logo search
Временное хранение товаров

1.1 Понятие и особенности временного хранения товаров

Начать рассмотрение выбранной нами темы следует, прежде всего, с введения определения понятия временного хранения товаров. Надо сказать, что ранее данный термин достаточно полно раскрывался в статье 99 Таможенного кодекса Российской Федерации. Однако в условиях функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации встал вопрос о необходимости определения исследуемого нами понятия на более высоком, наднациональном уровне. Поэтому на настоящий момент понятию временного хранения товаров посвящена часть 1 статьи 167 Таможенного кодекса Таможенного союза. Согласно указанной норме, временное хранение товаров представляет собой "хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов" Таможенный кодекс Таможенного союза : приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского Экономического Сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17: в ред. от 16.04.2010. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».. Указанное определение, на наш взгляд, является достаточно полным и исчерпывающим, и в дальнейшем в ходе исследований в рамках настоящей работы мы будем опираться именно на него.

Говоря о важной роли данного правового института для государственного регулирования таможенного дела в целом, нельзя не упомянуть в том числе и об острой практической необходимости его существования. Значимость временного хранения товаров в данном отношении вызвана, прежде всего, тем, что, как правило, в большинстве случаев отсутствует возможность помещения товара под определенную таможенную процедуру непосредственно после его прибытия на таможенную территорию. Чаще всего этому препятствует целый ряд объективных факторов: необходимость получения дополнительных документов, выполнения требований, связанных с ограничениями, установленными законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и, что вполне естественно, выбор конкретной таможенной процедуры, под которую должен быть помещен товар См. : Истомин, С.И. Таможенное право Российской Федерации : учебник / С.И. Истомин, Ю.А. Кожанков, В.А. Максимцев; под общ. ред. В.А. Шамахова. - М.: СофтИздат, 2010. - с. 306.. Указанные обстоятельства вызывают необходимость промежуточного размещения товара в специально отведенных для этого местах, где он находится под постоянным контролем со стороны таможенных органов и где обеспечивается его сохранность.

Во введении к данной курсовой работе мы уже упоминали о том, что институт временного хранения товаров не является новеллой современного таможенного законодательства. В Таможенном кодексе Российской Федерации ему была посвящена отдельная глава. Проведя сравнительный анализ указанной главы с соответствующими положениями ТК ТС и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", мы обнаружили ряд существенных отличий:

1. Глава 12 ТК РФ включала в себя не только положения, касающиеся непосредственно исследуемого нами института, но и определяла статус владельца склада временного хранения, условия его включения в соответствующий Реестр, а также требования к складу временного хранения. В современном таможенном законодательстве в обоих источниках, указанных нами выше, соответствующие нормы разведены по отдельным главам, что отвечает особенностям структуры этих нормативных правовых актов.

О целесообразности такого разделения можно поспорить. В научной литературе в силу относительной новизны действующего таможенного законодательства еще не сложилось каких-либо устойчивых позиций по данному вопросу. Наше же мнение сводится к тому, что более удобным с практической точки зрения было бы включение норм статей 71 и 73 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в главу 23 этого же Федерального закона. При этом остальные нормы, касающиеся статуса владельца склада временного хранения, по-прежнему могут находиться в главе 5. Такое расположение, на наш взгляд, не только будет оптимальным с точки зрения правоприменения, но и в большей степени будет отвечать структуре Таможенного кодекса Таможенного союза, которому в конечном итоге должен соответствовать исследуемый нами Федеральный закон.

2. Исходя из определения, зафиксированного в статье 99 ТК РФ, временное хранение товаров являлось на тот момент таможенной процедурой, а значит, сейчас оно должно определяться как таможенная операция. Однако в уже раскрытом нами ранее понятии данного института, зафиксированного в ТК ТС, нет специального указания на этот факт. Следовательно, во избежание дальнейших споров по отмеченному нами вопросу, можно было бы ввести соответствующие указания в данный Кодекс.

3. Важной новеллой современного законодательства в области таможенного регулирования является также достаточно подробное описание мест временного хранения товаров и порядка закрепления их статуса. Более подробно указанные нормативные положения будут рассмотрены нами в рамках второго раздела настоящей главы. Сейчас же можно только указать на то, что, на наш взгляд, отмеченное обстоятельство, безусловно, является положительным моментом в развитии таможенного законодательства. Кроме того, нельзя не отметить высокую практическую значимость указанных норм.

Все указанные нами выше обстоятельства можно отнести к особенностям правового регулирования института временного хранения, существующим на данный момент. Также в этом отношении нельзя не обратить внимания на правовое положение товара, находящегося на временном хранении. Данное положение характеризуется тем, что такой товар находится под таможенным контролем с существенным ограничением использования его в хозяйственном обороте и возможностью совершения с ним только таких операций, которые прямо предусмотрены таможенным законодательством. Кроме того, в отношении этого товара устанавливаются временные рамки его нахождения в рассматриваемом статусе См. : Истомин, С.И. Указ. соч. - с. 306..

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что, не смотря на некоторую устойчивость института временного хранения товаров и длительную практику его правового регулирования, он все еще может модернизироваться сообразно с изменениями государственной политики России.