Заключение
Система электронного декларирования определяет способы взаимодействия бизнеса и таможни на долгие годы вперед. Поэтому этапы развития проекта, закреплены концепцией таможенного оформления с использованием электронных таможенных документов.
Таможенные органы Беларуси находятся на этапе, основная задача которого распространить безбумажную технологию на все таможенные режимы. Долгосрочная цель - полная автоматизация таможенных процедур и, следовательно, организация эффективного таможенного администрирования при внешней простоте и высокой скорости оформления товаров. Электронное декларирование гармонично вписывается в процесс формирования в нашей стране единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, развития процессов информатизации в секторах реальной экономики, включая создание системы электронной торговли и логистики.
В свою очередь, успех реализации инициатив в этой области зависит от крепких партнерских отношений между органами государственного управления, бизнесом и научным сообществом.
В настоящее время отрабатывается взаимодействие между таможенными органами, сближаются информационные системы Республики Беларусь и Европейского союза, страны лучше понимают друг друга, и понимают, что для плодотворной работы необходимо налаживать тесные связи.
Среди преимуществ системы электронного декларирования следует отметить:
1. Сокращение времени таможенного оформления за счет электронного обмена информацией между участниками ВЭД и таможенными органами (время сокращается с 1 часа до 3-5 минут).
Сокращение временных и финансовых затрат участников ВЭД (затрат, связанных с доставкой и хранением экспортных товаров на складе временного хранения, прибытием декларантов в пункт таможенного оформления для представления документов).
3. Внедрение на практике заявительного принципа таможенного оформления, заключающегося в выдаче свидетельства и разрешения таможенного органа на основании сведений, содержащихся в электронной таможенной декларации.
Прозрачность процесса таможенного оформления товаров
Предотвращение коррупции (исключение личного контакта должностного лица таможенных органов и участников ВЭД).
6. Минимизация влияния субъективного (фактора, ошибок или злоупотреблений при проведении таможенных операций [16].
Для повсеместного внедрения системы электронного декларирования необходимо снизить порог критериев для получения статуса добросовестного участника ВЭД, что заметно активизирует внедрение ЭД и привлечет гораздо больше предприятий. Если субъект не был замечен в нарушениях таможенного и налогового законодательств, и здесь возникает вопрос: почему бы ему не стать добросовестным участником ВЭД? Ведь, когда таковыми станут большинство субъектов хозяйствования, намного уменьшится бумажная волокита и ускорится товарооборот. Кроме того, есть смысл пересмотреть размер сборов за таможенное оформление, ведь в системе ЭД значительно снижается и упрощается работа таможенных органов (отсутствует осмотр товаров, функции контроля деклараций выполняет компьютер и т.д.).
Для того чтобы расширить систему электронного декларирования товаров, необходимо обеспечить в полном объеме взаимодействие с различными ведомствами, которые выдают разрешения. Возможно, надо прописать в законе «о электронном документе и электронной цифровой подписи» поручение о разработке подзаконного акта, который устанавливает порядок утверждения протокола электронного взаимодействия между ведомствами.
Новые автоматизированные системы и технологии, такие как: электронное декларирование, предварительное информирование, система контроля таможенного транзита, система обеспечения уплаты таможенных платежей, система финансово-хозяйственной деятельность и другие - требуют перехода на другой уровень централизации обработки и хранения информации. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к режиму доступности информационной системы - она должна не просто работать, а должна быть доступной в режиме on-line на уровне 97 - 99%. Необходимо подготовить проект по интеграции системы электронного декларирования Республики Беларусь в европейскую и, самое главное, регистрации белорусских предприятий в европейских базах данных как участников внешнеэкономической деятельности.
Список использованных источников:
О порядке таможенного оформления и контроля товаров в случае их декларирования в электронной форме: Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, 16 января 2007 г., №4 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - №83. - 8/16196.
Об особенностях таможенного декларирования товаров: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 22 августа 2008 г., № 1213.
О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза: Закон Республики Беларусь, 2 июля 2010 г., №17 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2010 г.. - № 160. - 2/1694.
Об электронном документе: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000 г., №357-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - №7. - 2/132.
Таможенный кодекс республики Беларусь от 4 января 2007 г. Минск, Амалфея 2007. - 415 с. (по состоянию на 11. 2012)
Таможенный кодекс таможенного союза от 16.04.2010 г. Минск, Белтаможиздат 2010. - 437 с. (по состоянию на 11.2012)
Указ президента Республики Беларусь от 28.01.2008 года № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2008 г. № 419 «Об утверждении Положения о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы»
Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28 июня 2007г. № 67 «О форме и порядке оформления таможенных документов, представлении таможенных и иных документов таможенным органам»
Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 29 июня 2007 г. № 70 «Об утверждении инструкции о порядке совершения таможенных операций при таможенной процедуре таможенного транзита»
Гриц, Г. Электронное будущее таможенного декларирования / Г. Гриц // Таможня и ВЭД. - 2005. -№7. - С. 18 - 21.
Гриц, Г. Электронное будущее таможенного декларирования / Г. Гриц // Таможня и ВЭД. - 2005. - №6. - С. 10 -12.
Кузьмич, Л. А. Система электронного декларирования / Л.А. Кузьмич // Таможня и ВЭД. - 2005. - №1. - С. 13- 15.
Сиротский А.Н., Гошин Н.А. Основы таможенного дела: Учебник / В.Д Гошин, А.Н. Сиротский, Н.А. Дубинский и др., Под ред.А.Н. Сиротского, В.Д. Гошин. - Мн.: БГУ, 2003. - 475 с.
Сиротский А.Н. и др. Таможенное дело. / Науч. Ред. А.Н. Сиротский. - Мн.: РУП «Белтаможсервис», 2004. - 368 с.
Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.belta.by. Дата доступа 19.10.2012.
Официальный Интернет-портал государственного таможенного комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gtk.gov.by. Режим доступа: 19.10.2012.
Официальный Интернет-портал государственного таможенного комитета Литовской Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cuslt.lt. Режим доступа: 21.10.2012.
Информационный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.newsby.org. Режим доступа 21.10.2012.
Информационный интернет-портал Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tks.ru Режим доступа 26.10.2012.
Официальный Интернет-портал государственного таможенного комитета Латвийской Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vid.gov.lv. Режим доступа: 27.10.2012.
Интернет-портал официального телевидения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.profmedia.by. Режим доступа: 28.10.2012
- Введение
- 1. Система электронного декларирования информационных таможенных систем рб
- 2. Основные взаимодействия в области информационных технологий в таможенной сфере на межгосударственном уровне.
- 3. Анализ электронного декларирования в Республике Беларусь
- Глава 4 Совершенствование системы электронного декларирования товаров и перспективы развития информационных технологий в таможенной сфере.
- Заключение