logo search
Примерные ответы на экзамен Полежаевой

13. Преференциальная система России: сущность, особенности

Тарифные преференции являются одними из льгот по уплате таможенных платежей (ст.74 ТК ТС). Тарифные преференции предоставляются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Сущность тарифных преференций состоит в том, что ставки ввозных таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на таможенную территорию Таможенного союза применяют в зависимости от страны происхождения и условий ввоза товаров.

а) ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза применяются в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза и происходящих из любых стран (в том числе, происхождение которых не установлено) за исключением случаев предоставления тарифных преференций в рамках единой системы тарифных преференций Таможенного союза, а также случаев применения режима свободной торговли;

б) при ввозе товаров происходящих из развивающихся стран применяется снижение ставки ЕТТ ТС на 25%;

в) при ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран, применяется нулевая ставка ввозной таможенной пошлины.

Перечень развивающихся, наименее развитых стран, а также перечень преференциальных товаров утверждены Решением КТС от 27.11.2009г. №130 (ред. от 20.06. 2012 г.). Для применения тарифных преференций необходимо, кроме того, выполнить ряд условий.

Во-первых, предполагается, что закупка товара произведена непосредственно у лица, зарегистрированного в развивающейся (наименее развитой) стране, с территории которой товар происходит.

Во-вторых, поставка товара из развивающейся (наименее развитой) страны на единую таможенную территорию Таможенного союза будет производиться без провоза через территорию другого государства. Из этого правила имеются исключения, предполагающие экономическую нецелесообразность или географическую невозможность проложения маршрута следования товаров без заезда на территорию третьих стран.

В-третьих, условием применения тарифных преференций является представление таможенным органам документа, подтверждающего страну происхождения товара. Таким документом является сертификат происхождения товара формы А, выданный уполномоченным органом страны происхождения (страны вывоза).

14-20. Акцизы

Акциз - один из видов косвенных налогов, который взимается не непосредственно с потребителя, а с производителя или продавца продукта и изделий, а этот последний перелагает уже уплаченный им акциз на потребителя, вводя сумму акциза в стоимость производства. Правовое регулирование порядка применения акцизов при перемещении через таможенную границу осуществляется ТК ТС и законодательством РФ.

Согласно ст.18 НК РФ акцизы относятся к числу федеральных налогов и взимаются с подакцизных товаров, перечень которых приведён в НК РФ (часть II). По своей экономической природе акцизы, как и НДС, относятся к косвенному налогу. Следует отметить, что акциз, во-первых, «привязан» к конкретным (подакцизным) товарам, во-вторых, уплачивается не каждый раз с оборота, а один раз производителем подакцизного товара или лицом, совершающим внешнеторговые операции с этими товарами.

Традиционно в мировой практике налогообложения акцизы рассматриваются как своеобразные «налоги на недостатки», так как перечень подакцизных товаров невелик и обычно включает товары, не относящиеся к предметам первой необходимости (алкогольная продукция, табачные изделия, автомобили, моторное топливо). Потребление этих товаров приносит вред здоровью и/или отрицательно воздействует на экологию.

Другим основанием для существования акцизов являются чисто фискальные цели государства, поскольку с помощью акцизов государство изымает у производителя или импортёра значительную долю доходов, а значит и ту долю прибыли в отношении высокорентабельных товаров, прибыль от производства и оборота которых обусловлена не столько усилиями участников, сколько рыночной конъюнктурой. При отсутствии акцизов участники рынка подакцизных товаров получали бы необоснованные сверхприбыли. Поэтому любое государство «снимает сливки», устанавливая налоги, доля которых в конечной цене продукции составляет до 80-90%, тем самым выводя рентабельность этого сектора бизнеса на средние показатели для национальной экономики.

Акцизные ставки устанавливаются либо к стоимости акцизного товара, выраженные в процентах (иногда как доля цены), либо в абсолютном выражении на определённую единицу измерения.

Для увеличения доходов федерального бюджета, а также регулирования производства расширяются объекты обложения за счёт включения новых товаров и услуг и повышаются ставки акцизов. К обложению акцизами в зарубежных странах привлекаются товары массового потребления, различные коммунальные, транспортные, культурно-массовые и другие услуги.

