известного иностранного экспортера или иностранного производителя товара, являющегося объектом расследования.
Орган, проводящий расследование, определяет единую демпинговую маржу в отношении всех известных иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, если не представляется возможным определить индивидуальную маржу.
Законом «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» установлены также основания, исключающие возможность проведения антидемпингового расследования:
демпинговая маржа составляет менее 2 процентов;
объем демпингового импорта товара из одного иностранного государства (объединения иностранных государств) не превышает 3 процентов в общем объеме импорта данного товара на таможенную территорию Республики Беларусь. Данное основание действует при условии, что суммарная доля в импорте данного товара из всех государств, на долю каждого из которых приходится не более 3 процентов в общем объеме импорта данного товара, не превышает 7 процентов в общем объеме импорта данного товара на таможенную территорию Республики Беларусь.
Расследование может быть приостановлено или прекращено без введения антидемпинговых пошлин при получении от экспортера товара, являющегося объектом расследования, в письменной форме добровольно взятых на себя обязательств о пересмотре им цен на данный товар.
Антидемпинговая пошлина взимается сверх ставки таможенной пошлины. Ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размера демпинговой маржи. Ставка антидемпинговой пошлины может быть меньше размера демпинговой маржи, если она является достаточной для устранения материального ущерба отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или угрозы его причинения.
Если иностранный экспортер примет на себя обязательство о повышении экспортной цены товара на размер демпинговой маржи, введенная антидемпинговая пошлина не взимается со дня принятия соответствующего решения в порядке, установленном настоящим Законом.
Срок действия антидемпинговых мер не может превышать пяти лет со дня введения таких мер или со дня их последнего пересмотра.
Компенсационные меры - меры по ограничению импорта товара, производимого и (или) экспортируемого с использованием специфических субсидий иностранного государства (объединения иностранных государств), применяемые посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины, либо принятия обязательств субсидирующим иностранным государством (объединением иностранных государств) в лице его уполномоченного органа или экспортером субсидируемого товара;
Компенсационные меры применяются только на основании результатов расследования, если установлено, что импорт товара, при производстве и (или) экспорте которого использовались специфические субсидии иностранного государства (объединения иностранных государств), причиняет материальный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или создает угрозу его причинения.
В целях применения компенсационных мер в ходе расследования должно быть установлено, что:
субсидия, предоставленная иностранным государством (объединением иностранных государств), является специфической;
размер специфической субсидии превышает 5 процентов стоимости товара;
специфическая субсидия была направлена на возмещение расходов производителя или экспортера, связанных с осуществлением основной деятельности, и предоставлялась неоднократно.
Субсидия иностранного государства (объединения иностранных государств) является специфической, если субсидирующий орган или законодательство, на основе которого действует субсидирующий орган, предоставляют доступ к субсидии только конкретному производителю и (или) экспортеру или конкретной отрасли экономики иностранного государства (объединения иностранных государств) либо группе (союзу, объединению) производителей и (или) экспортеров или отраслей экономики иностранного государства (объединения иностранных государств), осуществляющих производство или экспорт аналогичного товара.
Субсидия иностранного государства (объединения иностранных государств) является специфической, если предоставление такой субсидии сопровождается:
использованием субсидирования ограниченного числа лиц;
преимущественным использованием субсидирования лиц;
предоставлением непропорционально больших сумм субсидии лицам;
выбором субсидирующим органом льготного (преференциального) способа предоставления субсидии лицам;
Субсидия иностранного государства (объединения иностранных государств) также является специфической, если она юридически или фактически в качестве единственного или одного из нескольких условий увязана c:
результатами экспорта (субсидия считается увязанной фактически с результатами экспорта, если ее предоставление, не являясь юридически связанным с результатами экспорта, связано с произошедшим или возможным в будущем экспортом либо экспортной выручкой);
использованием отечественных товаров вместо импортных (субсидия считается увязанной фактически с использованием отечественных товаров вместо импортных, если ее предоставление, не являясь юридически связанным с использованием отечественных товаров вместо импортных, связано с произошедшим или возможным в будущем использованием отечественных товаров вместо импортных).
Субсидия иностранного государства (объединения иностранных государств) не является специфической, если субсидирующий орган или законодательство, на основе которого действует субсидирующий орган, устанавливают критерии или условия, определяющие право на получение субсидии (в том числе в зависимости от количества занятых в производстве, объема выпуска продукции), и ее размер при строгом соблюдении этих критериев или условий.
Закон от 25.11.2004 содержит следующие основания прекращения расследования о введении компенсационных мер (то есть исключающие возможность их установления):
субсидия иностранного государства является минимальной (менее одного процента от стоимости товара;
общий размер специфических субсидий развивающегося государства которому Республика предоставила тарифные преференции, не превышает 2 процентов от его стоимости в расчете на единицу товара или доля такой страны (территории) не превышает 4 процентов в общем объеме импорта данного товара на таможенную территорию Республики Беларусь при условии, что суммарная доля в импорте данного товара из развивающихся стран, на долю каждой из которых приходится не более 4 процентов в общем объеме импорта, не превышает 9 процентов в общем объеме импорта данного товара на таможенную территорию Республики Беларусь.
