29. Правовое регулирование временного хранения товаров. Свх
Временное хранение (гл.25 ТК ТС) товаров представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенной таможенной процедурой либо до помещения их под иную таможенную процедуру (см. также гл. 23 Закона) .
Исходя из содержания таможенной процедуры временного хранения можно сделать вывод, что такая процедура может применяться:
- в отношении любых иностранных товаров, ввезенных на таможенную территорию ТС; - в отношении иностранных товаров, ввезенных с нарушением установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз;
- в отношении товаров, на которые наложен арест при проведении специальной таможенной ревизии;
- для иных товаров, в отношении которых при проведении последующего таможенного контроля (после выпуска) обнаружены факты, свидетельствующие об их незаконном перемещении, что повлекло за собой неуплату таможенных платежей в полном объеме.
В последних двух случаях поместить товары на временное хранение могут таможенные органы. При этом, если расходы за хранение не возмещаются впоследствии за счет федерального бюджета, их возмещение является обязанностью лиц, которым они принадлежат.
Таможенная процедура временного хранения не применяется в месте доставки товаров, расположенном в месте нахождения таможенного органа, если в течение времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита:
- осуществлен выпуск данных товаров;
- разрешен новый внутренний таможенный транзит.
Временное хранение товаров осуществляется:
- на складах временного хранения (СВХ);
- на складе получателя;
- в иной зоне таможенного контроля в случаях, установленных ТК ТС.
Следует учитывать, что товары могут приобретать статус находящихся на временном хранении без факта помещения их на СВХ и помещения на временное хранение (например, при ликвидации таможенного склада, свободного склада, магазина беспошлинной торговли).
Временное хранение на складе получателя допускается с разрешения таможенного органа в следующих случаях:
- при применении специальных упрощенных процедур для отдельных лиц;
- при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров;
- если получателем товаров являются государственные органы или учреждения.
При выдаче разрешения на временное хранение на складе получателя товаров таможенный орган вправе потребовать обеспечения уплаты таможенных платежей. Обеспечение применяется в общеустановленном порядке.
ТК ТС установлено, что получатель товаров при хранении товаров на своем складе обязан соблюдать все иные требования настоящей главы. На складе получателя товаров хранение иностранных товаров, принадлежащих третьим лицам, не допускается.
Товары, прибывшие в место доставки, если в соответствии с таможенным законодательством временное хранение должно осуществляться на СВХ, по истечении времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита в месте нахождения таможенного органа, должны быть помещены на временное хранение на СВХ либо иное место расположение которого совпадает с местом размещения таможенного органа или находится в непосредственной близости от него. Если СВХ не приспособлен для хранения товаров, требующих особых условий хранения требуется перемещение на ближайший СВХ, приспособленный для хранения таких товаров.
Отношения лица, помещающего товары на временное хранение, и владельца СВХ строятся на основании договора гражданско-правового характера. Если этот склад является СВХ открытого типа, то владелец СВХ не вправе отказать в заключении такого договора при наличии реальной возможности разместить на складе товары.
При этом ст. 26 ТК ТС установлено, что владелец склада обязан обеспечивать возможность круглосуточного размещения товаров и транспортных средств на складе временного хранения либо на прилегающей к складу территории, являющейся зоной таможенного контроля.
Письмом ГТК России от 30.06.2004 № 01-06/24118 "О временном хранении товаров и транспортных средств" даны разъяснения, что хранение товаров без их выгрузки из транспортного средства на открытых площадках, используемых в качестве складов временного хранения, не противоречит требованиям ТК ТС.
Порядок помещения товаров на временное хранение, а также совершения с такими товарами операций установлен Приказом ФТС РФ от 06.04.2011 N 715 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах"
Для помещения товаров после их прибытия на таможенную территорию ТС на СВХ, расположенный в месте прибытия, должностному лицу таможенного поста или при отсутствии таможенного поста в структуре таможни структурного подразделения таможни, осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль, владелец СВХ представляет документы, содержащие следующие сведения:
а) при международной перевозке автомобильным транспортом:
- наименование страны отправления и страны назначения товаров;
- наименование и адрес отправителя и получателя товаров;
- количество грузовых мест, их маркировку и виды упаковок товаров;
- наименование, а также классификационные коды товаров (не менее первых четырех знаков) в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);
- вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
б) при международной перевозке морским (речным) транспортом:
- наименование, общее количество и описание товаров;
- количество грузовых мест, их маркировку и виды упаковок товаров;
в) при международной перевозке воздушным транспортом:
- вид товаров;
г) при международной перевозке железнодорожным транспортом:
- наименование и адрес отправителя товаров;
- наименование и адрес получателя товаров;
- количество грузовых мест, их маркировку и виды упаковок товаров;
- наименование, а также классификационные коды товаров (не менее первых четырех знаков) в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или ТН ВЭД;
- вес брутто товаров (в килограммах).
Данные сведения должны быть предоставлены владельцу СВХ перевозчиком путем представления следующих документов:
а) при международной перевозке автомобильным транспортом:
- международную товаротранспортную накладную; - имеющиеся коммерческие документы на перевозимые товары;
б) при международной перевозке морским (речным) транспортом:
- декларацию о грузе;
- коносаменты или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора морской (речной) перевозки; - документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией;
в) при международной перевозке воздушным транспортом:
- документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);
- авиагрузовую накладную;
- документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией;
г) при международной перевозке железнодорожным транспортом:
- железнодорожную накладную;
- имеющиеся коммерческие документы на перевозимые товары.
Если представленные документы не содержат необходимых сведений для помещения товаров на временное хранение, лицо, помещающее товары на временное хранение, должно представить любые другие документы, в том числе составленные в произвольной форме (ст. 169 ТК ТС) .
По общему правилу срок временного хранения товаров составляет два месяца (ст. 170 и 146 ТК ТС). Данный срок может быть продлен таможенным органом, в регионе деятельности которого осуществляется временное хранение, но свыше четырех месяцев. При этом товары, подвергающиеся быстрой порче, могут храниться на складе временного хранения в пределах срока сохранения их качеств, позволяющих использовать такие товары по назначению, но не более указанного срока. Срок временного хранения продлевает подразделение таможенного органа, в регионе деятельности которого хранятся товары, по мотивированному письменному запросу заинтересованного лица в произвольной форме на имя начальника таможенного поста или начальника таможни (при отсутствии в ее структуре таможенных постов) либо должностного лица, им уполномоченного. Данный запрос должен быть представлен в подразделение таможенного органа до истечения двухмесячного срока временного хранения. Продление срока временного хранения оформляется не позднее следующего рабочего дня после поступления заявления путем наложения уполномоченным должностным лицом подразделения таможенного органа резолюции на данном заявлении.
