logo
Временное хранение товаров

1.2 Порядок помещения товаров на временное хранение

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению заявленной в рамках настоящего раздела темы, стоит сказать об уже упоминаемых нами ранее в качестве особенности современного состояния правового регулирования института временного хранения товаров, нормах статей 168 ТК ТС и 198 ФЗ № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года, касающихся мест временного хранения товаров.

Согласно положениям указанных статей, местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, перечень которых предусмотрен частью 1 статьи 198 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Кроме того, согласно части 2 статьи 168 Таможенного кодекса Таможенного союза, места временного хранения товаров являются зоной таможенного контроля, а значит, к ним применимы положения статьи 163 указанного нами выше Федерального закона. При этом стоит также отметить тот факт, что СВХ и иные места временного хранения товаров могут быть как постоянными, так и временными зонами таможенного контроля, в зависимости от того, соответствуют ли они требованиям части 3 указанной статьи.

Необходимо также отметить положения части 3 статьи 198 ФЗ № 311-ФЗ, согласно которым временное хранение товаров может осуществляться и в иных местах "с письменного разрешения таможенного органа, выдаваемого на основании обращения заинтересованного лица" О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ: в ред. от 12.03.2014. - Режим доступа : СПС «Консультант-Плюс».. Такое разрешение может быть разовым и генеральным. Разовое разрешение выдается на временное хранение определенной партии товаров, тогда как генеральное используется в случае, если существует необходимость периодического хранения иностранных товаров в определенный период. Части 4 - 6 исследуемой нами статьи посвящены конкретным условиям выдачи такого разрешения, а также отказа в его выдаче. Мы не считаем целесообразным подробно останавливаться на данном вопросе в рамках настоящей работы и переходим к непосредственному описанию порядка помещения товаров на временное хранение.

Согласно части 1 статьи 169 ТК ТС, "для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения)" Таможенный кодекс Таможенного союза. - Указ. изд.. Нововведением в данной области является то, что все вышеуказанные документы могут быть представлены в соответствующий таможенный орган в электронном виде.

Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержит также уточняющую норму части 2 статьи 199, согласно которой документы должны быть представлены "не позднее трех часов с момента завершения процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия)" О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ. - Указ. изд...

После представления надлежащим субъектом необходимых документов в таможенный орган, они подлежат регистрации. При этом законодатель устанавливает жесткий срок, в течение которого должностные лица соответствующего таможенного органа обязаны зарегистрировать представленные документы. Этот срок составляет один час. Однако момент, с которого указанный срок начинает течь однозначно не определен. Часть 2 статьи 169 ТК ТС гласит, что представленные документы подлежат регистрации "в срок не более 1 (одного) часа после подачи таких документов таможенном органу" Таможенный кодекс Таможенного союза. - Указ. изд., тогда как часть 3 статьи 199 ФЗ "О таможенном регулировании" указывает на момент принятия данных документов в качестве точки отсчета данного срока. При этом нам представляется более логичным формулировка национального нормативного правового акта, так как момент подачи является достаточно размытой формулировкой. Более того, на практике его достаточно сложно четко определить, что может повлечь за собой соответствующие нарушения со стороны должностных лиц таможенных органов.

После того, как документы пройдут процедуру регистрации, а именно, со дня такой регистрации, товары считаются находящимися на временном хранении. Срок временного хранения товаров, в соответствии с положениями статьи 170 Таможенного кодекса Таможенного союза составляет два месяца.

Наднациональное право также предусматривает возможность продления указанного выше срока "по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя" Таможенный кодекс Таможенного союза. - Указ. изд. в таможенный орган. Однако при этом предельный срок временного хранения не может превышать четырех месяцев.

Момент, с которого исчисляется данный срок, четко определен в ТК ТС. Согласно положениям части 3 статьи 170, "срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение" Там же..

В течение срока временного хранения, лица, обладающие полномочиями в отношении соответствующих товаров, или их представители могут совершать с ними обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии. К таким операциям, в частности, относятся осмотр и измерение товаров, их перемещение в пределах места временного хранения См. : Там же.. При этом для совершения иных операций, прямо указанных в части 2 статьи 171 ТК ТС, требуется разрешение таможенного органа. К ним относятся, в частности, взятие проб и образцов, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к последующей транспортировке. Надо сказать, что таможенный орган оставляет за собой право отказать заинтересованному лицу в совершении указанных действий, если их осуществление повлечет за собой утрату товаров или изменение их состояния.

До истечения срока временного хранения товары должны быть помещены под какую-либо таможенную процедуру. Если же этого не произойдет, то, в соответствии с частью 4 статьи 170 Таможенного кодекса Таможенного союза, они подлежат задержанию таможенными органами. В силу положений, зафиксированных в главе 21 ТК ТС, в случае задержания товары будут храниться таможенными органами в течение сроков, установленных статьей 146. В случае если данные товары так и не будут востребованы, то, в силу статьи 148, по истечении срока их задержания, они будут подлежать либо реализации, либо уничтожению.

Таким образом, в заключение данного раздела можно сделать вывод о том, что на настоящий момент порядок помещения товаров на временное хранение разработан на достаточно высоком уровне, что позволяет предполагать эффективное применение данного правового института на практике.