Глава 14. Международные конвенции по таможенным вопросам
Межправительственная организация - Совет таможенного сотрудничества СТС - (Custom Cooperation Council) играет наиболее важную роль в работе по многостороннему регулированию таможенно-тарифной практики и по существу является координационным и методическим центром в области таможенного контроля.
СТС был учрежден в 1950 г. в качестве постоянно действующего самостоятельного международного органа. Конвенция об учреждении СТС вступила в силу в конце 1952 г., а с 1953 г. СТС непосредственно осуществляет работу по гармонизации и унификации таможенных систем, улучшению техники таможенного дела и таможенного законодательства. В то время в составе СТС насчитывалось 17 стран-членов. В 1961 г. их число возросло до 29, в 1971 г. - до 66, в 1981 г. - до 93, в 1987 г. уже 103 страны участвовали в работе СТС (среди них - Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия). С октября 1994 года - Всемирная таможенная организация (ВТО).
Основным направлением деятельности СТС является создание единой унифицированной номенклатуры для классификации товаров в таможенных тарифах, которая позволяет не только сопоставлять уровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, но также единообразно толковать ограничения и льготы в отношении отдельных товаров, обращающихся в мировой торговле.
Международное значение деятельности СТС особо возросло в современных условиях, что во многом обусловлено сдвигами в структуре международного товарооборота (здесь следует выделить появление в его номенклатуре значительного числа новых и усложненных товаров); существенным расширением внутрифирменного обмена транснациональных корпораций и возросшей в связи с этим заинтересованностью в унификации таможенного учета в разных странах; дальнейшим развитием экономических взаимосвязей в рамках региональных объединений и организаций.
В настоящее время в соответствии с положениями Конвенции по организации СТС к функциям СТС относятся:
изучение всех вопросов, связанных с сотрудничеством в таможенной области;
изучение технических аспектов и экономических факторов, связанных с работой таможенных органов, для того чтобы предлагать членам СТС практические средства достижения наибольшей гармонии и единообразия в таможенном деле;
подготовка проекта конвенций и поправок к конвенциям, а также выработка рекомендаций по их использованию правительствами заинтересованных стран;
выработка рекомендаций для обеспечения единой интерпретации в применении положений конвенций и обеспечение применения этих положений;
выработка в должном объеме рекомендаций для урегулирования разногласий по вопросам интерпретации применения положений конвенций;
обеспечение распространения информации по вопросам таможенных правил и процедур;
оказание по собственной инициативе или по обращениям правительств заинтересованных стран консультационных услуг по таможенным вопросам в рамках основных положений конвенций, выработка рекомендаций и оказание информационных услуг;
сотрудничество с другими межправительственными организациями по различным вопросам в рамках своей компетенции.
Совет таможенного сотрудничества собирается один раз в год, в июне, как правило, в Брюсселе, хотя некоторые встречи проводятся и в других странах мира. Делегатами СТС являются представители стран-участниц, подписавших Конвенцию о создании СТС, обычно на уровне руководителей таможенных организаций.
В составе Совета работают Финансовый комитет и Политическая комиссия. Политическая комиссия созывается для проведения консультаций по важным политическим вопросам. С 1986 года шесть членов Политической комиссии имеют задание представлять шесть регионов, входящих в Совет:
Северную Африку, Средний и Ближний Восток;
Западную и Центральную Африку;
Восточную и Южную Африку;
Дальний Восток, Южную и Юго-Восточную Азию, Австралию и острова Тихого океана;
Южную Америку, Северную Америку, Центральную Америку и Карибский бассейн;
Европу.
Совет в основном ведет работу через свои технические комитеты, из которых главными являются (рис. 8):
правоохранительный комитет;
комитет по Гармонизированной системе;
постоянный технический комитет;
технический комитет по таможенной оценке.
