Валютный контроль в неторговом обороте
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» – основной законодательный акт, регулирующий проведение валютных операций в России, в том числе порядок перемещения наличной валюты и ценных бумаг в документарной форме (ст. 15).
Ввоз в РФ иностранной валюты и валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.
При единовременном ввозе в РФ физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и валюта РФ, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.
Физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право вывозить из РФ иностранную валюту, валюту РФ, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства РФ в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в РФ.
Физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту и валюту РФ в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и валюта РФ была ранее ввезена или переведена в РФ либо приобретена в РФ.
При единовременном вывозе из РФ физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты РФ в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и валюта РФ не подлежит декларированию таможенному органу.
При единовременном вывозе из РФ физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и валюта РФ подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и валюты РФ.
Единовременный вывоз из РФ физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 15 Федерального закона от 10.12.2004 N 173-ФЗ.
При единовременном вывозе из РФ физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, вывозимые дорожные чеки подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.
При единовременном вывозе из РФ резидентами и нерезидентами иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3 и 3.1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.2004 N 173-ФЗ, вывозимые иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.
Перерасчет иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день декларирования таможенному органу. Для целей декларирования таможенному органу внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме принимается:
1) для эмиссионных ценных бумаг - номинальная стоимость ценных бумаг;
2) для иных ценных бумаг, удостоверяющих право на получение валюты РФ или иностранной валюты, - соответствующая сумма в валюте РФ или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет указанная ценная бумага.
Перемещение физическими лицами наличной валюты РФ через внутренние таможенные границы между государствами-участниками Таможенного союза регулируется следующими нормативными актами:
Соглашением об обеспечении свободного и равного пересечения физическими лицами границ государств-участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты от 24 ноября 1998 года;
- приказом ГТК России от 18.05.1998 г. ¹ 320 «Об особенностях таможенного оформления товаров и валюты, перемещаемых физическими лицами через внутренние таможенные границы между государствами-участниками Таможенного союза».
В соответствии со статьей 7 вышеупомянутого Соглашения перемещение иностранной и национальной валют государств-участников Таможенного союза через их внутренние таможенные границы осуществляется без ограничений. Однако статьей 8 Соглашения за каждым государством-участником Таможенного союза сохраняется право устанавливать в случае критического состояния платежного баланса иную норму максимального вывоза с таможенной территории государства одним физическим лицом валюты третьих государств и валюты, являющейся национальной для государства, устанавливающего такую норму.
Действующий порядок перемещения наличной иностранной валюты физическими лицами предполагает, с одной стороны, усиление контроля за перемещением крупных сумм иностранной валюты, а с другой - направлен на упрощение таможенного оформления иностранной валюты, ввозимой гражданами в личных целях.
Ввоз наличной иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами (юридическими и физическими лицами) без ограничений, но с соблюдением требований таможенного законодательства РФ.
При нарушении порядка перемещения физическими лицами иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме последние подлежат при вывозе возврату на территорию РФ или сдаче на хранение в таможенный орган по квитанции формы ТС-21 на срок до 2 месяцев. По мотивированному обращению физического лица в таможенный орган срок хранения может быть продлен до 4 месяцев. По истечении указанного срока невостребованная валюта может быть обращена в федеральную собственность.
Все установленные ограничения на вывоз иностранной валюты не распространяются на владельцев пластиковых карточек и дорожных чеков.
Последнее направление валютного контроля в неторговом обороте - это валютный контроль за перемещением юридическими лицами (резидентами) драгоценных металлов и драгоценных камней, в отношении которых сохраняется жесткий государственный контроль.
Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом устанавливается Правительством РФ. Основными правовыми документами являются Федеральный закон РФ от 26.03.98 ¹ 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Указ Президента РФ от 30.11.2002 г. ¹ 1373 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов», Указ Президента РФ от 21.06.2001 ¹ 742 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней».
Согласно Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» установление особого порядка таможенного контроля за перемещением через таможенную границу драгоценных металлов и драгоценных камней отнесено к одной из форм государственного регулирования.
Перемещение драгоценных металлов и камней через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством России, а в ряде случаев может производиться только на основании специальных решений Президента РФ, а именно:
- ввоз и вывоз необработанных природных алмазов и бриллиантов;
- ввоз и вывоз радиоактивных и стабильных изотопов драгоценных металлов и изделий на их основе;
- ввоз на территории особых экономических зон, свободных таможенных зон и свободных складов, вывоз с этих территорий драгоценных металлов и камней;
- вывоз драгоценных металлов и камней, поступающих в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции в собственность инвестора.
Ввоз драгоценных металлов на территорию Российской Федерации организациями и физическими лицами осуществляется без количественных ограничений и лицензий. Не подлежат вывозу с территории России отходы и лом, руды и концентраты драгоценных металлов, а также необработанные драгоценные металлы.
Особенности экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней, устанавливаемые законодательством Российской Федерации, можно представить в виде табл. 5.4.
Упомянутые в таблице квоты устанавливаются Правительством РФ на индивидуальной основе ежегодно не позднее декабря, на основании представления Министерства финансов РФ, согласованного с Министерством экономического развития и торговли РФ. При установлении квот на очередной год учитываются результаты выполнения ими в предшествующем году договорных обязательств.
Лицензии, на основании которых осуществляется экспорт, выдаются Министерством экономического развития и торговли РФ. Оно ежеквартально представляет в Министерство финансов РФ сведения о выдаваемых лицензиях. В свою очередь Федеральная таможенная служба ежеквартально представляет сведения о фактических объемах экспорта.
