logo search
Валютное регулирование и валютный контроль

Органы и агенты валютного контроля

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля, права и обязанности которых определены в п.5 ст. 4, ст. 22 и ст. 23 Федерального закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Органы валютного контроля издают нормативные акты в пределах своей компетенции, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного контроля. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) в пределах своей компетенции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, а также агенты валютного контроля. Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право:

- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации;

- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

- запрашивать и получать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции и их должностные лица наделены правом:

- рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», и принимать решение о предварительной регистрации либо отказе в предварительной регистрации;

- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля;

- применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Резиденты и нерезиденты, виновные в нарушении положения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность).

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

К агентам валютного контроля в соответствии с законом относятся:

а) уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ;

б) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на регулирование рынка ценных бумаг;

в) таможенные органы;

г) налоговые органы.

В системе валютного регулирования и валютного контроля таможенные органы РФ также играют важную роль. Компетенция таможенных органов при осуществлении валютного контроля определена в статье 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (2003 г.). Таможенные органы наделены статусом агента валютного контроля.

В соответствии с законодательством РФ в области валютного контроля на таможенные органы возложены обязанности контроля за:

- полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;

- обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;

- эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;

- законностью операций неторгового характера - перемещения наличной валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей;

- соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции.

Функции по осуществлению валютного контроля реализуются:

- на таможенном посту – сотрудниками, ответственными за осуществление соответствующего этапа таможенного оформления;

- на таможне – отделом (отделением) валютного контроля;

- в региональном таможенном управлении (РТУ) – отделом валютного контроля;

- в Федеральной таможенной службе России – Управлением валютного контроля.

При этом вышестоящий таможенный орган полномочен принимать решения по вопросам осуществления валютного контроля, относящимся к компетенции нижестоящего таможенного органа.

Управление валютного контроля осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов по осуществлению валютного контроля, контроль за выполнением таможенными органами функций агентов валютного контроля, организацию информационного обмена (в том числе межведомственного).

Отдел валютного контроля регионального таможенного управления организует и координирует деятельность и методологическое руководство подразделениями валютного контроля нижестоящих таможенных органов по вопросам валютного контроля, контроля за совершением внешнеторговых бартерных сделок и исполнения обязательств по ним и контроля за перемещением валюты и валютных ценностей.

Отдел валютного контроля таможни осуществляет мероприятий по обеспечению выполнения таможней и участниками внешнеэкономической деятельности требований законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок, законодательства РФ об административных правонарушениях, указов и распоряжений Президента РФ, решений Правительства РФ, приказов и распоряжений Федеральной таможенной службы России, РТУ, таможни по вопросам валютного контроля.

Основными задачами отделов таможенного оформления и таможенного контроля являются:

- таможенное оформление товаров при их ввозе на таможенную территорию РФ либо вывозе с нее;

- контроль за операциями по перемещению юридическими лицами через указанную границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг.

Отделы таможенного оформления и таможенного контроля осуществляют документальный контроль, т. е. проверяют соответствие установленным требованиям документов, необходимых для валютного контроля (внешнеторгового договора, грузовой таможенной декларации (ГТД), паспорта сделки и др.), и выявляют на этом этапе нарушения валютного и таможенного законодательства.

Информационную основу валютного контроля во внешнеторговом обороте составляют следующие документы:

- таможенная декларация, в том числе предшествующая таможенная декларация, если в отношении товаров изменяется (завершается) ранее выбранный таможенный режим;

- коммерческие документы, имеющиеся в наличии у заявителя таможенного режима;

- договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или выписка из договора при условии, что в ней содержатся сведения, необходимые для таможенного оформления, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации или изменение таможенного режима производится с целью исполнения договора;

- паспорт сделки или паспорт бартерной сделки, оформленный в установленном порядке, если в соответствии с законодательством РФ при таможенном оформлении товаров требуется представление соответствующего паспорта сделки;

- разрешение уполномоченного органа на выполнение иностранным лицом встречных обязательств способом, не предусматривающим ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, если товары вывозятся в счет исполнения обязательств по договору, заключенному при совершении внешнеэкономической бартерной сделки, предусматривающей выполнение иностранным лицом встречных обязательств способом, не предусматривающим ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ услуг, результатов интеллектуальной деятельности.