Глава 1. Понятие и сущность таможенного права
1.1. Таможенное регулирование и таможенное дело в таможенном союзе Евразийского экономического сообщества
Интерес к вопросам таможенного законодательства обусловлен ростом и динамичным развитием внешнеторговых связей стран таможенного союза, международных связей в области науки, культуры, искусства, образования, спорта и туризма и иными факторами, которые вызывают необходимость перемещения товаров через таможенную границу, помещение их под определенные законодательством таможенные процедуры.
В процессе перемещения товаров юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица взаимодействуют с таможенными органами, решая вопросы помещения товаров под определенные законодательством таможенные процедуры, уплаты таможенных платежей и др.
Формированию системного комплекса знаний о правовом механизме таможенных процедур должно предшествовать ознакомление с основами таможенного регулирования) и с содержанием таможенного дела в таможенном союзе Евразийского экономического сообщества (далее-таможенный союз).
Происхождение термина «таможенный» связано со словом «тамга», которым обозначался знак собственности (клеймо) в родовом монгольском обществе. На Руси 13-15 вв.- «тамга» - специальный денежный сбор -пошлина, которая взималась с иностранных товаров, выставляемых на ярмарках. При этом на товаре проставлялось клеймо или делалась отметка в документах на товары. Проверку товаров и взимание пошлины -«тамжение» осуществляли уполномоченные лица - «таможенники». По отношению к товарам термин «таможенный», сохранив первоначальный смысл, означает, что товар подлежит проверке и обложению таможенными пошлинами.
Таможенное регулирование в таможенном союзе определено ч. 1 ст.1 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), как правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Единую таможенную территорию таможенного союза, составляют территории Республики Белоруссия* Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - участников таможенного союза, искусствен
ные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств - участников таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства - участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза (ст.2 ТК ТС).
Таким образом, таможенное регулирование - деятельность по установлению, изменению и дополнению правил в таможенной сфере ( далее-таможенные правила).
Соблюдение этих правил является условием реализации лицами прав на перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза.
Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законно-дательством государств - участников таможенного союза (ч.2.ст.1 ТК ТС).
Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - ФЗ «О таможенном регулировании в РФ), содержит следующее определение таможенного регулирования в Российской Федерации:
«Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.
Таможенное законодательство таможенного союза помимо Таможенного кодекса включает в себя регулирующие таможенные правоотношения международные договоры государств участников союза и решения Комиссии таможенного союза.
В Российской Федерации, в соответствии пунктом "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации, а это означает, что соответствующей компетенцией в данной области наделены только федеральные органы государственной власти (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Прав?гтельство Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела).
К предмету регулирования таможенного законодательства относятся таможенные правила, компетенция по их принятию и закреплению в конкретных документах, порядок обжалования решений, действий
(бездействия) таможенных органов, должностных лиц таможенных органов, осуществляющих непосредственный. контроль соблюдения тнможенных правил. Таможенное законодательство находится в тесной шнимосвязи с другими отраслями законодательства, допускает отсылки к другим смежным отраслям. Обеспечение соблюдения таможенных правил возложено законодательством на таможенные органы государств -участников таможенного союза, наделенные соответствующими полномочиями.
Таможенное дело в широком понимании - это теория и практика регулирования перемещения товаров через таможенные границы государств.
Теоретические основы таможенного дела находятся на стадии Iтучной разработки. .,. ,
Практика таможенного дела включает в себя деятельность институтов государственной власти по формированию и реализации таможенной политики.
ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержит следующее определение таможенного дела:
«Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации»
Таможенным делом также принято называть инструментарий таможенного регулирования - совокупность методов и средств, С помощью которых таможенные органы государств - участников таможенного союза обеспечивают соблюдение таможенных правил.
Традиционно к такому инструментарию относятся: таможенная политика, принципы перемещения товаров через таможенную границу, таможенные операции и процедуры, таможенно-тарифное регулирование, таможенные платежи, таможенный контроль, таможенная статистика и Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
Кроме того, ТК ТС обозначены такие инструменты таможенного регулирования как правоохранительная деятельность таможенных органов (ст.7 ТК ТС), информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами (гл.4 ТК ТС), информирование и консультирование таможенными органами (гл.2 ТКТС).
Таможенное регулирование, как и таможенное дело - определенные виды деятельности. Деятельность по установлению таможенных правил -это таможенное регулирование, деятельность по обеспечению соблюдения данных правил - таможенное дело.
Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации, в соответствии со ст.З ФЗ « О таможенном регулировании в РФ», осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела ( в настоящее время Федеральная таможенная служба Российской Федерации - далее - ФТС РФ).
ФТС РФ, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Министерство финансов РФ (Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов), в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.
1.2. Понятие, предмет и метод таможенного права
Таможенное право — отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу.
Таможенное право является комплексной отраслью права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового уголовного, международного права.
Таможенное право, как совокупность юридических норм, объединяет все правила, касающиеся вопросов перемещения лицами товаров через таможенную границу.
Данные правила могут содержаться не только в ТК ТС, но и в международных договорах, федеральных законах РФ, которые затрагивают лишь отдельные аспекты перемещения товаров через границу. Например, Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", Закон "О ввозе и вывозе культурных ценностей".
Предмет таможенного права — общественные отношения в таможенной сфере. Эти отношения, связаны: 1) с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, 2) с их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, 3) с временным хранением, 3) с таможенным декларированием,
s
>\) с выпуском и использованием в соответствии с таможенными проце-пурпми, 5) с проведением таможенного контроля, 6)с уплатой таможенных платежей, 7) с отношениями между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными тиарами, 8) с преступлениями и иными правонарушениями в таможенной сфере и ответственностью за их совершение; 9) с участием государств -учис Iпиков таможенного союза в международно-правовом сотрудничестве и таможенной сфере.