Компенсационная пошлина взимается сверх ставки таможенной пошлины. Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размера установленной иностранным государством (объединением иностранных государств) субсидии в расчете на единицу соответствующего товара при импорте его в Республику Беларусь. Ставка компенсационной пошлины может быть меньше размера специфической субсидии иностранного государства (объединения иностранных государств), если она является достаточной для устранения материального ущерба отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или угрозы его причинения.
Компенсационная пошлина применяется в отношении поставляемого всеми экспортерами товара, который является предметом субсидируемого импорта, причиняющего материальный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или создающего угрозу его причинения, за исключением товара тех экспортеров, которыми были приняты обязательства в соответствии с положениями пункта 1 статьи 30 настоящего Закона.
Срок действия компенсационных мер не может превышать пяти лет со дня применения таких мер или со дня их последнего пересмотра.
В случае, если задержка с введением специальной пошлины (квоты), антидемпинговой и компенсационной пошлины может причинить серьезный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, который впоследствии трудно устраним, на основании предварительного заключения органа, проводящего расследование по решению Президента вводятся временные: специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлины при условии продолжения проведения расследования в целях получения окончательного заключения.
Срок действия временной специальной пошлины не должен превышать 200 дней. Антидемпинговой и компенсационной – по 4 месяца.
Временная пошлина зачисляется на счет таможенного органа Республики Беларусь и не подлежит перечислению в доход республиканского бюджета до принятия решения о введении постоянной специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлин или специальной импортной квоты.
В случае принятия решения о введении постоянных пошлин или специальной импортной квоты временная специальная пошлина подлежит перечислению в доход республиканского бюджета.
Если на основании результатов расследования введение постоянной пошлины признано нецелесообразным или введена более низкая ставка постоянной пошлины, чем ставка временной пошлины, излишне взысканные суммы подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством.
В случае введения постоянной пошлины в большем размере, чем ставка временной пошлины, разница с плательщика не взимается.
- Тема 1 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Общие положения
- 1 Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности
- 2 Понятие и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- 4 Источники правового регулирования внешнеторговой деятельности.
- Тема 2 Понятие и виды внешнеэкономических сделок. Субъекты внешнеторговой деятельности.
- О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25.11.2004
- 1 Субъекты внешнеторговой деятельности
- 2 Понятие и сущность внешнеэкономических сделок.
- 3 Виды внешнеторговых сделок
- 4 Требования законодательства Республики Беларусь к форме и содержанию внешнеэкономических сделок.
- Тема 3 Понятие и особенности договора международной купли-продажи товаров.
- 1 Сфера и порядок применения Конвенции оон «о договорах международной купли-продажи товаров».
- 2 Содержание договора международной купли-продажи товаров
- 2 Базис поставки, предусматривающий передачу товара покупателя на коммерческом предприятии или иной территории продавца.
- 3 Базисы поставки, предусматривающие передачу товара продавцом перевозчику.
- 4 Базисы поставки, предусматривающие оплату перевозки товара продавцом.
- 5 Базисы поставки, предусматривающие обязательство продавца доставить товар в страну назначения.
- 1 Понятие и особенности международного лизинга (по Конвенции унидруа «о международном финансовом лизинге»).
- 2 Понятие и особенности межгосударственного лизинга (по Конвенции «о межгосударственном лизинге).
- 1. Правовое регулирование договора международной перевозки грузов автомобильным транспортом.
- 2. Правовое регулирование договора перевозки груза морским транспортом
- 4.Правовое регулирование договора перевозки грузов железнодорожным и воздушным транспортом.
- 4.Правовое регулирование международной смешанной перевозки грузов.
- Правовое регулирование международных расчётов.
- 1. Общие требования законодательства Республики Беларусь к порядку проведения международных расчётов.
- 3. Требования к международным расчётам при импорте продукции в Республику Беларусь
- 1. Понятие и сущность валютного контроля
- 2. Требования, предъявляемые к срокам внешнеторговых операций.
- 3. Порядок регистрации внешнеторгового договора
- 4.Порядок оформления статистической декларации.
- 1. Понятие системы мер нетарифного регулирования. Цели и задачи мер нетарифного регулирования.
- 2. Основания и порядок квотирования импорта и экспорта.
- 3. Основания и порядок применения защитных мер
- Тема 1 таможенные процедуры, предусматривающие размещение товаров на таможенной территории таможенного союза
- 1. Понятие и виды таможенных процедур.
- 2. Таможенные процедуры, предусматривающие постоянное размещение товаров на таможенной территории.
- 3. Таможенные процедуры, предусматривающие временное размещение товаров на таможенной территории Таможенного союза.
- Тема 2 таможенные процедуры, предусматривающие размещение товаров за пределами таможенной территории таможенного союза
- 2. Таможенные процедуры, предусматривающие временное размещение товаров за пределами таможенной территории Таможенного Союза.
- Тема 5 система определения страны происхождения и таможенной оценки товаров
- Нормативные правовые акты
- Правила определения страны происхождения товаров.
- Система таможенной оценки товара
- Взимание таможенных платежей в торговом обороте, в зависимости от заявленного на перемещаемые товары таможенного режима: