1.2 Особенности государственного регулирования РФ ВЭД
В соответствии с экономическим и политическим развитием государство, каждая страна мира самостоятельно строит систему государственного регулирования ВТД. Цели и направления регулирования определяются в соответствии со структурой экономики и уровня развития каждой отрасли. В экономике каждого государства существуют отрасли, которые необходимо защищать от потока импортных товаров и отрасли, которые необходимо стимулировать к развитию.
В статье 12 федерального закона № 164-ФЗ установлены методы государственного регулирования:
1) таможенно - тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.[10]
В зависимости от механизма действия методы государственного регулирования делятся на экономические и внеэкономические.
Внеэкономические методы представляют собой регулирование ввоза товара посредством ограничительно - запретительных мер, лишая покупателя свободы выбора.
Под этими методами понимается квотирование, лицензирование и т.д.
Экономические методы - это воздействие на конкурентоспособность товара с помощью удорожания ввоза товаров в страну, ограничивая их сбыт при свободе выбора покупателя.
К экономическим методам относят таможенную пошлину, таможенный тариф, налоги, сборы.
В свою очередь экономические меры делятся на тарифные и паратарифные.
К тарифным методам относят уплату таможенной пошлины, а также применения таможенного тарифа при ввозе товаров на единую таможенную территорию таможенного союза.
Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся, прежде всего, налог на добавленную стоимость и акцизы.
Рассмотрим подробнее элементы тарифных методов.
Таможенная пошлина - это обязательный платёж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещение товаров через таможенную границу.[1]
По объекту обложения различают ввозные, вывозные и транзитные пошлины.
Ввозные пошлины устанавливаются в отношении товаров, прибывающих на единую таможенную территорию ТС.
Таможенный кодекс таможенного союза (ст. 71) устанавливает 3 вида ставок таможенных пошлин:
- адвалорная - установленная в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфическая - установленная в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема и иных характеристик). Ставка взимается за единицу ввозимого товара
- комбинированная (смешанная) сочетает в себе адвалорную и специфическую ставки.
Адвалорная ставка устанавливается на сложноассортиментные товары, т.е. те, которые классифицируются по трём или более признакам.
Специфическая ставка применяется в отношении узкоассортиментных товаров, таких как сырьё углеводорода и др. Стоимость таких товаров крайне сложно определить.
С целью снижения таможенных платежей недобросовестные участники ВЭД занижают таможенную стоимость ввозимых товаров. В таможенных органах отслеживают данную ситуацию, и на основании статистических подсчетов известно по каким группам товара идёт занижение стоимости. Комбинированная ставка таможенной пошлины применяется к группам товаров, которые находятся в данной группе риска недостоверного декларирования таможенной стоимости.
Наиболее распространённым инструментом государственного регулирования внешней торговли, действующий на ТС, является таможенный тариф.
Решением Межгосударственного совета от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно - тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», установлено, что с 1 января 2010г. в Беларуси, Казахстане и России применяется единый таможенный тариф. [2]
Единый таможенный тариф и другие элементы таможенно - тарифного регулирования регламентируются:
- Соглашением о едином таможенно - тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
- Соглашением об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;
- Протоколом об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;
- Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;
- Протоколом о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года.
Существует два вида таможенного тарифа - ввозной (импортный) и вывозной (экспортный).
Экспортный тариф применяется для достижения фискальных целей государства. Использование данного вида тарифа отрицательно сказывается на конкурентоспособности национального экспортной продукции за счёт возрастания экспортной цены.
Большинство развитых стран не применяют экспортный тариф, поскольку это уменьшает товарооборот. Однако в Российской Федерации такой тариф применяется. Это обусловлено тем, что 90% экспортируемых товаров составляют энергосберегающие ресурсы нашей страны. Государство, в целях защиты сырья вынуждено применять экспортный тариф. Также к целям данного тарифа относятся защита цен на сырьевые товары на внутреннем рынке страны экспортера и пополнение доходной части бюджета
Ввозной таможенный тариф применяется в отношении ввозимых товаров и подразделяется на одноколонный и многоколонный.
Одноколонный тариф построен таким образом, что по каждой товарной позиции соответствует 1 ставка таможенной пошлины. Этот вид тарифа применяется в развивающихся странах для достижений целей реализации внутренних задач таможенно - тарифного регулирования страны.
В многоколонном тарифе по каждой товарной позиции применяется несколько ставок таможенной пошлины. Применение определённой ставки по отношению к конкретному товару зависит от страны происхождения данного товара. Применение многоколонного тарифа позволяет вести более гибкую торговую политику.
Такое деление тарифа связано с развитием мировой торговли, внешне торговых отношений и усилением торгово-политической борьбы на мировом рынке.
В большинстве современных импортных тарифов отражены два основных принципа построения таможенного тарифа. Первый принцип, получивший в международной практике наименование принципа эскалации тарифа, заключается в увеличении ставок пошлин по мере повышения степени обработки изделия. Второй принцип, также широко используемый при формировании импортных тарифов, состоит в назначении низких, поощрительных ставок пошлин на продукцию (как правило, современные машины, оборудование, технологии и др.), необходимую государству для технического перевооружения национального производства с целью пополнения экспортных ресурсов изделиями с высокой долей добавленного квалифицированного труда.
Принцип эскалации таможенного тарифа широко используется промышленно развитыми странами с целью с одной стороны - облегчить доступ на их внутренние рынки сырья и полуфабрикатов, которыми они не располагают вообще или располагают в недостаточных количествах. С другой стороны, высокими пошлинами на готовую продукцию затрудняется доступ на внутренний рынок конкурирующей продукции из-за рубежа.
В заключение данного раздела следует отметить, что экономические методы государственного регулирования приоритетны над внеэкономическими, т.к. позволяют наиболее эффективно реализовать цели и задачи внешнеторгового регулирования государства, при этом, не ограничивая покупателя в свободе выбора.
- Введение
- Глава 1. Нормативно-правовая база как элемент системы государственного регулирования внешней экономической деятельности
- 1.1 Нормативно-правовая база РФ и ТС. Международные документы, регулирующие внешнюю экономическую деятельность
- 1.2 Особенности государственного регулирования РФ ВЭД
- 1.3 Методы государственного регулирования РФ внешнеэкономической деятельности
- Глава 2. Правовая основа функционирования элементов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе
- 2.1 Влияние тарифных мер на структуру и динамику внешнеторгового оборота
- 2.2 Оценка полноты реализации функций элементов тарифного регулирования, целей тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- 1. 3 Нормативно-правовая база Таможенного союза, касающаяся тарифных преференций
- Тема 5. Нетарифное регулирование в Таможенном союзе
- 31. Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
- Тема 1.1. Теоретические и организационно-правовые основы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 2.1 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования
- И.Г. 31. Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
- Нормативно-правовая база таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе
- Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе