Взаимодействие таможенных органов с иными органами государственного управления Республики Беларусь

дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

Являясь, составным элементом системы правоохранительных органов Республики Беларусь таможенные органы вносят, значительный вклад в решение задач по борьбе с контрабандой, с нарушением таможенных правил Республики Беларусь. Однако перед таможенными органами Республики Беларусь стоят более масштабные и ответственные задачи. Такие как формирование доходной части республиканского бюджета Республики Беларусь, защита экономического суверенитета Республики Беларусь, обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь. Решение данных задач таможенными органами Республики Беларусь не возможна без взаимодействия с иными органами государственного управления Республики Беларусь. Статья 318 Таможенного кодекса «Взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами» гласит:

«Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами в порядке, определяемом нормативными правовыми актами, носящими межведомственный характер, или соглашениями между таможенными органами и иными государственными органами Республики Беларусь.

При обнаружении государственными органами признаков административного правонарушения, производство по делам о котором отнесено в соответствии с законодательством к компетенции таможенных органов, государственные органы обязаны передать информацию об этом таможенным органам.

При обнаружении таможенными органами признаков административного правонарушения, производство по делам о котором отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других государственных органов, таможенные органы обязаны передать информацию об этом соответствующим государственным органам.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является государственным органом, ответственным за организацию борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями. Иные государственные органы в пределах своей компетенции должны оказывать содействие Государственному таможенному комитету Республики Беларусь в выполнении указанной функции» [8].

В статье содержится ряд принципиальных положений и норм, характеризующих, по существу, таможенную систему, ее организацию в целом. Выделим наиболее существенные моменты:

- о целях решения задач таможенного дела, с которым и связывается взаимодействие, то есть речь идет о взаимодействии в определенном направлении;

- о взаимодействии с иными государственными органами. К числу «иных государственных органов» относятся органы внутренних дел, Следственный комитет, налоговые органы, органы пограничной службы, юстиции, органы внешнеэкономических связей, экономики, финансов, статистические.

- о делегировании таможенными органами части своих полномочий (компетенции) иным государственным органам.

Все сказанное позволяет сделать вывод о широком значении и применении принципа взаимодействия таможенных органов Республики Беларусь с иными государственными органами и рассматривать этот принцип как важный фактор обеспечения эффективной деятельности таможенных органов Республики Беларусь, их статутно-правовой характеристики. В связи с характеристикой статутно-правовой природы и специфики таможенных органов необходимо совершить еще один небольшой, но существенный исторический экскурс.

20 сентября 1991 года Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь «О таможенной службе Республики Беларусь» Белорусское управление Государственного таможенного контроля СССР преобразовалось в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, с подчинением ему таможенных органов СССР, существовавших на территории республики. С этого момента начинается новый этап в развитии белорусской таможенной службы, характеризующийся становлением ее как правоохранительного органа, стоящего на защите экономических интересов страны.

Исторически сложилось так, что через территорию Беларуси всегда проходили транспортные магистрали, по которым перемещались основные потоки грузов и пассажиров в железнодорожном и автомобильном сообщении в направлении с Востока на Запад и с Запада на Восток Европейского континента. После приобретения Беларусью в 1991 году суверенитета, возросла необходимость в защите экономических интересов государства, на страже которых и призваны стоять таможенные органы.

До 1991 года на территории Республики Беларусь действовали 4 таможни. Несмотря на трудности, обусловленные социально-экономическим положением в стране, за короткий промежуток времени необходимо было решить задачу создания целостной структуры таможенной службы для обеспечения экономической безопасности суверенного государства. Началась работа по правовому обеспечению деятельности таможенных органов.

В 1992 году был принят Закон Республики Беларусь «Об основах организации таможенной службы Республики Беларусь», определивший правовые и организационные аспекты таможенного дела в республике и основные задачи таможенной службы, направленные на защиту экономических интересов страны; утверждены: Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь и Устав таможенной службы.

В 1993 году введен в действие Таможенный кодекс и принят Закон «О таможенном тарифе». С 1995 года проводится работа, направленная на унификацию таможенных законодательств Беларуси и России в рамках Таможенного союза. В 1997 году принята новая редакция Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе», 17 июля 1998 года введен в действие новый Таможенный кодекс Республики Беларусь. 2 февраля 2000 года утверждено новое Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь.

1 июля 2007 года вступила в силу новая редакция Таможенного кодекса Республики Беларусь. В новом Таможенном кодексе учтены принципы регулирования внешнеторговых отношений Всемирной таможенной организации и механизмы таможенного регулирования, принятые в рамках Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур 1999 года.

Таким образом, таможенные органы обладают определенной специализацией полномочий. Таможенные органы Республики Беларусь постоянно совершенствуются. Служба в таможенных органах постоянно требует освоения новых технологий и самообразования. Перечисленное выше свидетельствует об актуальности темы дипломной работы «Правовые и организационные основы взаимодействия таможенных органов с иными органами государственного управления Республики Беларусь».

Объектом исследования является общественные отношения в сфере взаимодействия таможенных и иных государственных органов управления Республики Беларусь.

Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие взаимодействия таможенных органов с иными органами государственного управления, а также научная литература по данной теме.

Целью данной работы явилось исследование взаимодействия таможенных органов с иными органами государственного управления Республики Беларусь, изучение правовых принципов этого взаимодействия, выработка предложений по совершенствованию взаимодействия таможенных органов Республики Беларусь с иными государственными органами Республики Беларусь.

Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:

- изложить понятие и содержание взаимодействия государственных органов по реализации возложенных на них функций;

- проанализировать организацию взаимодействия таможенных органов Республики Беларусь с иными государственными органами Республики Беларусь;

- охарактеризовать пути совершенствования взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами.

Новизной данной дипломной работы является то, что в отечественной научной юридической литературе тема «Совершенствования взаимодействия таможенных органов с иными органами государственного управления» остаются слабо разработанными. Практически отсутствуют статьи на данную тему. Научная новизна проблемы, подкрепленная ее актуальностью и практической направленностью, и определили выбор темы дипломного проекта.

Практическую значимость работы, мы видим в том, что на курсе преподавания таможенного права надо ввести тему данной дипломной работы.

Теоретической основой данной дипломной работы послужили действующие нормативные правовые акты Республики Беларусь, а также труды отечественных и зарубежных ученых, таких как Забелов С.М.,Дубик И.И., Крамник А.Н., Кудрявцев В.Н., Попов Е.М., Рябцев Л.М. и др.

Структура дипломной работы определяется ее объектом, предметом, целью и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных нормативных правовых актов и литературы.

Делись добром ;)