Структура Совета таможенного сотрудничества
┌───────────────────────────────────┐
│ ТАМОЖЕННАЯ ТЕХНИКА │
│- Постоянный технический комитет │
┌────────────┐ │- Правоохранительный комитет │
│Политическая│ ┌────┤- Подкомитет по автоматизированной │
│ комиссия │ │ │ обработке данных │
└──────┬─────┘ │ │- Административный комитет по │
│ │ │ соблюдению Конвенции 1972 года │
│ │ │ по контейнерным перевозкам │
│ │ └───────────────────────────────────┘
│ │ ┌───────────────────────────────────┐
│ │ │ НОМЕНКЛАТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ │
┌──────┴───────┴─┐ │- Комитет по Гармонизированной │
│ │ │ системе │
│ Совет ├──┤- Комитет по Товарной номенклатуре │
│ │ │- Подкомитет по пересмотру Гармони-│
└──────┬───────┬─┘ │ зированной системы │
│ │ │- Подкомитет по науке │
│ │ └───────────────────────────────────┘
│ │ ┌───────────────────────────────────┐
│ │ │ ТАМОЖЕННАЯ ОЦЕНКА И ОБУЧЕНИЕ │
┌──────┴─────┐ │ │- Технический комитет по таможенной│
│ Комитет по │ │ │ оценке (Соглашение ГАТТ) │
│ финансам │ └────┤- Комитет по таможенной оценке │
└────────────┘ │ (Брюссельский метод) │
│- Группа консультантов по вопросам │
│ обучения │
└───────────────────────────────────┘
Рис. 8.
Представители многих международных промышленных организаций, а также некоторых стран, не являющихся членами СТС, участвуют в заседаниях Совета и его технических комитетов в качестве наблюдателей.
Генеральный секретариат СТС находится в Брюсселе. В его штате более 100 сотрудников. Сюда входят около 30 экспертов, отобранных из стран - участниц СТС на срок работы от 5 до 10 лет. Эти сотрудники могут использоваться для выполнения специальных поручений секретариата.
Официальными языками Совета являются английский и французский языки. Однако для работы технического комитета по таможенной оценке используется также и испанский язык, а рабочими языками административного комитета по таможенной Конвенции о контейнерных перевозках являются английский, французский, русский и испанский.
Секретариат занимается организацией технических встреч на протяжении всего года. Большая часть этих встреч проходит в штаб-квартире СТС. Однако курсы и специализированные семинары часто проводятся в других странах.
Бюджет СТС составляет около 500 млн. бельгийских франков в год и формируется главным образом за счет ежегодных взносов членов СТС. Размер взносов, принятый Советом, основан на системе, аналогичной системе, принятой ООН. Членские взносы стран - участниц СТС следующие:
Испания - 2%; Канада - 3%; Великобритания - 4%; Италия - 5%; Франция - 5%; Германия - 8%; Япония - 17%; США - 25%; другие члены СТС, чьи взносы составляют допустимый минимум в 0,2%, - 12%; другие члены - 19%.
Сложность и разнообразие процедур таможенного оформления и требования, предъявляемые при перемещении пассажиров и товаров через границы, могут быть источником основных затруднений. С самого начала своей работы СТС последовательно выступал за обеспечение максимальной гармонии и единого подхода к таможенной системе. Ответственность за выполнение этой работы несет постоянный технический комитет СТС.
Одним из самых важных достижений работы постоянного технического комитета стало заключение Международной конвенции по упрощению и гармонизации процедур таможенного оформления. Эта Конвенция больше известна как Киотская конвенция. В нее включены 31 приложение, каждое из которых относится к той или иной специфической сфере таможенной деятельности, например таможенной очистке товаров для выпуска на внутренний рынок страны, таможенным вопросам, связанным с транзитом, с содействием в таможенном оформлении пассажиров. Эти приложения содержат основные принципы, применение которых приведет к желательному упрощению и гармонизации процедур таможенного оформления в странах - участницах СТС. Существуют планы сделать Киотскую конвенцию еще более полезной как для таможенной организации, так и для коммерческих структур.
Не так давно (1990 г.) постоянный технический комитет разработал новую конвенцию по вопросу временного ввоза товаров (Стамбульскую конвенцию). Эта Конвенция объединяет в единое целое все существующие положения по временному ввозу товаров и тем самым создает задел на будущее. Стамбульская конвенция также продлевает сроки действия карнета АТА в связи с временным ввозом товаров.
Для оказания помощи членам СТС в их стремлении усовершенствовать процедуры таможенного оформления и таможенного контроля СТС активно занимается разработкой современных технологий автоматизированной обработки данных в таможенных органах. В 1974 году был организован подкомитет по автоматизированной обработке данных. В его задачу входит организация форума по информационному обмену для тех таможенных организаций, которые намеревались внедрить у себя системы автоматизированной обработки данных. В результате была создана специальная консультационная группа для изучения возможности применения в таможенных организациях системы электронного обмена данными в международной торговле.