Свыше предельного срока могут временно храниться товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию ТС, на которые наложен арест или которые изъяты при проведении специальной таможенной ревизии.
Исчисление срока временного хранения товаров (ст. 170 и 146 ТК ТС) начинается со дня их помещения на СВХ либо со дня приобретения товарами статуса товаров, находящихся на временном хранении, в соответствии с ТК ТС. В случае применения внутреннего таможенного транзита при перевозке товаров из места прибытия на таможенную территорию ТС до места нахождения таможенного органа исчисление срока временного хранения этих товаров начинается заново со дня завершения внутреннего таможенного транзита.
До истечения срока временного хранения товаров начальник таможенного поста (его заместитель) или начальник таможни (при отсутствии в ее структуре таможенных постов) либо должностное лицо, им уполномоченное, заблаговременно, но не позднее чем за 15 дней до истечения срока временного хранения обеспечивает уведомление об этом в письменной форме лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, находящихся на временном хранении. Уведомление вручается указанным лицам лично под подпись или направляется по почте (с уведомлением о вручении). Копия уведомления вручается под подпись владельцу СВХ.
При истечении срока временного хранения на следующий день после такого истечения таможенным органом оформляется акт об истечении срока временного хранения в двух экземплярах. Второй экземпляр акта также вручается лицу в вышеуказанном порядке. Копия акта вручается под подпись владельцу СВХ.
По истечении сроков временного хранения таможенные органы распоряжаются с товарами в порядке, установленном ТК ТС.
Операции с товарами, находящимися на временном хранении.
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии (в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах склада временного хранения), при условии, что эти операции не повлекут изменение состояния товаров, нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации. Разрешение таможенного органа на проведение таких операций не требуется.
Также в отношении товаров, находящихся на временном хранении с разрешения таможенного органа могут совершаться следующие операции:
- отбор проб и образцов товаров;
- исправление поврежденной упаковки;
- операции, необходимые для подготовки товаров к вывозу со склада временного хранения и их последующей транспортировки).
Для получения разрешения на проведение данных операций лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители подают на имя начальника таможенного поста или начальника таможни (при отсутствии в ее структуре таможенных постов) либо должностного лица, им уполномоченного, заявление в письменном виде в произвольной форме, в котором указывают планируемые операции. Разрешение оформляется путем наложения уполномоченным должностным лицом подразделения таможенного органа резолюции на данном заявлении.
Срок рассмотрения заявления и принятия решения подразделением таможенного органа не должен превышать 3 часов рабочего времени.
Таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на проведение таких операций только в том случае, если их осуществление повлечет утрату товаров или изменение их состояния.
Выдача товаров с СВХ либо со склада получателя осуществляется в случаях:
- выпуска (условного выпуска) товаров в соответствии с определенной таможенной процедурой;
- помещения товаров под иную таможенную процедуру (например, ВТТ);
- передачи товаров организации, уполномоченной Правительством РФ осуществлять распоряжение товарами, срок временного хранения или срок для востребования которых истек;
- отбора проб и образцов товаров;
- осуществления соответствующих процессуальных действий в рамках производства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 154 ТК ТС, товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их временного хранения, подлежат помещению под выбранную таможенную процедуру в общеустановленном порядке, как если бы они были ввезены на таможенную территорию ТС в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.
При временном хранении на складе получателя.
Разрешение на такое временное хранение выдается лицу, которое имеет полномочия в отношении товаров и во владении (нахождение в собственности или в хозяйственном ведении либо в аренде) которого находятся помещения и (или) открытые площадки, где предполагается хранить товары на основании его письменного заявления в таможенный орган в двух экземплярах. Срок рассмотрения такого заявления и принятия таможней решения о разрешении временного хранения на складе получателя товаров не должен превышать три рабочих дня.
Разрешение может быть выдано:
- на срок действия одного договора международной купли-продажи или другого вида договора, заключенного при совершении внешнеэкономической сделки либо односторонней внешнеэкономической сделки, но не более чем на один календарный год (при этом приложение к заявлению не заполняется);
- на партию товаров до прибытия их на таможенную территорию ТС либо до прибытия, либо после прибытия транспортного средства в место доставки, расположенное в месте нахождения таможенного органа.
К заявлению следует прикладывать копии:
- договора международной купли-продажи или других видов договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иных документов, выражающих содержание таких сделок;
- документов, подтверждающих право владения (нахождение в собственности или в хозяйственном ведении либо в аренде) помещениями и (или) открытыми площадками;
- транспортных и коммерческих документов - если заявление подается на разовое разрешение на партию товаров до прибытия их на таможенную территорию Российской Федерации или до прибытия транспортного средства в место доставки, расположенное в месте нахождения таможенного органа.
30. Декларирование товаров как таможенная процедура. Общий порядок декларирования товаров. Формы декларирования
В процессе создания Таможенного союза ЕврАзЭС возникает много правовых вопросов, непосредственно влияющих на одну из ключевых сфер экономики страны - внешнеторговую деятельность. Ускорение технологических и структурных изменений в мировой экономике, расширение ассортимента торговли, повышение конкурентоспособности новых центров силы из числа развивающихся стран требует повышения эффективности таможенного администрирования (Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов). В рамках совершенствования таможенного администрирования предполагается построение таможенного контроля и помещение товаров под таможенные процедуры на положениях Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в Киото 18.05.1973)) (далее - Киотская конвенция). Решение данной задачи возможно только путем преобразования нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения, складывающиеся в таможенной сфере. Целью настоящего исследования является отражение и анализ основных нововведений в сфере таможенного декларирования товаров, как одного из ключевых процессов, осуществляемых при перемещении товаров через таможенную границу.
В ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17) (далее - ТК) установлены обстоятельства, с наступлением которых связано возникновение обязанности по таможенному декларированию. Под таможенным декларированием понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (ст. 4 ТК).
Таможенное декларирование товаров является одним из этапов помещения товаров под таможенную процедуру. Согласно ст. 174 ТК помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, и завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Обязанность задекларировать товар возникает при помещении товара под таможенную процедуру, а также в иных случаях, установленных в соответствии с ТК. В отношении перемещения отдельных категорий предметов ТК не устанавливает требования об обязательном помещении под таможенные процедуры. К ним относятся: транспортные средства международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа (п. 4 ст. 341 ТК), товары для личного пользования (п. 4 ст. 354 ТК), припасы (п. 2 ст. 364 ТК). При этом указанные товары и транспортные средства подлежат таможенному декларированию. В качестве примера случаев отсутствия необходимости осуществить таможенное декларирование товаров, указанных непосредственно в ТК, можно привести непредставление таможенной декларации или иного документа для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу (ст. 163 ТК).
