logo search
валютный контроль

Привлечение к ответственности уполномоченных банков.

Важнейшим направлением в выявлении правонарушений в кредитно-банковской сфере является выявление признаков нарушений уполномоченными банками действующего законодательства Российской Федерации, привлечение к ответственности за которые не входит в компетенцию таможенных органов Российской Федерации, для последующего анализа и передачи соответствующей информации в иные контролирующие и правоохранительные органы по принадлежности.

Выявление признаков нарушений уполномоченными банками действующего законодательства Российской Федерации, а также невыполнения или ненадлежащего выполнения ими функций агентов валютного контроля может происходить как на стадиях предварительной работы с участниками ВЭД, таможенного оформления товаров, так и во время проведения проверок соблюдения экспортерами валютного и таможенного законодательства. Указанные признаки могут заключаться в следующем:

1) осуществление уполномоченным банком валютной операции, требующей лицензии (разрешения) Банка России, при отсутствии последней;

2) подписание уполномоченным банком паспорта экспортной сделки (ПС) при наличии условий, оговоренных в пункте 3.5 Инструкции от 12.10.93 Банка России N 19, ГТК России N 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров";

3) подписание уполномоченным банком паспорта импортной сделки (ПСи) при наличии условий, оговоренных в пункте 3.5 Инструкции от 26.07.95 Банка России N 30, ГТК России N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары";

4) перевод валютной выручки, поступившей от экспорта товаров, с транзитного на текущий валютный счет экспортера без оформления ПС, либо (при наличии ПС) с превышением срока, установленного Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629;

5) отнесение в учетной карточке России таможенно-банковского валютного контроля (УК), направленной в ГТК России, суммы недопоступления валютной выручки от экспорта товаров к обоснованному недопоступлению при отсутствии письменного подтверждения Банка России, МВЭС России или ТПП России, либо при наличии указанного подтверждения, подписанного не уполномоченными на то лицами;

6) несвоевременная отсылка уполномоченным банком в ГТК России документов валютного контроля, предусмотренных Инструкцией от 12.10.93 Банка России N 19, ГТК России N 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" и Инструкцией от 26.07.95 Банка России N 30, ГТК России N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары";

7) подписание ПС (ПСи), УК или заверение копии ПС (ПСи) от имени уполномоченного банка сотрудником, не имеющим соответствующих полномочий;

8) невыполнение или ненадлежащее выполнение уполномоченным банком законных решений, требований и предписаний таможенных органов, а также отказ от представления указанным органам запрашиваемой документации по валютным операциям, контроль за осуществлением которых входит в компетенцию таможенных органов Российской Федерации.

9) невыполнение или ненадлежащее выполнение уполномоченным банком других функций агентов валютного контроля, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

При выявлении таможенным органом признаков нарушения банками и иными кредитными учреждениями таможенных правил, установленных статьей 124 Таможенного кодекса Российской Федерации, данные банки и иные кредитные учреждения, а также виновные должностные лица указанных организаций подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной статьями 285, 288 Таможенного кодекса Российской Федерации.

При выявлении таможенным органом признаков нарушений банками и иными кредитными учреждениями действующего законодательства Российской Федерации, привлечение к ответственности за которые не входит в компетенцию таможенных органов Российской Федерации, а также невыполнения или ненадлежащего выполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля соответствующую информацию следует направлять в территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации по месту регистрации данного уполномоченного банка или его филиала (если нарушение имело место в последнем), а также в вышестоящий таможенный орган для обобщения и анализа.