logo search
валютный контроль

Ответственность резидентов за нарушение предписаний валютного и таможенного законодательства.

Субъектами ответственности за нарушение валютного законодательства являются резиденты, включая уполномоченные банки.

Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц - в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном.

Согласно ст. 201 ТК России при выявлении российскими таможенными органами в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства, являющихся одновременно и нарушениями таможенных правил, виновные лица несут юридическую ответственность, конкретный вид которой зависит от характера совершенного противоправного деяния. Несоблюдение требования обязательного зачисления экспортерами на свои счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в сроки, определенные законодательством для совершения валютных операций, квалифицируется по ст. 273 ТК России ("Неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими"), поскольку такое нарушение выражается в несоблюдении требований режима экспорта (ст. 98 ТК России). Таможенные органы решают вопрос о заведении и принятии к производству в отношении лиц, осуществивших экспорт товаров и не обеспечивших принятие мер к получению и зачислению валютной выручки от экспорта товаров на их счета в уполномоченных банках, дела о нарушении таможенных правил по ст. 273 ТК России.

В соответствии с п. III письма ГТК РФ от 24.11.95 N 01-13/16645 "О применении ст. 273 Таможенного кодекса РФ за нарушения валютного законодательства, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил" таможенным органам следует исходить из того, что:

1. Для помещения под таможенный режим экспорта товаров экспортер обязан произвести их таможенное оформление, уплатить таможенные платежи и предъявить по требованию таможенного органа РФ декларируемые товары. Он должен также представить ГТД (грузовую таможенную декларацию), содержащую сведения, требуемые для контроля за зачислением валютной выручки, иные документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей (ст. 173 ТК РФ), в число которых входит надлежащим образом оформленный паспорт сделки. Без представления таможенному органу паспорта сделки (его копии) товары, вывозимые с таможенной территории РФ по внешнеторговым контрактам, предусматривающим расчеты в валюте иной, чем валюта Российской Федерации, не могут быть помещены под таможенный режим экспорта.

2. Данные о незачислении экспортером всей или части валютной выручки от экспорта товаров, полученные таможенными органами от уполномоченных банков, свидетельствуют о наличии признаков нарушений таможенных правил, предусмотренных ст. 273 ТК РФ и выразившихся в несоблюдении требований таможенного режима экспорта. Заведению дела о нарушениях таможенных правил должна предшествовать соответствующая проверка.

3. Нарушениями таможенных правил не могут быть признаны факты незачисления всей экспортной валютной выручки или ее соответствующей части, связанные:

- с возвратом в сроки исполнения текущих валютных операций ранее вывезенного в таможенном режиме экспорта товара в РФ - при условии подтверждения факта его ввоза таможенными органами;

- с поступлением экспортной валютной выручки в другой уполномоченный банк - при условии идентификации таким банком поступивших средств применительно к экспортным поставкам товаров, за которыми осуществляется валютный контроль;

- с уменьшением стоимости товара из-за несоответствия качества поставленного товара условиям контракта - при наличии письменного подтверждения МВЭС РФ, ТПП РФ либо иных уполномоченных органов;

- с несоответствием количества товара, указанного в ГТД, количеству, указанному в товарно-сопроводительных документах, подтверждаемым коммерческими актами транспортных организаций;

- с несоответствием стоимости, указанной в ГТД, фактически уплаченной сумме из-за изменения стоимости товара на международных биржах после его таможенного оформления, если такое изменение предусматривалось условиями контракта и проч.

Обязательным условием признания перечисленных случаев обстоятельствами, исключающими производство по делу о нарушении таможенных правил, является их документальное подтверждение, а также возможность проверки таможенными органами достоверности представленных документов.

Кроме того, в соответствии с п. III.V письма состав нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 273 ТК РФ, выразившегося в несоблюдении требования таможенного режима экспорта об обязательном зачислении всей валютной выручки на счета в уполномоченных банках, характеризуется следующим:

- субъектом рассматриваемого правонарушения могут быть только российские юридические лица и индивидуальные предприниматели;

- объектом правонарушения являются экономические интересы Российской Федерации;

- непосредственным объектом нарушения таможенных правил являются товары, помещенные под таможенный режим экспорта;

- данное правонарушение может быть совершено как путем бездействия (экспортер не принял мер, обеспечивающих зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки), так и путем совершения действий, недостаточных для обеспечения зачисления в установленном порядке на счета всей валютной выручки от экспорта товаров в установленные сроки либо прямо повлекших за собой возможность для покупателя уклониться от выполнения предусмотренных договором условий платежа и др.