Перечень подакцизных товаров установлен ст. 181 НК РФ. При ввозе на таможенную территорию подлежат обложению акцизами такие товары, как спирт коньячный, табачная продукция, бензин и др.

Для акцизов предусмотрены следующие виды ставок:

1) адвалорные, установленные в процентах к налоговой базе;

2) специфические, установленные в денежном выражении (рублях и копейках) за единицу измерения (количество, масса, объём и иные характеристики);

3) комбинированные, сочетающие адвалорную и специфическую составляющую.

Налоговая база определяется в соответствии со статьей 191 НК РФ.

1. При ввозе подакцизных товаров (с учетом положений статьи 185 НК РФ) на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется:

1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения) - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, как сумма:

их таможенной стоимости;

подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки.

При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранной таможенной процедуры налогообложение производится в следующем порядке:

1) при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, за исключением подакцизных товаров, ввезенных в портовую особую экономическую зону, акциз уплачивается в полном объеме;

2) при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

3) при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, а также под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в портовой особой экономической зоне акциз не уплачивается;

4) при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии, что продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

5) при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

При вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации налогообложение производится в следующем порядке:

1) при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории Российской Федерации акциз не уплачивается с учетом статьи 184 НК РФ или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном НК РФ.

2) при вывозе товаров в таможенной процедуре реэкспорта за пределы территории Российской Федерации уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации суммы акциза возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

2.1) при вывозе с территории Российской Федерации товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры акциз не уплачивается.

Обязанность по уплате акцизов по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза, возникает со дня ввоза маркированных товаров на территорию Российской Федерации. Налоговой базой для обложения акцизами таких товаров являются объем, количество, иные показатели ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении.

Стоимостью маркированных товаров, полученных по товарообменному (бартерному) договору (контракту), а также по договору (контракту) товарного кредита, является стоимость маркированных товаров, предусмотренная договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) - стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах - стоимость маркированных товаров, отраженная в бухгалтерском учете.

Для целей уплаты акциза по маркированным товарам налогоплательщик обязан представить в таможенный орган следующие документы:

1) заявление

2) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение маркированных товаров

3) документы, необходимые для подтверждения в отношении маркированных товаров статуса товаров Таможенного союза;

4) счета-фактуры

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены маркированные товары.

21-24. НДС

Налог на добавленную стоимость представляет собой платеж, который вводится на каждой стадии производственного процесса и процесса реализации товара (работ, услуг) вплоть до конечного потребителя товара. При этом на каждой стадии продвижения товара от производителя к конечному потребителю производится зачет ранее уплаченных сумм этого налога. В результате налогообложению подвергается лишь разность между ценой реализации произведенного товара и стоимостью материальных ресурсов, использованных в производственном процессе – добавленная стоимость или стоимость, добавленная обработкой.

Налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам, поскольку его бремя ложится не на производителя, а на конечных потребителей товара (в отличие от прямых налогов, обращенных непосредственно на налогоплательщика). Налогом на добавленную стоимость облагаются товары при их ввозе на таможенную территорию ТС. Обязанность по взиманию НДС при ввозе товаров возлагается на таможенные органы.

Вместе с тем, в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории, применяется нулевая ставка НДС, обеспечивающая не только освобождение экспортера от уплаты НДС, но и возмещение ему со стороны государства тех сумм налога, которые он уплатил своим поставщикам (контрагентам). Такая схема в отношении внешнеторговых операций, с одной стороны, является формой государственного стимулирования экспорта, с другой стороны, обеспечивает равные конкурентные условия для всех товаров (и отечественных, и иностранных) на внутреннем рынке любого государства, применяющего НДС, поскольку независимо от страны происхождения товара последний вначале полностью «очищается» от своего национального НДС, а затем облагается налогом той страны, где реализуется потребителю.