Методы таможенного права
Таможенное право - система правовых норм различной отраслевой принадлежности - комплексная отрасль законодательства, что обусловливает возможность использования различных способов правового иочдействия на субъектов таможенных правоотношений.
Основной метод таможенного права - административно-правовой (императивный) метод.
Таможенный кодекс таможенного союза подробно регулирует все таможенные процедуры на той или иной стадии взаимодействия таможенных органов и лиц. Однако специфика таможенного дела предполагает довольно жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах. Эти альтернативные действия дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового (диспозитивного) метода, который предполагает равенство сторон правоотношения. Стороны имеют возможность обращения в суд для разрешения спорной ситуации.
1.3. Принципы таможенного права
Принципы таможенного права — это его основные начала, главные идеи, которые проходят через все нормы таможенного права. В принципах выражена специфика отрасли таможенного права. Общие принципы таможенного права:
Законность — означает, что все участники отношений в таможенной сфере обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством таможенного союза и государств - участников таможенного союза. Обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы - основная задача таможенных органов (п.2 ч.1 ст.6 ТК ТС)
Равноправие — все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу, на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих законодательству таможенного союза.
Сочетание публичных и частных интересов — таможенные органы, осуществляя фискальную и правоохранительную функции (п.п.4,8, ч.1 ст.6 ТК ТС) преследуют публичные цели (формирование дохода бюджета, борьба с правонарушениями в области таможенного дела), должны ориентироваться и на частноправовые начала - обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу (п.6 ч.1 ст.6 ТК ТС). Помимо принципов, присущих всем отраслям права, для таможенного права характерны и специальные принципы.
Охрана интересов государств, входящих в таможенный союз и его граждан - обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - участников таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, в соответствии с п.7 ч.1 ст.6 ТК ТС - является одной из основных задач таможенных органов.
Обоснованность и минимальная необходимость требований таможенных органов. Таможенные органы обеспечивают соблюдение прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу (п.6 ч.1 ст.6 ТК ТС) и, при проведении таможенного контроля, ограничиваются только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства (ч.1 ст.94 ТК ТС)
Свобода выбора таможенной процедуры - это начало установлено положением ст.203 ТК ТС и характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру для перемещаемых товаров, а также изменить ее на другую. При этом не имеют значения номенклатура товара, его количество и страна происхождения.
Обязательность соблюдения запретов и ограничений - то есть мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосани-тарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - участников таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - участников таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-участников таможенного союза (п.8 ч.1 ст.4 ТК ТС), применяется при помещении товаров под любые таможенные процедуры.
ю
1.4. Система и источники таможенного права
Таможенное право состоит из Общей и Специальной части.
Общая часть таможенного права включает основные положения, понятие, особенности, методы и систему таможенного права, его институты, правовой статус таможенных органов и их должностных лиц, ответственность в таможенном праве.
Специальная часть таможенного права содержит такие институты как таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные процедуры, особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.
Источники таможенного права.
Источники таможенного права (внешние формы его выражения) - это правовые акты различных государственных органов, в которых установлены нормы таможенного права. Таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства нет правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Источниками таможенного права являются следующие нормативные правовые акты.
Конституция Российской Федерации
Ряд ее статей прямо устанавливает основные начала и принципы •тможенной деятельности в РФ. В п. «ж» ст. 71 говорится, что таможенное регулирование относится к ведению Российской Федерации. Иными словами, таможенное регулирование носит исключительно федеральный характер.
- Глава 1. Понятие и сущность таможенного права............................5
- Глава 26. Контролируемая поставка товаров...............................167
- Глава 27.Ответственность в области таможенного дела..................168
- Глава 1. Понятие и сущность таможенного права
- Часть 1 ст. 74 Конституции запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
- Глава 2. Субъекты таможенных правоотношений
- 2.1. Таможенные органы
- 2.3. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела 2.3.1. Таможенный представитель
- 2.3.2. Таможенный перевозчик
- 2.3.4. Владелец таможенного склада
- 2.3.5. Владелец магазина беспошлинной торговли
- 2.3.6. Уполномоченный экономический оператор
- Глава 3. Товары как объекты таможенного регулирования
- 3.2. Страна происхождения товара
- Глава 4. Понятие и содержание методов государственного регулирования внешней торговли товарами
- Глава 5. Таможенные платежи
- 5.3. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины
- Глава 6. Таможенный контроль
- 6.1. Общие положения о таможенном контроле Понятие таможенного контроля
- 64.1. Проверка документов и сведений
- 6.4.2. Устный опрос
- 6.4.8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков
- 6.4.9. Таможенный осмотр помещений и территорий
- Глава 7. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации
- 7.2. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза
- Глава 8. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру
- 8.1.Таможенное декларирование товаров
- Глава 9. Общие положения о таможенных процедурах
- Глава 10. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- Глава 11. Таможенная процедура экспорта
- Глава 12. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 13. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 14. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- Глава 15. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- Глава 16. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- Глава 17. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 18. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 19. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 20. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 21. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 22. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 23. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- Глава 24. Специальная таможенная процедура
- Глава 25. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров
- 25.1. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
- 25.2. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
- 25.3. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- 25.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи
- 25.6. Особенности перемещения товаров для личного пользования
- Глава 26. Контролируемая носишки тннрон
- Глава 27. Ответственность в области таможенного дела
- 27.1. Уголовная ответственность за преступления в области таможенного дела
- 7) Товары - любое имущество, ввозимое в Российскую Федерацию или вывозимое из Российской Федерации.