Защита общества - основная задача таможенной организации. Целью СТС в этой области является обеспечение международного сотрудничества таможенных органов для оказания помощи ее членам в борьбе со всеми видами таможенных правонарушений.
Для этого Совет уже в течение нескольких лет применяет стратегию, состоящую из трех направлений:
сотрудничество и оказание взаимопомощи таможенным организациям всех стран;
обмен информацией и координация деятельности таможенных органов;
сотрудничество с другими международными организациями в правоохранительной сфере.
Самым важным инструментом СТС в сфере правовой деятельности является Международная конвенция по административной взаимопомощи в профилактике, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найробийская конвенция 1977 года).
В эти нарушения входят все виды коммерческих правонарушений, включая нарушения прав интеллектуальной собственности, незаконное перемещение материалов, подлежащих строгому контролю при перемещении, таких как наркотические лекарственные препараты, психотропные вещества и прекурсоры, оружие, ядерные материалы, токсичные отходы, культурные ценности. Сюда же относятся нарушения, связанные с охраной растительного и животного мира.
Совет располагает централизованной информационной системой, состоящей из компьютерной базы данных по таможенным правонарушениям.
Данные, передаваемые членами СТС в центральную информационную систему, классифицируются, анализируются и распространяются по всем таможенным службам.
Для того чтобы повысить эффективность работы в этой сфере, СТС заключает соглашения с международными коммерческими организациями-перевозчиками, а также учреждает ряд региональных разведывательных агентств. СТС поддерживает связи с другими международными организациями, занимающимися правоохранительной деятельностью в таких областях, как "отмывание денег", незаконные вклады, переработка прекурсоров и базовых химикатов для производства наркотиков.
Основным требованием осуществления международной торговли является принятая международным сообществом система классификации товаров. Одним из важнейших достижений СТС стала разработка Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (Гармонизированная система, или ГС). Эта система была введена с 1 января 1988 года и состоит из 5000 наименований товаров, снабженных 6-значным кодом, а также необходимыми пояснениями и правилами пользования.
Новая система сразу же стала популярной. За четыре года Гармонизированная система была принята в более чем 100 странах, на которые приходится 90% всего мирового торгового оборота. Таким образом, ГС стала основным инструментом в международной торговле.
Она используется не только как основа таможенного тарифа, но и как основа для сбора и публикации статистики международной торговли, также применяется и при определении страны происхождения товаров, в международных торговых переговорах и т.д. ГС стала поистине одним из наиболее фундаментальных законов международной торговли.
Для того чтобы облегчить использование ГС, был подготовлен ряд публикаций, а именно Пояснения и Сборник классификационных решений, принятых Комитетом по ГС. Кроме того, к Гармонизированной системе разрабатывается электронная база данных ГС, в которую войдет перечень тысячи товаров, находящихся в международном торговом обороте с соответствующими 6-значными кодами ГС.
База данных ГС, хотя и не является юридическим инструментом, однако предназначена для оказания пользователям услуг по классификации товаров, уменьшая, таким образом, время на таможенную очистку товаров и определение их таможенной стоимости, что обеспечивает правильное взимание таможенных пошлин, сводит к минимуму разногласия между таможенными органами и коммерческими структурами, способствует развитию электронного обмена данными и в целом способствует облегчению международной торговли.
Предпринимаются и другие меры по содействию широкому и более унифицированному применению ГС. Например, оказывается техническая помощь развивающимся странам для того, чтобы они могли организовывать или усовершенствовать в своих странах таможенные лаборатории, которые стали необходимыми для правильной классификации многих товаров в ГС. Во многих странах мира проводятся региональные и национальные семинары для обсуждения вопросов, связанных с ГС.
Таможенная оценка товаров является основным фактором современной системы таможенных тарифов. Она важна для определения таможенных пошлин как с целью их сбора в доход государства, так и для защиты внутреннего рынка. По своей значимости таможенная оценка стоит в одном ряду с такими аспектами международной торговой деятельности, как статистика международной торговли, квоты и лицензирование, налоги и другие элементы, применяемые при импорте товаров, а также при использовании систем преференций.
