logo search
Анализ предоставляемых документов при декларировании

2.2 Особенности проверки документов при декларировании товаров

Существует несколько направлений проверки документов при декларировании товаров:

1) проверка самих документов на предмет их подлинности и действительности (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы), отсутствие исправлений, то есть всего того, что относится к форме документа);

2) проверка сведений, необходимых для таможенных целей.

Таможенный орган в письменной форме запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, а также устанавливает срок, достаточный для их представления. Банки и иные организации представляют в таможенные органы справки об операциях, связанных с внешнеэкономической деятельностью субъектов ВЭД и уплатой ими таможенных платежей. Для осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, относящуюся как к сфере внешней торговле, так и к последующим операциям с ввезенными товарами. Такие сведения могут быть представлены в электронной форме.

Документы, представленные в таможенный орган для проверки, должны быть подлинными и иметь достоверные сведения. Они должны быть правильно документально оформлены. Должностные лица таможенного органа, принявшие документы, внимательно проверяют их на основании таможенного законодательства и иных нормативных актов, а также с использованием специальных технических средств. Проверка подлинности документов может быть проведена с помощью:

- наблюдательной лупы,

- микроскопа,

- ультрафиолетового фонаря и других технических приборов.

Достоверность сведений может также проверяться путем запроса в любой другой правоохранительный, налоговый или контролирующий орган РФ, а также орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц.

Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения и таможенных складов хранят документы в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право. М., 2009. С. 235..

Одним из способов производства таможенного контроля является назначение экспертизы.

Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе.

При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе предоставить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимых для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств Ст. 101, 102 ТК ТС http://kodeks.systecs.ru/tk_ts/tkts_glava15/tkts_st101.html .

Срок проведения экспертизы не должен превышать:

- сроков временного хранения, если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;

- шести месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;

- один год в иных случаях.

ТК ТС также урегулированы вопросы, связанные с заключением эксперта, дополнительной и повторной экспертизами, правами и ответственностью эксперта, правами декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и(или) транспортных средств, и их представителей при назначении и проведении экспертизы.