Обязанность по таможенному декларированию товаров может быть установлена и нормами национального законодательства государств - членов Таможенного союза, при их соответствии нормам ТК. Так, в соответствии со ст. 203 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры. В ст. 217 указанного Закона установлены дополнительные случаи декларирования товаров, к которым относятся:
1) обнаружение незаконно ввезенных товаров у их покупателя;
2) необходимость уплаты таможенных платежей в отношении отходов и остатков в соответствии со ст. ст. 246, 247, 271, 272, п. 2 ст. 309 ТК (в рамках таможенных процедур переработки для внутреннего потребления, на таможенной территории, таможенной процедуры уничтожения).
Кроме этого, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать, что отдельные категории товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государства - члена Таможенного союза, подлежат декларированию таможенным органам в случаях, указанных в п. 6 ст. 217 Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ст. 179 ТК таможенное декларирование товаров может быть произведено декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 6 п. 1 ст. 4 ТК). Таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (подп. 34 п. 1 ст. 4 ТК).
Таможенное декларирование может производиться в двух формах: письменной и (или) электронной. Обе указанные формы предполагают использование таможенной декларации. Возможность подачи декларации на товары в электронном виде предусмотрена стандартным правилом 3.21 Генерального приложения к Киотской конвенции. В соответствии с п. 5 ст. 180 ТК таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа в порядке, определенном решением Комиссии от 8 декабря 2010 года N 494 "Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа" (tsouz.ru/ KTS/ KTS22/ Pages/ R_494.aspx).
Также по общему правилу подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено ТК, решением Комиссии либо законодательством государств - членов Таможенного союза в случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза. Решением Комиссии от 14 октября 2010 года N 421 (tsouz.ru/ KTS/ KTS20/ Pages/ R_421.aspx) "О структуре и форматах электронных копий таможенных деклараций" установлены:
- структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары;
- структуры и форматы электронной копии транзитной декларации, в качестве которой используется книжка МДП с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами для применения в Российской Федерации и Республике Казахстан.
Для Республики Беларусь структуры и форматы электронной копии транзитной декларации, в качестве которой используется книжка МДП с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами, не установлены, а применяются структуры и форматы электронной копии декларации на товары и транзитной декларации.
Также данным решением установлен переходный период до 1 июля 2011 года для применения структур и форматов электронных копий таможенных деклараций при декларировании товаров, установленных национальным законодательством государств - членов Таможенного союза.
В связи с тем что положениями ТК не установлены случаи обязательного использования той или иной формы декларирования, обратимся к актам национального таможенного законодательства государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации до 1 января 2014 года по выбору декларанта таможенное декларирование производится в письменной или электронной форме с использованием таможенной декларации (п. 4 ст. 322 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). С 1 января 2014 года предполагается переход на безбумажный оборот и технологию представления в электронном виде таможенной декларации. Декларация на товары будет подаваться в электронной форме, кроме тех товаров, таможенных процедур и случаев, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме. Такие перечни будет устанавливать Правительство Российской Федерации. Согласно п. 5 ст. 204 указанного Закона в случае подачи декларации на товары в письменной форме такая декларация должна сопровождаться представлением ее электронной копии. В случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, будет устанавливать, что подача таможенной декларации в письменной форме не сопровождается представлением ее электронной копии.
В Республике Казахстан согласно п. 6 ст. 278 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV "О таможенном регулировании" подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено ТК, решением Комиссии либо законодательством Республики Казахстан в случаях, предусмотренных решением Комиссии.
Таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (подп. 24 п. 1 ст. 4 ТК). Аналогичным образом понятие таможенной декларации сформулировано в ст. 4 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" и ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь.
Это определение таможенной декларации согласуется с определением понятия "декларация на товары", которое используется в Киотской конвенции. Согласно главе 2 Генерального приложения к Конвенции декларация на товары представляет собой заявление, составленное по установленной таможенной службой форме, в котором заинтересованные лица указывают таможенную процедуру, подлежащую применению в отношении товаров, и сведения, заявления которых требует таможенная служба для применения этой процедуры.
В п. 1 ст. 180 ТК установлены виды таможенных деклараций в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:
1) декларация на товары представляется при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (п. 1 ст. 181 ТК). Декларация на товары представляет собой заявление, составленное по установленной таможенной службой форме, в котором заинтересованные лица указывают таможенную процедуру, подлежащую применению в отношении товаров, и сведения, заявления которых требует таможенная служба для применения этой процедуры (E19./F8 Генерального приложения к Киотской Конвенции);
2) транзитная декларация представляется таможенному органу отправления при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (п. 1 ст. 182 ТК);
3) пассажирская таможенная декларация применяется при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме (п. 3 ст. 355 ТК);
4) декларация на транспортное средство подается перевозчиком таможенному органу для таможенного декларирования транспортных средств международной перевозки (п. 1 ст. 350 ТК).
Следующими решениями Комиссии определены формы и порядок заполнения каждого из видов таможенной декларации:
1) решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (tsouz.ru/ KTS/ KTS16/ Pages/ default.aspx);
2) решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации" (tsouz.ru/ KTS/ KTS17/ Pages/ R_289.aspx);
3) решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и Порядка заполнения пассажирской таможенной декларации" (tsouz.ru/ KTS/ KTS17/ Pages/ R_287.aspx);
4) решение Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 года N 422 "О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения" (tsouz.ru/ KTS/ KTS20/ Pages/ R_422.aspx).
Стандартным правилом 3.11 Генерального приложения к Киотской конвенции предусматривается, что бумажный формат декларации на товары должен соответствовать формуляру-образцу ООН. При автоматизированной очистке формат декларации на товары, подаваемой в электронном виде, основывается на международных стандартах электронного обмена информацией, определенных Рекомендациями по информационным технологиям Совета таможенного сотрудничества.
Согласно п. 2 ст. 180 перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза. Данное положение основывается на Стандартном правиле 3.12 Генерального приложения к Киотской конвенции, закрепившем аналогичное требование применительно к перечню данных, подлежащих внесению в декларацию на товары. В отношении каждого вида таможенных деклараций устанавливаются перечни необходимых для указания сведений. В ст. 181 ТК установлен перечень основных сведений, которые должны быть указаны в декларации на товары. Сведения заполняются в том числе в закодированном виде. В настоящее время применяются единые для государств - членов Таможенного союза классификаторы, утвержденные решением Комиссии от 20 сентября 2010 года N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций" (tsouz.ru/ KTS/ KTS19/ Pages/ R_378.aspx). Перечень обязательных для заполнения сведений в транзитную декларацию установлен ст. 182 ТК. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
Перечни сведений, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации, могут быть сокращены в зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров, лиц, их перемещающих, вида транспорта либо решением Комиссии, либо законодательством государств - членов Таможенного союза, если это предусмотрено решением Комиссии Таможенного союза. Сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, может только Комиссия Таможенного союза.
