logo search
Анализ правового регулирования реимпорта товара

1.1 Понятие и виды таможенных режимов

Таможенный режим как понятие в российском таможенном праве явление достаточно новое. В Таможенных уставах Российской империи издания 1904 и 1910 гг., Таможенном кодексе СССР в редакции 1928 г., Таможенном кодексе Союза ССР в редакции 1964 г., Таможенном кодексе СССР в редакции 1991 года норм о таможенных режимах не содержится. В то же время Таможенный кодекс СССР в редакции 1991 г. предусматривал общие положения о пропуске через таможенную границу СССР (ст. 23), в соответствии с которыми товары и иные предметы пропускались: 1) для свободного обращения на таможенной территории СССР или за пределами этой территории; 2) в целях временного ввоза или временного вывоза; 3) для транзита через территорию СССР, т.е. в самых общих чертах определял статус товаров.

Впервые понятие "таможенный режим" было введено в ТК РФ в редакции 1993 г., под которым понималась совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей (ст. 18).

Таможенный режим действующим таможенным законодательством определяется как таможенная процедура, включающая совокупность требований и условий о порядке применения к товарам и транспортным средствам таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, о статусе товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения и использования в России или за ее пределами (подп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

Обстоятельный анализ понятия "таможенный режим" проведен А.Н. Яцушко: "Как отмечается в литературе, таможенный режим становится одной из основных категорий российского таможенного законодательства. С ее помощью определяется: а) конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения); б) условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории; в) права и обязанности бенефициара таможенного режима. Под бенефициаром таможенного режима понимается лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством располагает необходимыми правомочиями (пользования, распоряжения) в отношении помещенного под таможенный режим товара и имеет право использовать все выгоды, льготы, преимущества, предоставляемые регламентацией данного режима; г) в некоторых случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу.

Таким образом, термин "таможенный режим" и обозначаемое им понятие имеет несколько значений. В словаре таможенных терминов в 1994 г. нами приведены три его значения".

Комплексное применение различных видов таможенных режимов, охватывающих основные предназначения товаров при их перемещении через таможенную границу, создает необходимые предпосылки для более гибкого использования "традиционных" таможенных инструментов, средств и методов регулирования внешнеэкономической деятельности (таможенный тариф, уравнительные налоги, количественные ограничения и др.) Это, в свою очередь, позволяет полнее учитывать потребности и интересы хозяйствующих субъектов - участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, это дает возможность на заранее определенных условиях осуществлять поиск "компромиссного" решения между таможней и будущим бенефициаром таможенного режима в зависимости от условий конкретной ситуации.

Видовое многообразие таможенных режимов может рассматриваться как закономерный результат, с одной стороны, практического решения проблемы сохранения в силе большого арсенала инструментов регулирования внешнеторговой деятельности, применение которых в настоящее время возлагается на таможенные органы, и с другой - строго дифференцированного использования, "активизации" таких инструментов для более эффективного выполнения возлагаемых на таможню задач по реализации государственной политики в экономической, культурной, социальной и иных сферах общественных отношений.

В законе приведена классификация режимов: основные таможенные режимы; экономические режимы; завершающие режимы и специальные режимы. Значение такой классификации и ее цель в последующих положениях Таможенного кодекса Российской Федерации не раскрывается. Сама по себе классификация способствует отражению места и роли режимов в общем механизме таможенного регулирования, особенностей таможенного оформления, пользования и распоряжения перемещенными товарами и транспортными средствами.

С помощью таможенных режимов определяется:

а) порядок перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации в зависимости от его предназначения (цели перемещения);

б) условия нахождения товара и допустимое использование его на (вне) таможенной территории;

в) права и обязанности заявителя (бенефициара) таможенной процедуры;

г) в отдельных случаях дополнительные требования к данному товару, а также к статусу лица, перемещающего его через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенные режимы отражают свою внутреннюю структуру, которая раскрывает его содержание и представляет собой условия, требования и ограничения данного таможенного режима.

Под условиями таможенного режима понимаются обстоятельства, которые обусловливают возможность помещения под него товаров и транспортных средств, под ограничениями - прямые либо косвенные запреты на осуществление с ними определенных действий, а под требованиями - действия, с совершением которых связана возможность завершения таможенного режима.

Выбор конкретного режима не исключает возможность изменения его на другой режим, поскольку могут измениться цели использования товара. Например, временно ввезенный товар может быть переоформлен в процедуру выпуска для внутреннего потребления или процедуру таможенного склада, либо отказа в пользу государства, уничтожения и т.д.

Цель перемещения товара контролируется таможенными органами, поэтому помещение товара под какую-либо процедуру допускается с их разрешения, для чего необходимо представить документы, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под процедуру. Выдача разрешения может сопровождаться требованием предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в тех случаях, когда закон допускает полное или частичное освобождение от уплаты таких платежей либо их возврат, применение иных мер надлежащего исполнения обязанностей заинтересованными лицами.

В настоящее время, согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, таможенные режимы называются таможенными процедурами.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления

Таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению.

2) экспорт

Таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

3) таможенный транзит

таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

4) таможенный склад

таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

5) переработка на таможенной территории

таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза.

6) переработка вне таможенной территории

таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.

7) переработка для внутреннего потребления

таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

8) временный ввоз (допуск)

таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

9) временный вывоз

таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта.

Товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза и фактически вывезенные с таможенной территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза.

10) реимпорт

таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 настоящего Кодекса без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

11) реэкспорт

таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

12) беспошлинная торговля

таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

13) уничтожение

таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под уничтожением товаров понимаются обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

14) отказ в пользу государства

таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства - члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).