Таким образом, сущность НДС в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию, не связана исключительно с фискальной функцией данного налога. В отличие от таможенных пошлин основной функцией НДС является не выравнивание уровней затрат, а абсолютное выравнивание бремени НДС в отношении ввозимых иностранных товаров и аналогичных отечественных товаров (уравнительная функция).

Объектом обложения НДС являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговая база для исчисления НДС при ввозе товаров определяется в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации:

1. При ввозе товаров налоговая база определяется как сумма:

1) таможенной стоимости этих товаров;

2) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

2. При ввозе на территорию Российской Федерации продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.

Если в составе одной партии ввозимых на территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров

При ввозе товаров на территорию РФ применяются налоговые ставки 10% и 18%. По ставке 10 % налогообложение производится при ввозе таких товаров, как соль, овощи, игрушки и др. Не подлежит налогообложению (ставка 0%) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией ввоз таких товаров, как культурные ценности, необработанные алмазы, некоторые медицинские товары и др.

При помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления налог уплачивается в полном объеме;

При помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему, возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

При помещении товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, а также при таможенном декларировании припасов налог не уплачивается;

При помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Таможенного союза в определенный срок;

При помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ;

При ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Таможенные процедуры

Код процедуры

Нормативная база

Таможенная пошлина

НДС

Акциз**

Сбор

1

Выпуск для внутреннего потребления

40

Гл.30 ТК ТС

+●

+●

+●

+

2

Экспорт

10

ГЛ.31 ТК ТС, гл.28 ФЗ № 311

+●

-●

-●

+

3

Таможенный транзит*

80

Гл.32 ТК ТС, ст. 131 ФЗ № 311

-

-

-

-

4

Таможенный склад

70

Гл.33 ТК ТС, гл.30 ФЗ № 311

-

-

-

+

5

Переработка на таможенной территории*

51

Гл.34 ТК ТС, ст.137 ФЗ № 311

●○

●○

●○

+

6

Переработка вне таможенной территории*

21

Гл.35 ТК ТС, ст.137 ФЗ № 311

●○

●○

●○

+

7

Переработка для внутреннего потребления*

91

Гл.36 ТК ТС, ст.137 ФЗ № 311

●○

●○

●○

+

8

Временный ввоз (допуск)*

53

Гл. 37 ТК ТС, ст.137 ФЗ № 311

●○

●○

●○

+

9

Временный вывоз*

23

Гл. 38 ТК ТС, ст.137 ФЗ № 311

-

-

-

+

10

Реимпорт

60

Гл.39 ТК ТС, гл. 36 ФЗ № 311

-

-

-

+

11

Реэкспорт

31

Гл.40 ТК ТС, ст. 131 ФЗ № 311

- ◄

- ◄

- ◄

-

12

Беспошлинная торговля*

96

Гл.41 ТК ТС

-

-

-

+

13

Уничтожение

93

Гл.42 ТК ТС, ст. 131 ФЗ № 311

-

-

-

-

14

Отказ в пользу государства

94

Гл.43 ТК ТС

-

-

-

+

15

Свободная таможенная зона

78

Ст.10 Соглашения по вопросам свободных экономических зон на территории ТС и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.10

-

-

-

+

16

Свободный склад

77

Ст.8 Соглашения о свободных складах и таможенной процедуре таможенного склада от 18.06.10

-

-

-

+

Ввоз товаров для личного пользования

Гл.49 ТК ТС

Соглашение о «Порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС и совершение таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.10

Таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к Соглашению от 18.06.10.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложении 5 к Соглашению от 18.06.10 в размерах, предусмотренных данным приложением, за исключением случая, когда иным международным договором государств - членов таможенного союза этим государствам предоставлено право устанавливать иные единые ставки таможенных пошлин, налогов.

Вывоз товаров для личного пользования

Временный ввоз товаров для личного пользования

25-29, 39 Таможенные платежи в различных процедурах (автор – Диана Асланова)

«◄»-возврат * - обеспечение уплаты «-» освобождение от уплаты ** - для подакцизных товаров «+» уплата «●» - преференции «●○» - освобождение