В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются ТК или решением Комиссии Таможенного союза (п. 4 ст. 180 ТК). Во исполнение п. 4 ст. 180 ТК Комиссия приняла решение от 20 мая 2010 года N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары" (tsouz.ru/ KTS/ KTS16/ Pages/ R_263.aspx). Данным решением предусматривается, что при соблюдении определенных условий можно использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы в качестве декларации на товары с приложением письменного заявления или перечня товаров. Дополнительно законодательством государств - членов Таможенного союза в рамках реализации международных соглашений, заключенных между государством - членом Таможенного союза и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, могут быть установлены иные случаи и порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.
Непосредственно ТК установлены случаи использования других документов вместо таможенной декларации. Так, в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенное декларирование производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления, либо декларации на товары (п. 2 ст. 314 ТК). В целях упрощения таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в международных почтовых отправлениях, было заключено Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях". Во исполнение указанных нормативных документов Комиссия приняла решения: решение Комиссии от 18 июня 2010 года N 310 "Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации" и решение Комиссии от 20 сентября 2010 года N 377 "Об особенностях заполнения транзитной декларации при перемещении международных почтовых отправлений".
Статьей 350 ТК предусматривается возможность применения в качестве таможенной декларации на транспортное средство стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены Таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, в зависимости от вида транспорта. Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления таможенной декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть таможенной декларации на транспортное средство.
Согласно п. 2 ст. 182 ТК в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие необходимые сведения. Порядок подачи и регистрации транзитной декларации определен решением Комиссии от 17 августа 2010 года N 438 "О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита" (tsouz.ru/ KTS/ KTS20/ Pages/ R_438.aspx).
Данным порядком предусмотрено, что таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации следующие документы, содержащие сведения, указанные в п. 3 ст. 182 ТК:
- заполненные листы транзитной декларации;
- книжку МДП, заполненную в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее - Конвенция МДП) с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;
- карнет АТА, заполненный в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза 1961 года и Конвенции о временном ввозе 1990 года (далее - Конвенция о временном ввозе) с прилагаемыми к нему транспортными (перевозочными) и коммерческими документами (при перевозке в пределах территории государства - члена Таможенного союза, если это предусмотрено законодательством такого государства);
- транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.
При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов основу транзитной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью.
Однако таможенная декларация является не единственным документом, представление которого необходимо для таможенного декларирования товаров. В соответствии с п. 1 ст. 183 ТК подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Перечень таких документов установлен указанной статьей, он может быть сокращен в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц. Если в документах не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация. При подаче таможенной декларации в электронной форме документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документы, установленные ст. ст. 240, 253, 265, 294, 299 и 308 ТК, не представляются таможенному органу, если в таможенный орган ранее представлялись такие документы, либо они могут быть представлены впоследствии в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза (п. 6 ст. 183 ТК).
Кроме документов, указанных в п. 1 ст. 183 ТК, согласно ст. 184 ТК, представляются дополнительные документы при заявлении:
1) таможенных процедур переработки (на таможенной территории, вне таможенной территории, для внутреннего потребления);
2) таможенной процедуры реимпорта;
3) таможенной процедуры реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
4) таможенной процедуры - "свободная таможенная зона";
5) таможенной процедуры - "свободный склад";
6) специальных таможенных процедур.
Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств - членов Таможенного союза. Так, в Российской Федерации сокращенный перечень документов установлен в отношении: товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины; товаров помещаемых под процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления уполномоченным экономическим оператором; товаров, временно ввозимых или вывозимых в качестве научных или коммерческих образцов. Согласно п. 2 ст. 208 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе дополнительно сокращать перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), таможенной процедуры, категорий товаров и лиц.
В п. 3 ст. 183 ТК закреплено положение относительно возможности представления документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, не одновременно с декларацией, а в более поздний срок. Данное положение базируется на Стандартном правиле 3.17 Генерального приложения к Киотской конвенции, предусматривающем, что в случаях, когда отдельные подтверждающие документы не могут быть представлены вместе с декларацией на товары по причинам, признанным таможенной службой обоснованными, она разрешает подачу таких документов в течение определенного периода времени.
Основанием для представления документов в более поздний срок является разрешение таможенного органа, выдаваемое в письменной форме по мотивированному письменному обращению декларанта. По общему правилу таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза, - после выпуска товаров. Нормами национального законодательства устанавливается и предельный срок для представления документов. Так, в Российской Федерации согласно п. 8 ст. 208 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы в письменной форме разрешают представление документов после выпуска товаров в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после дня регистрации декларации на товары. Необходимым условием получения указанного выше разрешения таможенного органа является письменное обязательство декларанта представить необходимые документы и сведения в срок, определенный в разрешении таможенного органа. Отказ таможенного органа в выдаче названного разрешения должен быть мотивирован и может быть обжалован.
В п. п. 4 - 7 ст. 183 ТК установлены основные требования к представлению документов. Документы могут быть представлены в виде оригиналов или копий. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза. Так, в Российской Федерации согласно п. 3 ст. 208 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных при таможенном декларировании документов их оригиналам в случаях, если эти копии заверены лицом, их представившим, декларантом либо органом, выдавшим такие документы. После проверки оригиналы документов незамедлительно возвращаются лицу, их представившему.
Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов. Допустимо представление электронных документов. Порядок представления и использования электронных документов определен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 сентября 2010 года "О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза".
Таможенные органы могут принимать и использовать при таможенном декларировании документы и сведения, составленные на государственных языках государств - членов Таможенного союза и на иностранных языках с правом требования перевода сведений, содержащихся в документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства - члена Таможенного союза.
В ст. 185 ТК установлены сроки подачи таможенной декларации. Стандартным правилом 3.23 Генерального приложения к Киотской конвенции предусмотрено, что установленные национальным законодательством сроки для подачи декларации на товары должны быть достаточными, чтобы позволить декларанту заполнить декларацию и получить требуемые подтверждающие документы. В соответствии с данным правилом установлены следующие сроки подачи таможенной декларации:
- при ввозе товаров таможенная декларация подается до истечения срока временного хранения товаров, который составляет 4 месяца;
- при вывозе товаров таможенная декларация подается до их убытия с таможенной территории Таможенного союза.
Иные сроки могут быть установлены ТК. Так, в п. 3 ст. 185 ТК установлен срок подачи таможенной декларации в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию. Отступлением от общего правила являются и положения ТК, предусматривающие первоочередной порядок таможенного оформления, а также при применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов. В указанных случаях таможенный орган может осуществить выпуск товаров до подачи таможенной декларации при условии представления обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары (ст. 197 ТК). Согласно п. 1 ст. 336 ТК при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и вывозе с этой территории товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, декларирование осуществляется с последующей подачей таможенной декларации на помещение электрической энергии под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, соответственно, не позднее двадцатого числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической ее поставки.