Таблица 5.4
Особенности экспорта драгоценных камней и драгоценных металлов
Вывоз на основании лицензии МЭРТ в пределах установленных квот Минфина | Вывоз на основании лицензии МЭРТ без количественных ограничений | Вывоз без количественных ограничений и лицензий | Экспорт запрещен, за исключением вывоза на переработку и ввоза продуктов переработки | Вывоз на основе сертификата химического состава и заключения Минфина и Минпромнауки |
Необработанные платина и металлы платиновой группы (только аффинированные в виде слитков, пластин, порошка и гранул) | Необработанные золото и серебро (только аффинированные в виде слитков, пластин, порошка и гранул и используемое для чеканки монет) | Драгоценные металлы в виде продукции и изделий
| Отходы и лом драгоценных металлов | Сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, если извлечение драгоценных металлов нецелесообразно или экономически невыгодно |
Необработанные драгоценные металлы (не подлежащие аффинажу самородки) | Природные драгоценные камни необработанные и обработанные | Изделия производственно-технического назначения из драгоценных камней | Руды, концентраты драгоценных металлов (за исключением аффинированных драгоценных металлов) |
|
Сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, если возможно их извлечение промышленным способом | Монеты (только из драгоценных металлов)
| Изделия из драгоценных камней и природного жемчуга |
|
|
| Жемчуг природный | Монеты из драгметаллов |
|
|
| Уникальные янтарные образования |
|
|
|
В России экспорт аффинированных платины и металлов платиновой группы осуществляется унитарным предприятием “Внешнеэкономическое объединение “Алмазювелирэкспорт”. Контроль за операциями, проводимыми этим предприятием, осуществляет Министерство финансов РФ.
Экспорт аффинированных золота и серебра имеют право осуществлять:
а) Центральный банк России;
б) кредитные организации, имеющие лицензии Центрального банка России на совершение операций с драгоценными металлами.
в) субъекты добычи драгоценных металлов;
г) организации, имеющие лицензии на оптовую торговлю драгоценными металлами.
Перемещение драгоценных камней осуществляется со следующими особенностями.
Ввоз в Российскую Федерацию природных алмазов и бриллиантов производится российскими и иностранными лицами без количественных ограничений и лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, при соблюдении законодательства Российской Федерации о таможенном деле и проведении государственного контроля за качеством сортировки и оценки природных алмазов и бриллиантов при их ввозе в Российскую
Экспорт необработанных и обработанных природных драгоценных камней имеют право осуществлять субъекты их добычи и производства.
Экспорт уникальных драгоценных камней осуществляется по отдельным решениям Правительства РФ.
Экспорт природных алмазов осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Такая лицензия не требуется при экспорте отходов от обработки алмазов, алмазного концентрата, алмазной крошки и алмазных порошков.
Экспорт бриллиантов осуществляется без количественных ограничений и лицензий.
Физические лица могут без количественных ограничений и лицензий вывозить из Российской Федерации:
- ранее ввезенные в Российскую Федерацию этими лицами бриллианты с представлением оформленных таможенными органами Российской Федерации документов, подтверждающих факт их ввоза, и бриллианты, находящиеся в их собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, временно вывозимые из Российской Федерации;
- не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности бриллианты в числе иных вывозимых товаров, порядок вывоза которых регулируется законодательством Российской Федерации. При этом общая стоимость вывозимых товаров не должна превышать сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США. В общую стоимость вывозимых бриллиантов не включается стоимость ранее ввезенных физическими лицами в Российскую Федерацию и временно вывозимых из Российской Федерации бриллиантов.
В России возможен ввоз и вывоз драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежащих переработке. При таком перемещении таможенные органы устанавливают в таможенных целях обязательное количество выхода продуктов переработки.
При таможенном оформлении необработанных природных алмазов, ввозимых на таможенную территорию РФ, обязательно следует представить таможенным органам РФ сертификат Кимберлийского процесса, а при таможенном оформлении вывозимых с таможенной территории РФ необработанных природных алмазов – сертификат вывоза необработанных природных алмазов, которые свидетельствуют, что перемещаемые партии необработанных природных алмазов не содержат алмазов, происходящих из зон конфликтов4[1].
Таможенное оформление ввозимых и вывозимых необработанных природных алмазов и бриллиантов, аффинированных драгоценных металлов производится только на специализированных таможенных постах.
Специализированные таможенные посты проверяют на соответствие сопроводительным документам все вывозимые с территории РФ и ввозимые в РФ партии драгоценных камней, производят их регистрацию. Таможенное оформление необработанных алмазов и бриллиантов осуществляется только после проведения соответствующей работы государственными контролерами Минфина России либо при получении согласия Минфина России на вывоз конкретных партий указанных драгоценных камней. Таможенное оформление ввозимых и вывозимых необработанных природных алмазов и бриллиантов, аффинированных драгоценных металлов производится на таможенных складах и складах временного хранения закрытого типа.
- Открытие и ведение валютных счетов
- Правовые и организационные основы осуществления валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок. Формы, принципы и методы валютного контроля
- Органы и агенты валютного контроля
- Валютный контроль во внешнеэкономической сфере
- 1. Сведения о резиденте
- 2. Реквизиты иностранного контрагента
- 3. Общие сведения о контракте
- 4. Информация о разрешениях
- 5. Справочная информация
- 6. Специальные сведения о контракте
- Этап таможенного оформления товаров.
- Валютный контроль в неторговом обороте
- Административная ответственность за нарушения валютного законодательства
- Основные выводы
- Вопросы для подготовки к экзамену