В целом изложенные выше рекомендации ГТК РФ по применению действующего законодательства не исключают обязанности должностных лиц таможенных органов РФ при производстве дел о нарушении таможенных правил и их рассмотрении руководствоваться иными требованиями и положениями Таможенного кодекса РФ, несоблюдение которых может повлечь отмену постановлений таможенных органов.

Отсутствие порядка привлечения экспортера к ответственности по п. 2 ст. 14 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» не лишает органы валютного контроля права применять такую ответственность (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.05.97 N 5898/96).

Акционерное общество "ОКАбанк" обратилось в арбитражный суд Воронежской области с иском к региональному центру Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю о признании недействительным его решения о применении штрафных санкций в сумме 50 тыс. долл. США за нарушение валютного законодательства.

Решением арбитражного суда АО в иске было отказано, однако федеральный арбитражный суд Центрального округа это решение отменил как принятое по неисследованным доказательствам и направил дело на новое рассмотрение.

Президиум ВАС решение суда первой инстанции поддержал исходя из следующего.

1. Как следует из материалов дела, ответчиком была проведена проверка соблюдения валютного и таможенного законодательства АО "ОКАбанк", в ходе которой установлено нарушение порядка учета валютных операций.

2. Нарушения состояли в следующем. На текущий счет клиента банка - компании "Орликом" поступила иностранная валюта в сумме 150 тыс. долл. США. Эта сумма направлена компании "Орликом" американской фирмой по контракту о совместной коммерческой деятельности в производственной сфере и строительстве жилья с целью приобретения ценных бумаг.

Вместе с тем в мемориальном ордере указано, что поступившая сумма является выручкой компании от продажи товаров, а в банковской расшифровке движения валютных средств на счете компании "Орликом" зафиксирована как поступление в уставный фонд компании.

3. В этой связи по результатам проверки региональный центр Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю принял решение о взыскании с компании "Орликом" штрафа в сумме 50 тыс. долл. США на основании п. 2 ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Заметим, что, согласно указанной норме, резиденты РФ, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты, в случаях отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля необходимых документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не представлены в установленном порядке. При этом порядок привлечения к ответственности в указанных случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с законами Российской Федерации.

4. Принимая решение об удовлетворении исковых требований АО "ОКАбанк" о признании недействительным решения регионального центра Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю, арбитражный суд первой инстанции руководствовался п. 2 ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". А поскольку порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных этим пунктом, в настоящее время не установлен, суд посчитал, что ответчик не имел права применять к истцу штрафные санкции.

Между тем тот факт, что порядок привлечения к ответственности по п.2 ст. 14 Закона не установлен, не лишает органы валютного контроля права применять ответственность к резидентам и нерезидентам РФ.

При таких обстоятельствах оснований для признания недействительным решения регионального центра Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю в части применения к АО "ОКАбанк" штрафных санкций в сумме 50 тыс. долларов США у арбитражного суда не имелось.

Очень часто бывают случаи, когда предприятия-экспортеры подлежат ответственности за нарушение порядка зачисления валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на счета в уполномоченных банках в Российской Федерации в случае, если часть валютной выручки была перечислена в счет уплаты таможенных пошлин непосредственно на счет таможни.

В соответствии с п.8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации.

За нарушение указанного порядка зачисления валютной выручки предприятия подвергаются штрафу, налагаемому Министерством по налогам и сборам Российской Федерации (Государственной налоговой службой Российской Федерации), в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка.

В том случае, если организация, являясь участником внешнеэкономических сделок, в счет заключенных контрактов в отдельных случаях производила зачисление валютной выручки в части экспортных пошлин на счета ГТК России, минуя свои транзитные счета, это не может рассматриваться как сокрытие валютной выручки, поскольку средства поступали в федеральный бюджет через счета в уполномоченных банках в Российской Федерации в полном объеме.

Таким образом, применение к такой организации санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации, предусмотренных названным Указом, неправомерно, однако необходимо учитывать, что перечисление части валютной выручки в счет уплаты таможенных пошлин непосредственно на счет таможни может привести к занижению объема реализации, а следовательно, к сокрытию налогооблагаемой базы по местным налогам и платежам в дорожные фонды.