Специальные сроки подачи таможенной декларации могут предусматриваться и нормами национального законодательства. Так, ст. 194 ТК предусмотрена возможность регулирования на национальном уровне положений об особенностях декларирования товаров. Пунктом 2 ст. 209 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что применяются специальные сроки подачи таможенной декларации при подаче неполной декларации на товары, периодическом таможенном декларировании товаров, временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Таможенного союза, декларировании товара в несобранном или разобранном виде, декларировании товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода.
Стандартными правилами 3.6 и 3.7 Генерального приложения к Киотской конвенции установлено, что условия, при которых лицо имеет право выступать в качестве декларанта, определяются в национальном законодательстве и любое лицо, обладающее правом распоряжаться товарами, имеет право выступать в качестве декларанта. При этом в разъяснении Всемирной таможенной организации отмечено, что указанное Стандартное правило не должно пониматься как относящееся исключительно к собственнику товара, но толковаться в широком смысле и пониматься настолько широко, насколько это допускает национальное законодательство, с тем чтобы в качестве декларанта могли выступать также третьи лица, действующие от имени собственников, включая получателей, перевозчиков, агентов и таможенных представителей.
В ст. 186 ТК указан круг лиц, которые могут выступать в качестве декларанта. Ключевая характеристика декларанта по ТК - предоставленная ему возможность распоряжаться товарами на таможенной территории. В каждом конкретном случае лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта, должно определяться в зависимости от основания, на котором возникает право распоряжения товаром. Отправной точкой в этом вопросе служит наличие внешнеэкономической сделки, в связи с которой товар перемещается через таможенную границу. Если товар перемещается через таможенную границу на основании внешнеэкономической сделки, декларантом является лицо государства - члена Таможенного союза, заключившее такую сделку, либо от имени, либо по поручению которого эта сделка заключена (преимущественно это сделки купли-продажи, мены, аренды).
Если товар ввозится на таможенную территорию или вывозится с этой территории не в рамках внешнеэкономической сделки, декларантами могут быть:
- лицо государства - члена Таможенного союза, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
- иностранные лица (физические лица, перемещающие товары для личного пользования, лица, пользующиеся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК, лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена Таможенного союза).
Кроме критерия наличия внешнеэкономической сделки, также имеет значение для заявления какой таможенной процедуры происходит декларирование. При заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления круг иностранных лиц, которые могут выступать в качестве декларанта, расширяется: организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза в установленном порядке, может выступать декларантом только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств. При заявлении таможенной процедуры таможенного транзита в перечень лиц, которые могут выступать в качестве декларантов, также входят перевозчик, в том числе таможенный перевозчик и экспедитор, если он является лицом государства - члена Таможенного союза.
Положения о правовом статусе декларанта также содержатся в ст. ст. 187 - 189 ТК, в которых установлены права, обязанности декларанта и его ответственность. В ст. 187 ТК перечислены основные права, которые предоставлены декларанту при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Перечень прав незакрытый, декларант вправе пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК. Перечень обязанностей декларанта, установленный в ст. 188 ТК, также не является исчерпывающим.
Согласно стандартному правилу 3.8 Генерального приложения к Киотской конвенции декларант несет ответственность перед таможенной службой за достоверность сведений, указанных в декларации на товары, и уплату пошлин и налогов. Положения ст. 189 ТК об ответственности декларанта соответствуют правилу Конвенции. Так, декларант несет ответственность за неисполнение обязанностей, в числе которых упомянута обязанность уплатить таможенные платежи, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии со ст. 190 ТК таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Данное положение должно обеспечить возможность подать декларацию на товары любому таможенному органу на территории Таможенного союза, но п. 1 ст. 368 переходных положений ТК установлен порядок таможенного декларирования товаров по принципу резидентства. До вступления в силу международного договора государств - членов Таможенного союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории Таможенного союза:
- декларация на товары подается таможенному органу государства - члена Таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров, за исключением случаев, указанных в подп. 2 ст. 186 ТК;
- декларации на товары дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами и международными организациями государств - членов Таможенного союза таможенному органу государства - члена Таможенного союза, на территории которого они находятся.
В национальном законодательстве также могут содержаться положения, предусматривающие возможность установления определенных таможенных органов для декларирования отдельных видов товаров (см. например, ст. 205 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов, подтверждающих заявленные в декларации сведения, фиксируется в день их получения таможенным органом. В течение двух часов с момента подачи декларации сотрудник таможенного органа проверяет наличие либо отсутствие оснований для отказа в регистрации таможенной декларации, предусмотренных п. 4 ст. 190 ТК. Указанные положения не применяются при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита. Порядок регистрации или отказа в регистрации декларации на товары установлен решением Комиссии от 20 мая 2010 года N 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров" (tsouz.ru/ KTS/ KTS16/ Pages/ R_262.aspx). Порядок подачи и регистрации транзитной декларации, а также случаи отказа в регистрации транзитной декларации определены решением Комиссии от 17 августа 2010 года N 438 "О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита".
Обязанности лица подать таможенную декларацию соответствует обязанность таможенного органа зарегистрировать эту декларацию. При этом наступление юридических последствий декларирования товаров, предусмотренных ТК, связано не с моментом подачи лицом таможенной декларации, а с моментом ее регистрации таможенным органом. Именно с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Таможенная декларация, не зарегистрированная таможенным органом, считается для таможенных целей не поданной. Это означает, что товары, на которые она подавалась, рассматриваются как незадекларированные таможенному органу.
Сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров в соответствии со ст. 191 ТК. Положения ст. 191 ТК имеют своей международной основой Стандартное правило 3.27 и переходное правило 3.28 Генерального приложения к Киотской конвенции. В соответствии с указанными правилами таможенная служба разрешает декларанту вносить поправки в поданную декларацию на товары при условии, что к моменту получения такого запроса она не начала проверку декларации на товары или проверку товаров. Если запрос получен после начала проверки декларации на товары, поправки могут быть внесены только при условии признания таможенной службой причин, указанных декларантом, обоснованными.
В ТК данное правило закреплено в форме допущения изменений или дополнений сведений, заявленных в таможенной декларации, как до выпуска товаров, так и после него. Условия, при которых допускается внесение изменений или дополнений в таможенную декларацию до выпуска, указаны в п. 1 ст. 191 ТК. Случаи и порядок внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров определены решением Комиссии от 20 мая 2010 года N 255 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров" (tsouz.ru/ KTS/ KTS16/ Pages/ R_255.aspx).
