logo
Влияние систем электронного декларирования на повышение эффективности таможенного дела

2.1 Проблемы, тормозящие развитие системы электронного декларирования

Во-первых, мешает человеческий фактор. Инспектор, принимающий решение о выпуске товара, не может переложить свою ответственность на некий обезличенный электронный процесс. Может быть, психологически инспектору трудно принять на себя ответственность, не видя всех бумажных документов с мастичными печатями. Может быть, инспектор не до конца осознаёт, какое значение несёт электронная цифровая подпись (ЭЦП) декларанта. В процессе таможенного электронного оформления он постоянно испытывает необходимость в бумажных документах.

Во-вторых, существуют технологические проблемы таможенного оформления. О технологии таможенной очистки в России, в целом, можно утверждать, что пока она создаёт, а не снимает препоны в процессе международного товарообмена.

Концепция таможенного контроля после выпуска товаров всё ещё в стадии развития, что отражено в самом названии концепции. Без этой важнейшей составляющей таможенного контроля представить электронное декларирование невозможно.

Необходимо уделить этому фактору, как одному из значимых и сдерживающих электронное декларирование, пристальное внимание ФТС России. Без последующего контроля (таможенного аудита) у таможенных органов нет возможности убедиться в лояльности участника ВЭД закону, а, следовательно, до выпуска электронной декларации будет усилен таможенный контроль всеми доступными средствами.

Участник ВЭД, решив применить ЭД-2, должен одним своим сотрудником контролировать ход оформления декларации из офиса, другим сотрудником - возможность быстрого решения спорных вопросов непосредственно на таможенном посту. К таким вопросам можно отнести завершение ВТТ. Документы, подтверждающие завершение ВТТ и помещение товара на склад временного хранения существуют только в бумажном варианте.

Другой вопрос связан с таможенным досмотром. Выгрузить в электронном формате акт таможенного досмотра в программу декларанта невозможно, а участник ВЭД должен поставить подпись о вручении ему копии акта. Значит и на этом этапе присутствует бумажный носитель.

Списание денежных средств должно быть отражено на платежном поручении - это требование «внутренних» таможенных правил. Без бумажного оформления такое списание пока не возможно.

Понимаем, что всё это элементы переходного периода, решение их - дело ближайшего будущего. Но вот реализация таможнями системы управления рисками - это настоящая проблема, весьма значимая и при электронном декларировании.

Нет, наверное, необходимости говорить о ничтожной вероятности создания угроз предприятиями и организациями многократно проверенными и таможенными, и налоговыми, и многими другими контролирующими госорганами. Но вероятность отнесения таможенниками такой организации к фирмам-однодневкам весьма велика, что отразится в соответствующем профиле риска. Профили риска иногда ставят непреодолимую преграду на пути электронной таможенной очистки. Без досмотра 100% груза невозможно завершить таможенное оформление, а заключение по контролю какого-то конкретного товара выдаёт специализированный отдел таможни. Что происходит, пока таможенники осуществляют все перечисленные операции, узнать из информации на мониторе нельзя. Быть может контролирующим органам нужно поработать с критериями для реализации системы управления рисками. Регулятор, заложенный в Киотской конвенции по таможенному контролю - СУР - в наших условиях создаёт дополнительные препоны на пути электронного декларирования.

Есть ещё один недоступный для участника ВЭД уголок технологии электронного декларирования. После передачи электронной декларации на таможенный пост может пройти значительное время, но инспектор не видит переданную декларацию. Где она находится, иногда в течение часа, остаётся загадкой. Может быть, на сервере ГНИВЦ произошёл сбой и вручную весь ГНИВЦ растаскивает «электронную пробку», может был скачок напряжения и потеря данных. В общем, в таких неординарных ситуациях нужна экстренная связь, подконтрольная вышестоящему таможенному органу.

В-третьих, межведомственный контроль. Достижение европейских стандартов в российских таможенных технологиях и технологиях активно набирающего вес Таможенного союза будет, по-прежнему, осложнено разделением одной и той же - фискальной функции госорганов между двумя ведомствами Налоговым и Таможенным. Внесут законодатели поправки в соответствующие кодексы, сделают контроль не межведомственным, как это происходит сейчас, и контролировать участника ВЭД-налогоплательщика станет проще, следовательно, электронное декларирование станет реальнее.