logo
отк (2)

56. Особенности таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых дипломатами и дипломатическими представительствами.

Исторически в таможенном праве сложилась отдельная категория лиц, имеющая право на таможенные льготы, как в части уплаты таможенных платежей, так и в части проведения таможенного оформления и таможенного контроля. Базируются льготы (привилегии, преимущества) на статусе и иммунитетах данных лиц, установленных международными конвенциями и договорами, такими как, Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.), Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.), Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 г.), а также соглашениями и договорами между Правительством Российской Федерации и международными организациями, например, Соглашением между Европейским Космическим агентством и Правительством Российской Федерации об учреждении в Российской Федерации Постоянного Представительства Европейского Космического агентства и его статусе.

Таможенные органы при декларировании товаров данной категории лиц руководствуются главой 25 «Перемещение товаров отдельными категориями лиц» (ст. 298-308) Таможенного кодекса РФ (ТК РФ), устанавливающей специальную таможенную процедуру, которая предусматривает таможенное оформление в упрощенном порядке для дипломатических, консульских и иных официальных представительств иностранных государств (например, специальных миссий, представительств государств при международных межправительственных организациях), международных организаций, а также для сотрудников (иностранных лиц) данных организаций, в таможенных органах , установленных ФТС России, так как требуются специальные познания сотрудников таможенных органов.

Таможенное оформление в упрощенном порядке (декларирование путем подачи заявления), введенное приказом ГТК России от 10 октября 2002 г. № 1087 «Об утверждении правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров отдельными категориями иностранных лиц» в настоящее время распространяется только на дипломатические и консульские представительства иностранных государств. В отношении международных организаций действует стандартная процедура таможенного оформления с полным условным освобождением от таможенных платежей .

Необходимо также отметить, что статья 8 ТК РФ «Действие международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела» в случае возникновения противоречий между международным договором и Таможенным кодексом, установила приоритет международно-правовой нормы.

С учетом вышеизложенного, можно отметить следующие особенности таможенного оформление грузов, перемещаемых иностранными представительствами:

1. Таможенное оформление и таможенный контроль регламентируется нормами российского законодательства и международного права, имеющим приоритет над российским. При таможенном оформлении используются таможенные акты, базирующиеся на устаревших понятиях Таможенного кодекса РФ и других российских нормативных актах;

2. Места таможенного оформления грузов, определены ФТС России, что накладывает ограничения на организацию перевозки и таможенного оформления, и создает сложности при отправлении (получении) грузов с использованием экспресс-перевозчиков;

3. Иностранные представительства и их сотрудники имеют судебный иммунитет, что накладывает ограничения на производство по делам об административным правонарушениям в сфере таможенного дела и на их рассмотрение;

4. Иностранные представительства освобождены от уплаты таможенных платежей;

5. В случае возникновения проблем иностранные представительства имеют возможность обращаться в МИД России и ФТС России для их решения или использовать принцип взаимности для введения ограничений в отношении российских представительств и их сотрудников в иностранных странах.