В связи с тем что ТК обязанность декларирования товаров, а также ответственность за достоверность заявленных в декларации сведений возлагает на декларанта, должностные лица таможенных органов не вправе заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять указанные в ней сведения ни по собственной инициативе, ни по поручению или просьбе заинтересованных лиц за исключением случая, установленного п. 3 ст. 191 ТК.
В ст. 192 ТК регламентирован порядок отзыва таможенной декларации, зарегистрированной таможенным органом. Положения указанной статьи базируются на переходном правиле 3.29 Генерального приложения к Киотской конвенции, которым установлено, что декларанту разрешается отозвать декларацию на товары и обратиться с просьбой о применении другой таможенной процедуры при условии, что просьба об этом подается в таможенную службу до выпуска товаров, а причины такой просьбы признаны таможенной службой обоснованными. Допускается отзыв таможенной декларации, зарегистрированной таможенным органом, в отношении как товаров Таможенного союза, так и иностранных товаров. Декларация, принятая таможенным органом на иностранные товары, может быть отозвана до момента выпуска товаров таможенным органом, но в пределах срока временного хранения товаров. Декларация, принятая в отношении товаров Таможенного союза, может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, в том числе после принятия решения о выпуске товаров, с обязательным указанием в обращении об отзыве места нахождения товаров. Условия положительного решения по обращению декларанта об отзыве указаны в п. 3 ст. 192 ТК.
В целях ускорения процесса помещения товаров под таможенную процедуру, введения их в оборот согласно Стандартному правилу 3.25 Генерального приложения к Киотской конвенции в национальном законодательстве предусматривается положение, регулирующее подачу и регистрацию или проверку декларации на товары и подтверждающих документов до прибытия товаров. Согласно ст. 193 ТК такая возможность установлена в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. При подаче предварительной декларации иностранные товары должны быть предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, или иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза. Таможенную декларацию можно дополнить сведениями, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу, до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 256 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании" (tsouz.ru/ KTS/ KTS16/ Pages/ R_256.aspx).
ТК не устанавливает срок подачи таможенной декларации при предварительном декларировании товаров, исходя из предполагаемого момента ввоза товаров, однако, если товары, задекларированные предварительно, не предъявляются в таможенный орган в течение тридцати календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров. В процессе предварительного таможенного декларирования возможен отзыв таможенной декларации в ситуации, когда декларант обнаруживает несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных.
Согласно ст. 194 ТК особенности таможенного декларирования товаров могут устанавливаться таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих. К числу таких случаев ТК относит:
1) если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования (неполное таможенное декларирование товаров);
2) при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени (периодическое таможенное декларирование);
3) при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (временное таможенное декларирование);
4) при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени (таможенное декларирование с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности).
В Российской Федерации и Республике Казахстан указанные особенности установлены соответственно Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. ст. 212 - 216) и Кодексом Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (ст. ст. 292 - 295). В соответствии со ст. 83 Таможенного кодекса Республики Беларусь особенности таможенного декларирования товаров вправе устанавливать Правительство Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
По итогам проведенного исследования следует отметить, что регламентация таможенного декларирования претерпела значительные изменения, которые затронули понятийный аппарат, сроки подачи деклараций, формы декларирования, виды деклараций, порядок регистрации документов и предъявления товаров и т.д. Кроме этого, многие вопросы требуют дальнейшего регулирования и на наднациональном уровне, и на национальном уровне государств - членов Таможенного союза.
Рассмотренные основные нововведения в правовом регулировании института таможенного декларирования затрагивают как интересы лиц, перемещающих товары, так и таможенных органов. С одной стороны, новые положения призваны обеспечить ускоренный порядок таможенного декларирования, что выгодно как предпринимателям, так и таможенным органам в связи с существенным снижением временных затрат на прохождение и проведение таможенных формальностей. В то же время недостаточность правового регулирования в силу большого количества отсылочных норм в ТК затрудняет изучение и применение прогрессивных положений ТК всеми участников таможенных правоотношений. Более того, определение порядка осуществления основных таможенных операций на уровне государств - членов Таможенного союза может внести еще больше неясностей в силу отсутствия единообразия правового регулирования.
31. Правовой статус декларанта
4. ДЕКЛАРАНТ, ЕГО ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Понятие декларанта. Декларант— обобщающее понятие и в таможенном праве означает лицо, перемещающее товары,или таможенный брокер, декларирующие, представляющие и предъявляющие товарыи транспортные средства от собственного имени.
Декларантом может быть толькороссийское лицо, за исключением случаев перемещения через таможенную границуРФ физическими лицами товаров не для коммерческих целей и иных случаев,определяемых законодательством.
Содержание понятия декларантраскрывается в нескольких правовых актах по таможенному делу — ст. 5 ЗаконаРоссийской Федерации «О таможенном тарифе» ч. 10 ст. 18 и ч. 1 ст. 172Таможенного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время сущностнаяхарактеристика указанного понятия законодательством не определена, речьидет лишь о том, кто может быть декларантом.
Правовой статус декларантаи лица, перемещающего товары, установлен в ч. 9 ст. 18 и гл. 24 Таможенногокодекса Российской Федерации.
Права и обязанности декларанта.В соответствии со ст. 173 Таможенного кодекса Российской Федерации придекларировании товаров и транспортных средств декларант обязан:
произвести декларированиетоваров и транспортных средств в соответствии с предусмотренным порядком;
по требованию таможенногооргана Российской Федерации предъявить декларируемые товары и транспортныесредства;
представить таможенному органуРоссийской Федерации документы и дополнительные сведения, необходимые длятаможенных целей;
уплатить таможенные платежи;
оказывать таможенным органамРоссийской Федерации содействие в производстве таможенного оформления,в том числе путем совершения требуемых грузовых и иных операций.
Помимо иных прав, предусмотренныхКодексом, до подачи таможенной декларации декларант вправе под таможеннымконтролем осматривать и измерять товары и транспортные средства, с разрешениятаможенного органа Российской Федерации брать пробы и образцы товаров.Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подаетсяпри условии, что они будут охвачены таможенной декларацией, подаваемойв отношении товаров.
Декларируемые при ввозе натаможенную территорию товары, подлежащие обязательной сертификации, должныиметь сертификат и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченнымна то органом. Сертификаты соответствия или свидетельства об их признаниипредставляются декларантом в таможенные органы с таможенной декларацией.
О правах декларанта речьидет в целом ряде статей Таможенного кодекса: право декларанта, присутствоватьпри таможенном оформлении (ч.1 ст. 128); право подавать с разрешения таможенногооргана, производящего таможенное оформление, таможенную декларацию и иныедокументы на иностранных языках (ст. 129); право совершать отдельные операциис товарами и транспортными средствами до окончания таможенного оформления(ч.2 ст. 134); право декларанта на получение информации о причинах принятогорешения (ст. 387) и др.