В идеальном варианте импортируемые товары посредством универсального применения системы таможенной оценки должны одинаково оформляться во всех таможенных организациях мира. Именно по этой причине представители ряда стран собрались 30 октября 1947 года в Женеве, чтобы подписать Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В статье VII ГАТТ рассматриваются вопросы оценки товаров для таможенных целей и предусматривается основа для развития двух систем международной таможенной оценки товаров.
Конвенция по таможенной оценке товаров, называемая Брюссельским определением таможенной стоимости, вступила в силу с 28 июля 1953 года. Поскольку эта Конвенция не получила всеобщего признания, ее заменило Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, известное как Кодекс по таможенной оценке ГАТТ. Оно было разработано как один из кодексов, вытекающих из результатов Токийского раунда многосторонних торговых переговоров, проведенных в 1979 году под эгидой ГАТТ. Соглашение ГАТТ вступило в силу 1 января 1981 года. На страны, применяющие Соглашение, приходится 70% мирового торгового оборота.
На ГАТТ возложена ответственность за применение положений Советом. СТС обеспечивает единый подход к интерпретации Соглашения и применению его положений на техническом уровне.
Между СТС и ГАТТ существуют тесные рабочие отношения. Представители этих организаций имеют статус постоянных наблюдателей в каждой из организаций.
Значительным достижением СТС в области таможенной оценки явилась подготовка Краткого руководства, в котором приводятся несколько методик для оказания помощи Договаривающимся Сторонам в вопросах интерпретации Кодекса по таможенной оценке ГАТТ, а также издание Указателя правил проведения таможенной оценки, справочника по контролю за проведением таможенной оценки, анализу таможенных правонарушений (совместно с правоохранительным комитетом).
Одной из важнейших функций СТС является оказание помощи его членам в вопросах обучения таможенников в целях повышения их квалификации. В состав секретариата Совета кроме экспертов по различным техническим вопросам входит и небольшая группа специалистов по вопросам обучения. Опираясь на своих специалистов и пополняя ограниченные средства, выделенные на эти цели добровольными вкладами своих членов и международных организаций (как в денежной, так и в любой иной форме), СТС проводит разнообразные виды обучения и мероприятия по вопросам технического сотрудничества, включая:
подготовку образовательных модулей по разнообразным аспектам таможенной деятельности для использования их преподавателями таможенного дела;
организацию инструктивных технических курсов для будущих преподавателей стран - участниц СТС;
проведение курсов и семинаров по главным конвенциям Совета и другим мероприятиям;
организацию ознакомительных программ, в которых участники имеют возможность ознакомиться с работой СТС и получить знания в различных областях таможенной деятельности;
проведение обсуждения учебных методологий и выявление новых учебных потребностей в различных регионах мира с использованием консультативно-учебной группы, состоящей из специалистов стран-участниц.
Из небольшого начинания СТС превратился в динамичную организацию с мировым влиянием. С наступлением XXI века таможенные организации всего мира стремятся оказывать содействие международной торговле путем облегчения законного перемещения товаров через границы. В то же самое время таможенным организациям приходится бороться со все более возрастающим числом самых изощренных видов таможенных правонарушений.
В таких условиях СТС продолжает обеспечивать гармонизацию и стандартизацию процедур таможенного оформления и использует для этого различные международные инструменты воздействия, такие как:
поощрение широкого обмена информацией между таможенными организациями;
обеспечение использования современных технологий таможенными организациями развитых и развивающихся стран;
расширение связей между таможенными организациями и торговым сообществом;
удовлетворение запросов на оказание помощи в обучении таможенников;
обеспечение специальной поддержки тем членам СТС, которые движутся к рыночной экономике;
организация форумов, на которых специалисты таможенного дела всех стран мира могли бы обмениваться опытом, учиться и помогать друг другу.
В настоящее время Совет таможенного сотрудничества носит название Всемирной таможенной организации (ВТО) - это межправительственная организация, в задачу которой входит обеспечение посредством сотрудничества между правительствами всех стран наивысшей гармонии и единого подхода к решению таможенных задач во всех странах мира во имя интересов международной торговли.
За время своего существования ВТО разработала и одобрила около 20 конвенций, которыми руководствуются в своей деятельности таможенные службы практически всех государств мира.
