logo
Фиск роль тамож пошлин

Таможенные посты Российской Федерации

Таможенный пост РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и

осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни РФ

либо РТУ РФ в случае непосредственного подчинения управлению.

Решениями ГТК России отдельные таможенные посты РФ могут быть подчинены

непосредственно ГТК России.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ РФ, а

таможенного поста со статусом юридического лица или подчинённого

непосредственно ГТК России - ГТК России.

По общему правилу таможенный пост не является юридическим лицом. Однако в

соответствии с решением ГТК России, таможенный пост может быть наделён

статусом юридического лица. В этом случае он имеет самостоятельный баланс,

текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в

банках, обладает правом оперативного управления в отношении закреплённого за

ним имущества, являющегося федеральной собственностью.

Правовой статус таможенного поста определяется Общим положением о таможенном

посте РФ, утверждённом приказом Государственного таможенного комитета

Российской Федерации от 10 января 1996 года №12. Специальными нормативными

актами ГТК России может определять специфические особенности деятельности

отдельных таможенных постов РФ.

Основные функции таможенного поста схожи с основными функциями таможни РФ.

Субъекты таможенного права

Субъектом таможенного права признаётся тот, кто наделяется правами и

обязанностями в таможенной сфере. Другими словами, субъектом таможенного

права является каждый участник внешнеэкономической деятельности, который

производит перевозку материальных ценностей за пределы или в пределы

государства, а также лица, осуществляющие контроль за этими перевозками.

Субъектами таможенного права являются:

ü Таможенные органы;

ü Государственные служащие таможенных органов и служащие

таможенных организаций;

ü Юридические лица;

ü Физические лица.

Для более четкого определения субъектов разделим их на две группы:

специальные и иные субъекты.

Специальные субъекты таможенного права - таможенные органы и

государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется

установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, совокупностью

возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и

обязанностей.

Иные субъекты - «лица» и «российские лица» двоякого рода, т. е.

юридические лица – предприятия, учреждения и организации или физические лица,

вступающие в различные правоотношения с таможенными органами, кроме того, к

иным субъектам относятся также международные организации, имеющие отношение

к таможенному делу.

Таможенное право предоставляет всем юридическим и физическим лицам равные

права. Они на равных основаниях вступают в таможенные правоотношения: ввозят

в РФ и вывозят из неё товары и транспортные средства, в том числе при

осуществлении внешнеэкономической деятельности. Монополии государства на

внешнеэкономическую деятельность в РФ не существует.

Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в РФ или вывоз из

неё товаров и транспортных средств, за исключением случаев установленных ТК РФ

и другими юридическими актами на уровне федерального закона

[1].

Взаимные права и обязанности таможенных органов и иных субъектов таможенных

правоотношений детально регламентируются Таможенным кодексом РФ. Любое лицо

имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или

бездействие таможенных органов РФ и их должностных лиц, если упомянутые

решения, действия или бездействие затрагивают это лицо непосредственно и

индивидуально. Причём участник таможенных правоотношений, считающий, что его

права нарушены, должен сначала обратиться в таможенные органы, и лишь потом,

если спор не разрешён, в суд[2].

В числе международных организаций – субъектов таможенного права может быть

назван, например, Совет таможенного сотрудничества, созданный в 1953 г. в

Брюсселе. Россия как правопреемница СССР является членом этого совета.

Высшим органом Таможенного союза стран – членов СНГ является Таможенный Совет.

Его цели:

· Обеспечение функционирования Таможенного союза;

· Выработка и проведение единой таможенной политики;

· Противодействие монополизму, а также дискриминационным акциям

иностранных государств и их союзов;

· Пресечение недобросовестной конкуренции при осуществлении

экспортно-импортных операций;

· Унификация таможенного законодательства и таможенных процедур.

Положение о Таможенном совете было подписано странами СНГ в Москве 13 марта

1992 года.

Еще в качестве примера можно привести Всемирную торговую организацию (ВТО),

которая была создана в 1994 году в ходе Уругвайского раунда ГАТТ

(Генеральное соглашение по тарифам и торговле), на котором было решено

преобразовать ГАТТ в ВТО. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 г. Она

исходит из того, что мировая торговля должна развиваться по экономическим

законам, никакие административные и дискриминационные методы регулирования

недопустимы.