Таможенный брокер — коммерческаяорганизация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации,являющаяся юридическим лицом и получившая лицензию Государственного таможенногокомитета Российской Федерации на осуществление деятельности в качестветаможенного брокера (ст. 157 ТК).
Статус таможенного брокерапомимо Таможенного кодекса закреплен в постановлении Правительства РоссийскойФедерации от 17 июля 1996 г. № 873 «Об утверждении Положения о таможенномброкере» ', и изданным в его развитие нормативным правовым актом ГТК России2.
1 Собрание законодательстваРФ. 29 июля 1996, № 31. Ст. 3737. Российская газета («Ведомственное приложение»).1996. №161.
2 Приказ ГТК России от 15июня 1998 г. № 392 «Об утверждении Порядка лицензирования и контроля задеятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов», зарегистрированв Минюсте РФ 7 июля 1998 г. № ISS3.
Деятельность таможенногоброкера заключается в совершении от собственного имени операций по таможенномуоформлению товаров и транспортных средств, выполнении других посредническихфункций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемоголица, а именно:
декларировании товаров итранспортных средств;
представлении таможенномуоргану Российской Федерации документов и дополнительных сведений, необходимыхдля таможенных целей;
предъявлении декларируемыхтоваров и транспортных средств;
обеспечении уплаты таможенныхплатежей и иных платежей, предусмотренных Таможенным кодексом РоссийскойФедерации в отношении декларируемых товаров и транспортных средств;
совершении иных действий,необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля, в качествелица, обладающего полномочиями в отношении декларируемых товаров и транспортныхсредств.
Государственный таможенныйкомитет Российской Федерации вправе определять иные функции таможенногоброкера.
Порядок выдачи лицензии наосуществление деятельности в качестве таможенного брокера и срок ее действияопределяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Обязанностями таможенногоброкера являются:
заявление по установленнойформе и в установленные сроки сведений о товарах и транспортных средствахи их таможенном режиме, а также других сведений, необходимых для таможенныхцелей;
предъявление по требованиютаможенного органа Российской Федерации декларируемых товаров и транспортныхсредств;
представление таможенномуоргану Российской Федерации документов и дополнительных сведений, необходимыхдля таможенных целей;
проверка достоверности полученныхот представляемого лица документов и сведений, необходимых для таможенныхцелей;
присутствие по требованиютаможенного органа Российской Федерации при таможенном оформлении товарови Транспортных средств и оказание содействия должностным лицам таможенныхорганов Российской Федерации в производстве таможенного оформления;
осуществление по требованиютаможенного органа Рос-сийской Федерации за счет представляемого лица транспортировки,взвешивания или иного определения количества товаров, погрузки, выгрузки,перегрузки, исправления поврежденной упаковки, вскрытия упаковки, упаковкилибо переупаковки товаров и транспортных средств, подлежащих . таможенномуоформлению, а также вскрытия помещений, емкостей и других мест, где могутнаходиться указанные товары и транспортные средства;
правильное исчисление таможенныхплатежей;
уплата таможенных платежейв отношении декларируемых таможенным брокером товаров и транспортных средств,если это предусмотрено договором между таможенным брокером и представляемымлицом либо если представляемое лицо является иностранным лицом;
осуществление в формах, непротиворечащих законодательству Российской Федерации, мониторинга за своевременнойи полной уплатой таможенных платежей представляемым лицом либо третьимилицами;
обеспечение осуществленияветеринарного, фитосанитар-ного и иных видов государственного контроля,проводимого другими органами государственной власти в отношении декларируемыхтаможенным брокером товаров и транспортных средств;
соблюдение условий и ограниченийна пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношениикоторых таможенное оформление не завершено, до выпуска товаров и транспортныхсредств либо до их предоставления представляемому лицу в распоряжение всоответствии с избранным таможенным режимом;
ведение учета товаров и транспортныхсредств, декларированных таможенным брокером, представление таможенномуоргану Российской Федерации отчетности о таких товарах и транспортных средствахи о своих операциях с ними в порядке, определяемом Государственным таможеннымкомитетом Российской Федерации;
обеспечение совместимостииспользуемых таможенным брокером средств автоматической обработки информациии программных продуктов со средствами автоматической обработки информациии программными продуктами, используемыми таможенными органами РоссийскойФедерации;
незамедлительное информированиетаможенных органов Российской Федерации о любом обнаруженном изменении,уничтожении, повреждении или утрате средств таможенной идентификации, повреждениитары и упаковки, несоответствии товаров сведениям о них в транспортных,коммерческих и иных документах, несоответствии сведений о товарах в различныхдокументах и подобных обстоятельствах, имеющих отношение к таможенномуделу;
использование информации,полученной от представляемого лица для таможенных целей, исключительнов этих целях; обеспечение соблюдения предусмотренных таможенным законодательствомРоссийской Федерации запретов и ограничений на разглашение, использованиев собственных целях, передачу третьим лицам, а также органам государственнойвласти Российской Федерации полученной от представляемого лица информации,составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну,а также конфиденциальной информации;
предоставление в месте нахождениятаможенного брокера для общедоступного ознакомления копии лицензии на осуществлениедеятельности в качестве таможенного брокера и информации об основных условияхдоговора таможенного брокера с представляемыми лицами;
ведение реестра заключенныхс представляемыми лицами договоров; предъявление по требованию таможенногооргана Российской Федерации договоров между таможенным брокером и представляемымилицами;
проверка полномочий представляемоголица в отношении товаров и транспортных средств;
разъяснение представляемымлицам требований таможенного законодательства Российской Федерации;
контроль за соответствиемзнаний специалистов по таможенному оформлению, состоящих в штате таможенногоброкера, требованиям, предъявляемым к таким специалистам;
контроль за соблюдением специалистамипо таможенному оформлению, состоящими в штате таможенного брокера, требований,предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации;
представление в таможенныйорган Российской Федерации заверенных копий квалификационных аттестатовспециалистов по таможенному оформлению, состоящих в штате таможенного брокера,сведений об этих лицах, а также образцов их подписей;
осуществление иных обязанностейтаможенного брокера, определенных Государственным таможенным комитетомРоссийской Федерации.
При осуществлении таможенногоконтроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанностии несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товарыи транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации.
За уплату таможенных платежей,взимаемых таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении,таможенный брокер несет солидарную ответственность с лицом, перемещающимтовары и транспортные средства.
