logo search
Учебник ТН ВЭД Федорова

1.2. Кодирование: понятие, сущность, цели, методы

Кодирование – это образование и присвоение кода классификационной группировке и / или объекту классификации4.

Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировке или объекта классификации.

Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения, по которому можно найти, распознать любой объект среди множества других.

Правила кодирования

  1. Код должен иметь определенную структуру построения.

  2. Код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков.

  3. Код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Структура кода состоит из следующих элементов: алфавит, основание, разряд, длина.

Алфавит – система знаков, принятых для образования кода (применяются цифры, буквы, сочетания, штрихи). Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода. Эти алфавиты широко используются в товароведении и в различных классификаторах. Например, Общероссийским классификатором продукции классу обувь присвоен код 88, в Общеотраслевом классификаторе видов экономической деятельности ЕС подсекции Текстильная промышленность соответствует код DB.

Число знаков в коде называется основанием кода.

Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.

Разряд кода - это позиция знака в коде. Так как каждый знак кода характеризует какой-то заранее обусловленный признак объекта, то разряд несет определенную смысловую нагрузку. Например, в общероссийском классификаторе продукции стеклу строительному листовому оконному толщиной 2 мм будет соответствовать код 59 1121. Первые две цифры означают, что это изделия из стекла, фарфора и фаянса.

При построении кода часто принято применять пробел – определенное расстояние между знаками. Пробел выполняет разделительную функцию, а в приведенном выше примере позволяют выделить класс товаров.

Длина кода – это число знаков в коде без учета пробелов. Таким образом, длина кода отличается от его основания количеством пробелов. А в нашем примере длина кода будет 6, а основание – 7.

Во избежание ошибок при записи или передаче в структуру кода вводят контрольное число. Контрольное число – это расчетное число, используемое для проверки правильности записи кода.

Методы кодирования

Кодирование объектов (товаров) осуществляется несколькими методами. К ним относятся: порядковый, серийно-порядковый, последовательный и параллельный.

Последовательный и параллельный способы кодирования взаимосвязаны с разновидностями методов классификации, соответственно с иерархическим и фасетным (рис. 1.7).

Рис. 1.7 Взаимосвязь разновидностей методов классификации и кодирования.

Порядковый метод кодирования – это образование и присвоение кода из чисел натурального ряда.

Это самый простой и распространенный метод кодирования, не требующий определенный знаний в этой области. Он позволяет осуществлять кодирование товаров, классифицированный по одному или нескольким обусловленным или случайным признакам. Например, список студентов по алфавиту в журнале, обеспечивает систематизацию только по одному признаку, а остальные признаки будут различными. Однако, отсутствие какой либо дополнительной информации о студентах – является недостатком этого метода.

Серийно-порядковый метод кодирования – это образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, при этом отдельные серии или диапазоны этих чисел закрепляются за объектами классификации с определенными признаками. Примером может служить маркировка рыбных консервов, на банках которых индекс Р обозначает рыбную промышленность, а цифры видовое наименование рыбы.

К достоинствам этого метода относится относительная простота применения, а недостатком этого метода является дополнительное распределение множества объектов по определенным признакам.

Последовательный метод кодирования – это образование и присвоение кода классификационной группировке, осуществляемое с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации. Примером практического применения последовательного метода кодирования является кодирование товаров в Общероссийском классификаторе продукции.

Для этого метода характерны все преимущества и недостатки иерархического метода классификации. Недостатками являются: жесткость, фиксированность, сложность изменения для введения дополнительных признаков. Преимуществом является большая информационная емкость при небольшой величине кода. Основным достоинством является высокая степень упорядочения и возможность выявления общих и частных признаков объектов.

Параллельный метод кодирования – это образование и присвоение кода классификационной группировке с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Несмотря на высокую степень упорядоченности, так как группировки независимы – это не позволяет определить общие и отличительные признаки. Однако, при этом методе емкость классифицируемых объектов не ограничена.

Достоинствами являются: удобство для обработки с помощью вычислительной техники, гибкость кода облегчает введение изменений в фасету. Недостатком – недостаточная связь между отдельными группировками.

Совокупность правил и методов кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества называется системой кодирования.