Таможенная конвенция - двустороннее или многостороннее международное соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц.
В целом в задачу ВТО входит решение всех вопросов, связанных с таможенным сотрудничеством, в том числе:
подготовка проекта конвенций;
выработка рекомендаций для обеспечения единой интерпретации и применения конвенций;
выработка рекомендаций для примирения сторон при решении споров по вопросам применения или интерпретации конвенций.
- Таможенное право
- Глава 1. Таможенное право Российской Федерации
- Глава 12. Определение страны происхождения товаров
- Глава 13. Таможенные платежи
- Глава 14. Международные конвенции по таможенным вопросам
- Общая часть
- Глава 1. Таможенное право российской федерации
- Глава 2. Источники таможенного права российской федерации
- Глава 3. Таможенная служба россии
- 3.1. Таможенная служба России
- 3.2. Обеспечение деятельности таможенных органов
- 3.3. Организационная структура Федеральной
- Особенная часть
- Глава 4. Таможенное оформление
- 4.1. Общие положения таможенного оформления
- 4.2. Таможенные операции и процедуры, предшествующие
- 4.3. Таможенное декларирование товаров
- Глава 5. Основные таможенные режимы
- 5.1. Таможенные режимы: понятие и виды
- 5.2. Основные таможенные режимы (выпуск для внутреннего
- Глава 6. Экономические таможенные режимы
- 6.1. Таможенные режимы переработки товаров
- 6.2. Таможенный режим "Временный ввоз" и "Таможенный склад"
- Глава 7. Завершающие таможенные режимы
- 7.1. Таможенный режим "Реимпорт"
- 7.2. Таможенный режим "Реэкспорт"
- 7.3. Таможенный режим "Уничтожение"
- 7.4. Таможенный режим "Отказ в пользу государства"
- Глава 8. Специальные таможенные режимы
- 8.1. Таможенный режим "Временный вывоз"
- 8.2. Таможенный режим "Беспошлинная торговля"
- 8.3. Таможенный режим "Перемещение припасов"
- 8.4. Иные специальные таможенные режимы
- Глава 9. Специальные таможенные процедуры
- 9.1. Перемещение транспортных средств
- 9.2. Перемещение товаров физическими лицами
- 9.3. Перемещение физическими лицами через
- 9.4. Перемещение физическими лицами наличной валюты
- 9.5. Перемещение товаров отдельными категориями
- 9.6. Перемещение товаров в международных
- 9.7. Перемещение товаров трубопроводным транспортом
- Глава 10. Таможенный контроль
- 10.1. Понятие и общие положения таможенного контроля
- 10.2. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- 1. Проверка документов и сведений.
- 2. Устный опрос.
- 3. Получение пояснений.
- 4. Таможенное наблюдение.
- 5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств.
- 6. Таможенный досмотр.
- 7. Личный досмотр.
- 8. Проверка маркировки товаров специальными марками,
- 9. Осмотр помещений и территорий.
- 10. Таможенная ревизия.
- 10.3. Экспертизы и исследования при осуществлении
- Глава 11. Таможенная стоимость товаров и методы ее определения
- 11.1. Брюссельская конвенция оценки стоимости товара
- 11.2. Оценка товаров в таможенных целях
- 11.3. Метод определения таможенной стоимости товара по цене
- 11.4. Метод определения таможенной стоимости товара по цене
- 11.5. Метод определения таможенной стоимости товара по цене
- 11.6. Метод определения таможенной стоимости товара
- 11.7. Метод определения таможенной стоимости товара
- 11.8. Резервный метод определения таможенной
- 11.9. Проблемы при определении таможенной стоимости
- Глава 12. Определение страны происхождения товаров
- 12.1. Страна происхождения товаров
- 12.2. Предоставление тарифных преференций
- Глава 13. Таможенные платежи
- 13.1. Таможенные платежи и их виды
- 13.2. Исчисление таможенных платежей
- 13.3. Таможенные сборы
- 13.4. Факторы, влияющие на начисление таможенных платежей
- 13.5. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- 13.6. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- 13.7. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- 13.8. Взыскание таможенных платежей
- Глава 14. Международные конвенции по таможенным вопросам
- Перечень конвенций, разработанных стс вто:
- Приложения