Для осуществления своей деятельноститаможенный брокер вправе:
присутствовать при таможенномоформлении товаров и транспортных средств, при взятии проб и образцов товаровдолжностными лицами таможенных органов Российской Федерации в целях таможенногооформления этих товаров в порядке, предусмотренном таможенным законодательствомРоссийской Федерации;
производить под таможеннымконтролем осмотр товаров и транспортных средств, их взвешивание и иноеопределение количества, а также брать с разрешения таможенного органа РоссийскойФедерации пробы и образцы товаров. В отношении товаров, вывозимых с территорииРоссийской Федерации, такого разрешения не требуется, если указанные операциисовершаются до начала таможенного оформления;
знакомиться с результатамипроведенного таможенными органами Российской Федерации исследования (экспертизы)взятых проб и образцов товаров;
проводить исследование (экспертизу)взятых проб и образцов товаров либо обеспечивать проведение такого исследования(экспертизы) в соответствии с законодательством Российской Федерации засчет представляемого лица;
выполнять под контролем таможенныхорганов Российской Федерации действия, относящиеся к компетенции этих органов(осуществлять идентификацию товаров и транспортных средств, изменять, удалятьили уничтожать средства идентификации и т.д.), в порядке, устанавливаемомГосударственным таможенным комитетом Российской Федерации;
утверждать с согласия таможенногооргана Российской Федерации список своих работников, имеющих право доступав зоны таможенного контроля, и иметь в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации в указанных зонах служебные помещения, необходимыедля совершения операций по таможенному оформлению;
требовать от представляемоголица представления документов и сведений, необходимых для таможенных целей,в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскуюили иную охраняемую законом тайну либо являющуюся конфиденциальной информацией,и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдениетребований таможенного законодательства Российской Федерации;
предоставлять льготы в отношениицены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц;
устанавливать в качествеусловия заключения договора с представляемым лицом требования обеспеченияисполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательствомРоссийской Федерации;
выступать в случаях и порядке,определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации,в качестве поручителя перед таможенными органами Российской Федерации занадлежащее исполнение представляемым лицом своих обязательств;
получать информацию и консультациитаможенных органов Российской Федерации по таможенным вопросам в порядке,определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерациив соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;
иметь в порядке, определяемомГосударственным таможенным комитетом Российской Федерации, доступ к информационнымсетям таможенных органов Российской Федерации, Используемым ими для автоматическойобработки информации, для электронной передачи данных, необходимых длятаможенных целей;
обжаловать в установленномпорядке решения, действия Или бездействие таможенных органов РоссийскойФедерации , и их должностных лиц.
Наиболее важная обязанностьдекларанта (таможенного брокера) и иных лиц — обязанность уплатить таможеннуюпошлину и иные таможенные платежи.
Следует особо отметить, чтодекларант самостоятельно определяет основу для исчисления таможенных платежей— стоимость товара.
Стоимость товара, определяемаядекларантом в соответствии с Законом Российской Федерации «О таможенномтарифе» от 21 мая 1993 г., используется для целей:
обложения товара пошлиной;
внешнеэкономической и таможеннойстатистики; применения иных мер государственного регулирования торгово-экономическихотношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютногоконтроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствиис законодательными актами Российской Федерации.
Система определения таможеннойстоимости товара (таможенной оценки) основывается на общих принципах таможеннойоценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары,ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации. Порядок применениясистемы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РоссийскойФедерации, устанавливается Правительством Российской Федерации на основанииположений Закона «О таможенном тарифе». Таможенная стоимость заявляется(декларируется) декларантом таможенному органу при перемещении товара черезтаможенную границу Российской Федерации. Таможенная стоимость определяется декларантомсогласно методам определения таможенной стоимости, установленным Законом«О таможенном тарифе». Контроль за правильностью определения таможеннойстоимости осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенноеоформление товара.
32. Правовое регулирование выпуска товаров
Выпуск товаров — действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.
Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении условий:
1) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства (исключение — нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены);
2) ели в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД или в соответствии с международными договорами РФ (исключение — случаи, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров);
3) если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры;
4) если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо представлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Выпуск для свободного обращения ввезенных товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов (в случае их непоступления товары считаются условно выпущенными).
Разрешение на помещение российских товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, под таможенный режим выдается таможенным органом применительно к выпуску товаров.
Выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при ввозе товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для СМИ, а также при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления (условие — декларантом представлены коммерческий или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товары, а также документы и сведения, подтверждающие соблюдение ограничений).
Выпуск товаров до подачи таможенной декларации допускается при представлении декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, не превышающий 45 дней со дня выпуска товаров.
Условному выпуску (ст.151) подлежат товары в случае:
1) если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами;
2) если товары помещены под таможенные режимы таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения, а также под специальные таможенные режимы, применимые к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ;
3) если выпускаются товары без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, запрещены к передаче третьим лицам (если ограничения на их ввоз установлены в связи с проверкой их качества и безопасности, запрещены к использованию в любой форме).
Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров.
Товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы таможенных пошлин, налогов.
Таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее 3 рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам (ст.152) (при применении предварительного декларирования выпуск товаров производится после их предъявления таможенному органу).
- 1. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- 2. Таможенное дело, как объект правового регулирования
- 3. Таможенное право как комплексная отрасль российского права. Ее место в системе права рф
- 4. Предмет и метод таможенного права
- 5. Принципы таможенного права
- 6. Источники таможенного права, их классификация и краткая характеристика
- 8. Таможенное законодательство рф, понятие и краткая характеристика
- 9. Понятие и структура таможенно-правовой нормы. Реализация таможенно-правовых норм
- 10. Действие таможенно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 11. Понятие, виды и особенности таможенных правоотношений. Основание их возникновения, изменения и прекращения
- 12. Общая характеристика субъектов таможенных правоотношений. Таможенная правосубъектность
- 13. Товары и транспортные средства международной перевозки, как предмет таможенных правоотношений. Товары тс и иностранные товары. Страна происхождения товаров
- 14. Понятие и правовой режим таможенной территории тс и таможенной границы тс
- 15. Правовой статус таможенных органов рф
- 16. Правовой статус фтс рф
- 17. Правовой статус лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела
- 18. Правовой статус рту
- 19. Правовой статус таможни
- 20. Служба в таможенных органах рф как вид госслужбы
- 21. Правовой статус таможенного поста
- 22. Ведение тн вэд и таможенной статистики таможенными органами рф
- 23. Правовое регулирование информирования и консультирования граждан таможенными органами
- Глава 5. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и должностных лиц
- 29. Правовое регулирование временного хранения товаров. Свх
- 33. Правовой статус таможенного представителя
- 36. Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства рф.
- 56. Таможенно-правовая характеристика процедуры свободной таможенной зоны
- 57. Особенности и правовая основа перемещения через таможенную границу транспортных средств международной перевозки
- 58. Перемещение через таможенную границу товаров физ.Лицами
- 60. Общая характеристика административных правонарушений в области таможенного дела